Музыкальные игры для яслей детского сада. Музыкальные игры для дошкольников

Музыкальные игры для дошкольников: «Давай познакомимся - и будем дружить!»

Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений (музыкальным руководителям, воспитателям), представляет собой подборку и описание музыкальных игр, способствующих знакомству детей, их адаптации в коллективе, формированию доброжелательных и дружеских отношений. Игры предлагаются в нескольких вариантах, соответственно возрастным категориям детей (младший и старший дошкольный возраст). К каждой игре отдельно указаны цели, задачи, необходимые атрибуты, прилагается авторский нотный материал.
Цель: обеспечить успешную социализацию каждого ребенка в детском коллективе.
Задачи:
- создать условия для знакомства детей, доверительного общения с другими;
- формированию у детей интереса друг к другу, способствовать запоминанию имен, внешности других детей (в новом коллективе);
- создать комфортную психологическую атмосферу, обстановку, в которой дети легко вступают в контакт друг с другом;
- развивать коммуникационные умения детей;
- воспитывать доброжелательные отношения к другим детям, положительное отношение к дружбе;
- способствовать развитию музыкальности детей.

«Солнышко ясное»

(сл.народные, муз.И.Куркиной)
Музыкальная игра для детей младшей группы

Цель игры:
вовлечь детей в совместную музыкальную деятельность, способствовать коммуникации детей друг с другом в период адаптации.

Задачи:


- формировать умение выполнять элементарные действия, отражающие содержание текста;
- формировать умение быть «ведущим» в игре, выбирать вместо себя другого «ведущего», соглашаться с выбором.
Атрибуты для игры:
Вариант 1: ширма-домик, шапочка «Солнышко» (ребенок-ведущий сам является «солнышком»).
Вариант 2: платок примерно 35х35 см (шифоновый шарф) голубого или синего цвета («небо»), игрушка «Солнышко» (ребенок-ведущий манипулирует с игрушкой).

Содержание:
Дети сидят на стульчиках, положив руки ладошками на свои колени. Ребенок-ведущий - «солнышко» - находятся напротив них за ширмой (Вар.1), либо (Вар.2) «солнышко» прячется за платком – «небом». «Небо» могут держать два ребенка-помощника или взрослый.
Игра проводится с инструментальным музыкальным сопровождением (либо просто с пением).
С начала песни играющие дети «зовут солнышко»:
«Солнышко ясное! Выгляни в окошко!» . На музыкальный проигрыш «солнышко» выглядывает из-за ширмы либо показывается из-за платочка.


Далее дети продолжением песенки приглашают «солнышко» выйти к ним и переворачивают руки открытыми ладошками вверх: «Выйди, солнышко скорей. Приласкай и обогрей!»
На музыкальный отыгрыш «солнышко» подходит по очереди ко всем детям (в любой последовательности), гладит их по ладошкам.



С окончанием музыки выбирает вместо себя новое «солнышко» (передает игрушку, или шапочку).

«Здравствуй, милый друг»

(сл. и муз. И.Куркиной)
Музыкальная игра для детей средней группы

Цель игры:
после движения врассыпную уметь быстро находить пару, доброжелательно приветствовать партнера, используя для этого выразительное пение и танцевальные движения.

Задачи:
- вызвать положительный эмоциональный отклик;
- формировать умение приветствовать других, используя ласковую, выразительную интонацию голоса, улыбку, доброжелательный открытый взгляд, позу;
- упражнять детей в умении быстро находить себе пару после движения врассыпную;
- упражнять детей в умении ритмично двигаться соответственно характеру музыки – спокойным или бодрым шагом, легким бегом, вприпрыжку (поскоками), останавливаться по звуковому сигналу;
- совершенствовать умение согласованно выполнять элементарные танцевальные движения в паре - качание сцепленных рук вправо-влево, кружение (сцепленные руки опущены вниз);
- способствовать формированию дружеских отношений между детьми.
Содержание:
После вступительных слов взрослого «Отправились как-то ножки путешествовать по дорожке…» дети двигаются врассыпную соответственно характеру музыки (спокойным ритмичным шагом).


На 2ой фразе при повторе музыкальной темы, взрослый обозначает момент остановки движения детей и их организацию в пары: «Повстречали друга ножки на дорожке…».
Следующую часть музыки дети поют друг другу песню, одновременно выполняя движения в парах:
Здравствуй, здравствуй,
Здравствуй, милый друг!
(Смотрят друг на друга, ритмично качают сцепленными руками вправо-влево).
Здравствуй, здравствуй!
Посмотри вокруг!
(Кружатся в паре, сцепленные руки опущены вниз.)
Здравствуй, здравствуй,
Мне ты улыбнись,
И со мною крепче подружись!
(Гладя друг другу в глаза, разводят руки широко в стороны, улыбаются, обнимают друг друга).

Далее игра повторятся со слов взрослого: «Отправились ножки снова путешествовать по дорожке…». Звучит музыкальная тема, но с другим характером исполнения (изменяется фактура аккомпанемента, динамика, темп). Дети вновь двигаются врассыпную, изменив соответственно музыке характер своего движения (бодрый шаг, марш, легкий бег, поскоки).

«Прогулка с прятками»

(муз.Т.Ломовой, модель игры И.Куркиной)
Музыкальная игра для детей младшего дошкольного возраста

Цель игры: запомнить состав детей группы, назвать «спрятанного» ребенка.

Задачи:

- учить использовать ласковые формы имен;
- развивать умение двигаться под музыку в соответствии с ее характером (спокойный шаг), останавливаться с окончанием музыки.
- развивать внимание, память.

Атрибуты для игры:
- платок или покрывало небольшого размера

Содержание:
Дети двигаются под музыку врассыпную, спокойным шагом. Как только музыка закончится, все приседают и закрывают глаза. Взрослый нарывает одного из детей платком (покрывалом) и приглашает всех остальных детей открыть глаза, встать и назвать, кто спрятан под платком. Когда дети отгадывают, кто спрятан, взрослый предлагает позвать его по имени в ласковой форме. «Спрятанный» ребенок после этого отзывается («Вот он, я!») встает, снимает платок и игра повторяется сначала.

*Примечание: для игры может быть использована любая другая небольшая музыкальная пьеса спокойного характера.

«Мы встречаем друзей вот так»

(Белорусская (русская) народная мелодия «На зеленом лугу», сл. И.Куркиной)

Цель игры: доброжелательно приветствовать партнера, используя для этого выразительные жесты, пение.

Задачи:
- вызвать положительный эмоциональный отклик ребенка;
- создать ситуацию для формирования доверительных отношений, контакта со всеми участниками игры;
- упражнять детей в умении выразительно, ритмично и согласованно выполнять в паре жестовые движения, постепенно ускоряя темп их выполнения соответственно музыке;
- способствовать развитию умения выполнять танцевальные пространственные перестроения: встречное движение в двух шеренгах, прохождение «расческой» (танцевальный рисунок «прочес»);
- способствовать развитию координации движений, навыков ориентирования относительно себя (право-лево).

Содержание:
На начало игры дети стоят в двух шеренгах. Каждый знает своего «партнера» (это ребенок, стоящий напротив). Шеренги находятся на расстоянии 4–5 шагов от центральной линии. Дети поют песню игры и одновременно выполняют соответствующие движения:
Мы помашем рукой – вот так! (машем партнеру правой рукой)
Мы помашем другой – вот так! (машем партнеру левой рукой)
Подойдем друг ко другу – вот так! (четыре шага навстречу партнеру – обе шеренги сходятся по центральной линии))
И обнимем друг друга – вот так! (обнимаем партнера)
Улыбнемся друг другу – вот так! (улыбаемся и смотрим на улыбку партнера)
Руку другу дадим – вот так! (на слово «вот» каждый подает правую руку ладонью вверх, на слово «так» - кладет левую руку на правую ладонь партнера)
И подпрыгнем дружней – вот так! (подпрыгивают одновременно вверх – 1 раз на слово «так»)
Вместе нам веселей – вот так! (на слова «вместе нам веселей» раскачиваем 2 раза сцепленные руки, перекрещивая их и разводя в стороны; на слово «вот» хлопок с партнером ладонью правой руки, на слово «так» правой рукой каждый выполняет жест «Во!»)
Далее дети проходят левым плечом мимо партнера на противоположную сторону (меняются линиями-шеренгами как в танцевальном рисунке «расческа», «прочес»). Выполнив 4 шага, они разворачиваются снова лицом к партнеру. Игра повторяется, но уже в более быстром темпе (музыкальное сопровождение и пение каждый раз ускоряются).

«Волчище и зайцы»

(муз.И.Куркиной, сл. народные)
Музыкальная игра для детей старшего дошкольного возраста

Цель игры: запомнить состав детей группы, назвать «спрятавшихся» детей.

Задачи:
- способствовать запоминанию имен, внешности других детей;
- развивать творческие способности, умение выразительно двигаться, передавать через движение образ животных (волк, зайцы);
- развивать внимание, память;
- обогащать опыт взаимодействия детей в условиях ролевой игровой инсценировки.

Атрибуты для игры:
- маска-шапочка «волк»
- ободки «ушки зайчика» (по количеству играющих детей)
- ширма

Содержание:

Игра проводится с песенным сопровождением и участием «руководителя» - это может быть взрослый, либо ребенок. Любой считалкой или по договоренности выбирается водящий - «Волк».
Все остальные играющие дети – «зайцы». Они двигаются прыжками врассыпную в центре зала (условная «поляна»), а «волк» в это время ходит вокруг, внимательно присматриваясь к «зайцам», запоминая их. После того, как «зайцы» закончат петь песню, они останавливаются («замирают») на своих местах. «Волк», еще раз посмотрев и запомнив играющих, отворачивается и закрывает глаза. «Руководитель» игры выбирает жестами одного или 2-3 «зайцев», которые уходят «с поляны» (прячутся за ширму). Затем, по команде «руководителя», оставшиеся «зайцы» говорят хором «волку»: «Раз, два, три! Смотри!» После этого «Волк» должен назвать по именам «зайцев», которых не стало на «поляне». Если он правильно называет отсутствующих, то может после этого «ловить» их. Остальные «зайцы» при этом остаются стоять на своих местах и не двигаются, но могут «мешать» волку, взявшись за руки и тем самым в некоторых местах перегородить ему путь.
Из числа пойманных «зайцев» «волк» выбирает вместо себя нового водящего.
(Если «волк» не смог назвать «спрятавшихся» зайцев, то он никого не ловит, и при повторе игры снова остается водящим).

Лидия Климова
Игры со звуками

Картотека игр на развитие фонематического слуха и восприятия (для родителей и воспитателей) .

«Игры со звуками »

1. Развитие неречевого слуха.

Шумящие коробочки

Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки . В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т. д. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов : взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда намеренно ошибайтесь.

Чудо-звуки

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков : шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки - какие похожи , чем различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков , затем сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке : зимой - скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной - капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон : машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще не забывайте про запахи - это опоры вашего малыша в жизни.

Что как звучит

Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам , пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе : «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом?» Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять «волшебную» палочку с собой на прогулку. Более сложный вариант - узнавание звуков без опоры на зрение . Ребенок отвечает на вопросы : «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки

«Прохлопай, как я»

Отрабатываем ритмические структуры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2 удара-пауза-3 удара.

Ребенок его повторяет.

Варианты игры :

Ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу) ;

Ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами;

Ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

«Красный – зелёный»

Взрослый показывает предметную картинку, громко, чётко называя изображение : «БАНАН» , а затем чётко произносит звукосочетания :

«БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ» .

Если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять зелёный флажок, а если неправильное – красный.

«Какое слово лишнее?»

Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных :

КОМ – КОМ – КОТ – КОМ,

БУДКА – БУКВА– БУДКА – БУДКА;

ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ;

КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА.

«Самое короткое слово»

Взрослый произносит три слова, а ребенок говорит, какое слово самое короткое.

СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ

СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА

ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА

«Играем в рифмы»

Цель : развитие фонематического восприятия. Дифференциация слов, близких по звучанию :

Игра «Добрый слон» .

Жил на свете добрый слон, сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот (корзина, машина и т. д. ,

Вот ромашка, вот (букашка, бумажка,

Вот мой домик, вот твой (томик, сомик,

Вот и пушка, вот и (мушка, сушка, кружка,

Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка, крышка,

Вот сосед, а вот (обед, кларнет, винегрет) .

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

Игры со звуками и словами .

«Поймай звук »

Взрослый предлагает «поймать» (хлопнуть в ладоши, если ребенок услышит заданный звук . Рекомендуется выделять заданный звук из ряда других звуков , слогов, слов.

«Отбери картинки»

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых есть заданный звук , например звук [м] .

«Будь внимателен»

Взрослый произносит несколько слов, например : санки, нос, рак, маска. Ребенок должен запомнить и назвать только те слова, в названии которых есть звук [с] .

«Отгадай загадку»

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку, а затем назвать последний (первый) звук в слове-отгадке . Например :

Мягкие лапки,

А в лапках царапки (кот)

Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки (стол) .

«Цепочка из слов»

Взрослый называет слово (например, лес) . Ребенок называет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука . Например : лес- сок-кот-тапки.

«Квартирка звука »

Для игры используются схемы слов в виде прямоугольников, разделенных на три части : начало, середину, конец. Ребенку предлагается определить, где живет звук в слове : начале, середине или в конце и положить фишку на соответствующее место.

«Разложи картинки»

Ребенку предлагают разложить картинки на две группы : в одну положить те картинки, в названии которых первый звук твердый , в другую - с

начальным мягким звуком .

«Внимательные глазки»

Взрослый предлагает ребенку в окружающей обстановке (сюжетной картинке) найти предметы, в названии которых есть заданный звук ,

определить его место в слове.

«Подбери словечки»

Ребенку предлагают придумать и назвать слова, в названии которых есть заданный звук . Например, звук [к] - кот , молоко, корова, потолок и т. п.

«Отгадай и назови звуки »

Взрослый называет слияния звуков , слогов, слов. Например : иуа, ап, ма, кот и т. п. Ребенку определяет последовательность и количество звуков в слоге (слове) .

«Назови по порядку слоги»

Взрослый произносит слово, ребенок говорит : какой слог 1-й, какой – 2-й. Например : САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС) . Произнося слова по слогам, ребенок на каждый слог делает хлопок в ладоши.

«Флажки»

Взрослый называет звук . Ребёнок, определяя, какой этот звук : гласный, согласный мягкий или согласный твёрдый, поднимает флажок

Игра «Какой слог лишний?»

Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний» . Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва,.)

«А ну-ка, догадайся!»

Какой одинаковый звук есть во всех словах ?

Шуба, кошка, мышь (звук ш ) . Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.

«Отбей слоги мячом»

Взрослый говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок, отбивая мячом об пол, делит слово на части.

«Отгадай слово по первым буквам»

Взрослый выставляет перед ребёнком сколько картинок, сколько звуков в слове . Ребёнок выделяет первый звук в каждом слове , соединяет их по порядку и называет получившееся слово. Можно выкладывать первую букву каждого слова и затем прочитать, что получилось.

"Сколько звуков

Взрослый произносит слова (один, два или три гласных звука : а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал .

«Шифровка»

Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове .

Елена Приходько
Музыкальные игры для старшего дошкольного возраста

Музыкальные игры. Старший дошкольный возраст

«Мишки и пчелы»

Цель: Развивать эмоции, выразительность движений, способность координировать движения с музыкой и текстом.

Ход игры: Дети – мишки встают в круг. В центре круга стоят 3-4 ребенка. Это «пчелы».

Дети- мишки, взявшись за руки, идут по кругу и поют, «пчелы» показывают движения.

На высокой кочке Дети соединяют руки над головой.

Стоит большая бочка Округляют руки перед грудью, показывая бочку.

Пчелы бочку стерегут, Вращают перед грудью указательными пальцами.

Мишкам меду не дают. Грозят пальцем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Мишек будем догонять! Хлопают в ладоши. Топают ногами, поставив руки на пояс.

Мишки убегают, «пчелы» стараются «ужалить».

«Паучок и мушки»

Цель: Развивать эмоции, выразительность движений. Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, укреплять дружеские, доброжелательные взаимоотношения.

Ход игры: Двое детей-«паучков» берутся за обе руки и поднимают их («ловушка»). Остальные дети-«мухи» берутся за руки и проходят через «ловушку» под песню.

Жил на свете паучок, быстроногий старичок.

Паучку нужна сноровка, сети он раскинет ловко –

И висит ловушка, берегитесь, мушки!

«Ловушка» захлопывается с окончанием пения. Пойманный ребенок встает в круг, берет за руки детей-«паучков» и поднимает вместе с ними руки вверх. Игра повторяется, только «мухи» двигаются «змейкой» через «ловушку». С каждым повторением игры «ловушка» становится все больше. Побеждают дети, которые останутся не пойманными.

«Заяц и лис»

Цель: Развивать координацию движений, чувство ритма, умение выразительно выполнять движения в соответствии с текстом песни.

Ход игры: Дети встают парами в колонну, повернувшись лицом в одну сторону. С одной колонны прыгает «заяц», с другой – стоит «лис». Дети поют песню, выполняя движения.

Стой, зайчонок, не беги Дети грозят пальцем.

По тропинке узенькой, Вытягивают вперед прямые руки, приблизив их

друг к другу («тропинка»).

Лучше ты побереги Грозят пальцем.

Хвостик свой кургузенький руками прикрывают «хвостик».

Заяц встает позади колонны. С другой стороны

крадется «лис».

Лис крадется вдоль тропы – по очереди выставляют руки вперед, раздвинув

пальцы, как когти.

Вряд ли ищет он грибы - покачивают головой, руки на поясе.

Щелк-щелк, топ-топ-топ. Щелкают пальцами (2 раза, притопывают (3раза)

«Лис» встает рядом с зайцем. Они образуют

последнюю пару.

Ты, зайчонок, не зевай, Грозят пальцем,

А от лиса убегай! бегут на месте.

Дети берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». На проигрыш «заяц» и «лис» проходят через «ворота» и встают впереди всех. Они поворачиваются друг к другу спиной.

Раз, два, три! Беги! Хлопают в ладоши. «Лис» обегает колонну с одной

стороны, «заяц» - с другой. Вернувшись на то же место

ребенок становится победителем.

«Найди щенка»

Цель: Развитие динамического слуха в сочетании с выразительным пением.

Игровой материал: маленькая фигурка щенка.

Ход игры: Дети сидят, образуя полукруг. Педагог вместе с детьми выбирает водящего, который закрывает глаза. Дети протягивают сомкнутые ладошки педагогу, кому-то он в ладошки прячет щенка (по принципу игры «Колечко»).

Дети зовут водящего: Вот щенок наш убежал, спрятался за бочки.

Во дворе их много так, не найти его никак.

Ну-ка, Саша, поспеши и щенка нам отыщи!

Мы не будем помогать, будем песню распевать!

Водящий подставляет каждому ребенку обе ладошки, в которые дети поочередно вкладывают закрытые свои. При этом дети тише или громче поют знакомую песенку, и по ее динамическому звучанию водящий пытается найти щенка.

«Колобок»

Цель: Развивать динамический слух в сочетании с чистотой интонирования в пении. Воспитывать у детей дружеские, доброжелательные отношения.

Музыкальный материал: любая знакомая детям песня, которую можно петь без музыкального сопровождения.

Игровой материал: игровое поле, молоточек и несколько небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елочку.

Ход игры: Педагог расставляет все фигурки на игровом поле в любом порядке. Дети рассматривают фигурки, а затем вместе с педагогом выбирают водящего, который отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут «колобок» и зовут водящего:

Укатился колобок, колобок – румяный бок.

Как же нам его найти, к деду с бабкой привести?

Ну-ка, Лена, по дорожке походи, походи

И по песенке веселой колобочек отыщи.

Дети поют любую знакомую песенку, а водящий в это время берет молоточек и водит им по игровому полю от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, дети поют тихо, если близко – громко.

«Воротики»

Цель: Развивать у детей умение воспринимать ритмическое разнообразие (долгие, короткие звуки) посредством движений под музыку. Воспитывать у детей дружеские, доброжелательные отношения.

Музыкальный материал: «Марш» И. Дунаевского из к/ф «Веселые ребята», «Полька» С. Рахманинов – 2-я часть.

Движения, используемые в игре: энергичный шаг на полной стопе и легкий бег на носочках.

Ход игры: Дети делятся на первые-вторые номера или «ромашки, колокольчики». Дети с одинаковыми номерами становятся парами, образуя круг. Пары под первыми номерами чередуются с парами под вторыми номерами. Под звучание марша все дети парами идут по кругу энергичным шагом. С окончанием звучания музыки (в паузе между музыкальными фрагментами) педагог или ребенок-ведущий дает команду, например: «Первые номера!» - и это значит, что дети, стоящие под этими номерами, должны быстро поднять сцепленные руки вверх, образуя «воротики».

Под звучание польки, не названные, номера легким бегом пробегают в «воротики», образованные названными номерами. Далее игра повторяется сначала, но «воротики» могут образовывать другие номера.

«Жмурка»

Цель: Развивать у детей восприятие смены темпа в музыке и точной реакции на нее посредством движения.

Ход игры: Дети выбирают «жмурку». Звучит медленная музыка, дети становятся на одно колено (спина прямая, жмурка ходит между ними. Под звучание быстрой музыки дети легким бегом передвигаются вокруг жмурки, который «спит». С окончанием музыки «жмурка» ловит детей. Если «жмурка» догоняет кого-то, то они меняются ролями.

«Игра с Мишкой»

Цель: Передавать характер песни, действовать в соответствии с ее содержанием.

Воспитывать у детей дружеские, доброжелательные отношения.

Ход игры: Дети стоят свободной группой, на противоположной стороне «спит» Мишка (ребенок). Дети идут к Мишке и поют:

По тропинке, по дорожке мы к берлоге подойдем.

Мы похлопаем в ладошки и немного подождем.

Мишка просыпается, протягивается. Он поет, обращаясь то к одному, то к другому ребенку: Кто здесь хлопал? Кто здесь топал?

Дети: Нет, не я. Нет, не я!

Мишка: Ты здесь хлопал? Ты здесь топал? Догоню вас я! Р-р-р…

В конце игры Мишка догоняет детей.

«Белые гуси»

Ход игры: Дети, свободно группируясь, идут по комнате и поют:

Белые гуси к ручейку идут, белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга, крикнули гуси: «Га-га-га!»

Окончив песню, останавливаются. Ведущий говорит:

Из леса, из лесочка вышла хитрая лиса!

На встречу выходит Лиса и говорит:

Гуси, гуси, я вас съем!

Гуси: Подожди, лиса, не кушай,

Нашу песенку послушай! Га-га-га! (поют).

Лиса: надоело мне вас слушать, я сейчас вас буду кушать!

Дети-гуси убегают на свои места, лиса их ловит.

«Ребята и медведь»

Цель: Развивать образность и выразительность движений, исполнять движения в соответствии с содержанием текста песни, передавая характерные черты игрового образа.

Ход игры: Для игры выбирается Медведь, который садится в стороне и делает вид, что спит в своей берлоге.

Дружно за руки возьмемся, в лес зеленый мы пойдем. Дети идут гулять в лес.

По полянке мы пройдемся, песню весело споем!

Нагибайся, погляди-ка, что краснеет под кустом? Останавливаются,

собирают землянику.

Ты не прячься, земляника, все равно тебя найдем.

Комары звенят над нами, комары кусают в лоб.

Мы воюем с комарами, мы в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп! Хлопают в ладоши.

С окончанием пения Медведь просыпается, выходит из берлоги, говорит:

Кто это поет? Спать мне не дает?

Дети быстро присаживаются, сидят, не шевелясь.

Медведь: Нет, нету никого возле дома моего.

Пойду опять в берлогу спать!

Медведь уходит, а дети повторяют песню. С окончанием пения снова появляется Медведь: Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает?

Дети быстро присаживаются, прячась от Медведя, Если кто-нибудь зашевелится, Медведь берет того за руку и говорит:

Вот кто здесь гулял, кто мне спать мешал.

Пойманного Медведь уводит в свою берлогу. Дети подходят к Медведю, просят его:

Медведюшка, не тащи, медведюшка, отпусти!

Медведь: Так и быть, не потащу! Так и быть, отпущу! Пусть только спляшет!

Дети вместе с Медведем пляшут под веселую народную мелодию.

«Кто скорее найдет свой кружок»

Цель: Развивать координацию движений, чувство ритма, умение различать контрастные части музыки, развивать танцевальное творчество.

Ход игры: Дети располагаются в два круга. Мальчики вокруг – Петуха, девочки вокруг – Лисы. Звучит любая народная мелодия, под первую часть музыки – Лиса и Петух играют на музыкальных инструментах (Лиса - на трещотках, Петух – на бубне, дети, взявшись за руки, топающим шагом двигаются по кругу. На вторую часть музыки дети хлопают в ладоши, Лиса и Петух пляшут, используя русские народные плясовые движения. На третью часть музыки дети пляшут врассыпную, затем присаживаются на корточки, закрыв глаза. Лиса и Петух тихонько занимают новое место в зале. С окончанием музыки дети должны найти свой кружок и взяться за руки.

«Кот и Мыши»

Цель: Развивать образность и выразительность движений, исполнять движения в соответствии с содержанием текста песни, передавая характерные черты игрового образа.

Ход игры: Ребенок-Кот стоит в центре, дети двигаются на носочках вокруг «кота», изображая мышат, поют:

1. Тише мыши, тише мыши! Кот сидит на нашей крыше!

Старый кот, толстый кот громко песенку поет!

Кот поет: Мур-мур-мяу! Мур-мур-мяу! Мур-мур-мяу! Всех поймяу!

Дети: 2. Он, хитро прищурив глаз, стережет, наверно нас!

Старый кот, толстый кот громко песенку поет…

Кот поет припев.

Дети: Но сегодня, Васька злой, не поймаешь, ни одной.

Не поймаешь, не поймаешь, не поймаешь ни одной!

В конце игры Кот ловит «мышей».

«Пчела»

Цель: Развивать песенное творчество детей, вызывать интерес к сочинению мелодий разных по настроению, добиваться выразительных песенных импровизаций.

Ход игры:

Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и поют:

«Целый день спешит пчела, у нее с утра дела.

На полянку за медком, а потом в пчелиный дом»

Дети останавливаются, обращаются к «пчеле»:

«Пчелка, пчелка, пожужжи, о себе нам расскажи,

Пчелка, пчелка пожужжи о себе нам расскажи»

По окончании песни Пчела исполняет песенную импровизацию. Участники игры должны определить словами настроение песенки. Ведущим игроком становится тот, кто подберет наиболее точные определения.

«С кем дружит зайчонок?»

Цель: Формировать у детей слуховые ощущения фразы, ее начало и окончание. Сохранять темп движений на протяжении всей игры, развивать чувство ритма.

Ход игры: Дети стоят в кругу лицом друг к другу (в руках у детей музыкальные инструменты). Педагог держит зайчонка в руках и со словами идет по кругу с внешней стороны.

Зайка – верный, добрый друг, к нам пришел играть он в круг.

С кем он дружит, назовите, никого не пропустите.

В конце первого предложения педагог останавливается напротив кого-нибудь из детей и лапкой зайчонка дотрагивается до одного игрока. Остальные называют его имя (например, «с Сашей»). Ребенок отстукивает на инструменте ритм, дети его повторяют. На второе предложение по кругу с игрушкой идет «Саша» и лапкой зайчонка дотрагивается до одного из игроков. Дети называют имя этого участника игры и т. д.

Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира , а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Автором, разработавшим идею игр звуками как первоначальной формы знакомства детей с миром музыки, является австрийский композитор Вильгельм Келлер, сподвижник и коллега Карла Орфа.

Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот жалобно мяукает кот, тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, визжит тормозами машина, и поет скрипка. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Нам, взрослым, только кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или в симфоническом оркестре. На самом деле это не так - фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки. "Марш деревянных кубиков", "Полька цветных карандашей" или "Скрипучее рондо" - такие пьесы увлекут не только малышей.

Каждый знает, какого цвета небо, солнце, ночь, огонь... А как ночь звучит? Переливается бархатно - черными звуками рояля или искрится сияющим звездным дождем колокольчиков и хрустальных стаканчиков? Может она певучая и прохладная, как звуки металлофона? Можем ли мы представить и сыграть "разговор двух кузнечиков", "хор планет", "танец травинок", "марш муравьев"? Кажется невероятным, но можем, и легко.

Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек светлячка, простые рыболовные колокольчики "разговаривают" друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой раскажут, как осенью грустно шуршат листья под ногами. Стоит только прислушаться - и в легком постукивании карандашом по столу можно услышать незатейливую песенку дождика, а в бумажном шелесте - целую сказку, рассказанную простым бумажным листиком.

Сам педагогический процесс "омузыкаливания" бытовых шумов (звон, шуршание, стук, шорох, звон) основан на стремлении ребенка самостоятельно организовать звуки, превращая их тем самым в музыку. Когда детям еще не доступны динамические, ритмические, структурные или иные способы организации звуков, единственно возможным способом формирования и образования становится спонтанная комбинаторика, одушевленная внутренним импульсом: "Это моя музыка!"

Использование в музыкальном воспитании шумов и тембровых импровизаций на шумовых инструментах никак не противоречит сути самого музыкального воспитания. Построение подобных композиций составляет лишь одну из форм активного музицирования детей. Дети творят свою музыку на том уровне выразительности, который можно назвать первично универсальным, открывая для себя известные элементарные интонации.

Мы не можем, не имеем права ожидать от детей мелодий, произведений, похожих на музыкальные шедевры. У детской музыки, которую малыши импровизируют или даже сочиняют, нет бытия во взрослом мире, на нее лишь в незначительной степени распространяются наши понятия о прекрасном.

У нее есть главный смысл – прикладной, она помогает детям изучать и исследовать мир, а также формировать свое к нему отношение средствами музыкально – дидактической игры.

Импровизация, которая в своей сути есть игра, основанная на варьировании, преображении, пересочинении, более всего соответствует детской модели познания мира. Импровизационное обучение имеет не только чисто музыкальный смысл, его значение гораздо шире и затрагивает сферу формирования внутренних качеств личности.

Одновременно творческое музицирование как музыкально - эстетическая игра не может не стремиться к неким качественным характеристикам. Как определить качество музицирования с детьми, которые мало что умеют? Что способно выступить в данном случае эталоном оценки? Можно попытаться выразить качество через предельно обобщенное условие: самое простейшее (пусть это будут два звука на барабане) должно быть одухотворено и организованно . В этих словах заключена вся философия творческой работы с детьми.

Игры звуками - это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу "плохо или хорошо" ты что-то сделал. Игры звуками - это творчество-исследование, которое служит нескольким важным педагогическим целям :

Изучению звуковых свойств различных материалов и предметов из них

Бумажных, деревянных, стеклянных, металлических); детских музыкальных

Инструментов (орфовских и шумовых, а также голоса и артикуляционного

Аппарата);

Приобретению разностороннего опыта звуковых ощущений;

Исследованию различных способов получения звука и приобретению навыков

Игры на инструментах;

Развитию тонкого тембрового, а через него и звуковысотного.

С точки зрения методики игры звуками основываются на принципах элементарной импровизации, фактически и являясь ею.

Ключевая фраза "сыграй, как ТЫ хочешь" запускает весь механизм этой импровизации.

Целесообразная последовательность действий педагога в словах, побуждающих детей к определенным действиям:

1. "Поиграй на своем инструменте, изучи, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные" (работа со всей группой одновременно).

2. "Сыграй музыку на инструменте - как ты хочешь" (свободные индивидуальные соло по кругу, спонтанная комбинаторика).

3. "Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь" - ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди.

4. "Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них "музыку дождя", "песню ветра", "танец ежика", солнечный свет", "маленькую ледяную симфонию", "твое сегодняшнее настроение", "радостную мысль".

Ступени данного процесса будут правильными, если двигаться от звукоподражательных интонаций типа "кап-кап", "тик-тик", имеющих прямую ассоциативную связь со своим жизненным прообразом, к постепенному увеличению степени опосредствования ассоциативной связи.

5. "Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение" - здесь используется метод наложения свободной в метроритмическом отношении детской импровизации на структурно и ритмически организованный поэтический текст.

6. "Поговори со своим соседом, расскажи ему что хочешь" - диалоги инструментов, например, коробочки и маракаса (более свободная комбинаторика, обусловленная необходимостью реагировать на действия партнера).

Игры звуками, являясь первичной формой импровизации, базируются на нескольких фундаментальных принципах :

Формирование у детей отношения к звуку, слову, жесту, движению как к

Игровому материалу, который создает фундамент для творчества;

Коллективно-распределительный характер элементарной импровизации,

Позволяющий принимать в ней участие каждому;

Простота и доступность.

Поиск, свободные образные ассоциации и свободное комбинирование составляют механизм детской импровизации.

Поскольку любая практическая деятельность осуществляется с помощью орудия труда, то и у детей, обучающихся музыке, должны быть свои "орудия" - детские музыкальные инструменты, с помощью которых учатся данному виду деятельности. Очевидно, что инструменты не могут быть технически сложными в освоении, ребенок должен понять, как играть на них в результате несложных манипуляций. Такими свойствами обладают орфовские штабшпили - металлофоны и ксилофоны со съемными пластинами, созданные специально для детей. Эти инструменты откликаются на малейшее прикосновение чудесными звуками: по ним можно играть палочками, подушечками и косточками пальцев, просто щелчками и даже кулачками.

Условиями простоты, доступности и вариативности отвечают также и шумовые инструменты. Внешняя привлекательность и необычность инструмента - главное, что влияет на возникновение интереса к нему детей и желание взять инструмент в руки. Детей привлекает не только звучание и вид инструмента, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи, извлекать из них звуки. Легкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются главными факторами педагогического успеха в работе с ними.

Анализ педагогической практики показывает, что существует прямая зависимость между простотой инструмента и возрастом детей: чем младше ребенок, тем проще ему нужен инструмент. Одновременно существует и связь иного рода: чем беднее музыкальный опыт ребенка (безотносительно к его возрасту), чем ниже общий уровень развития его музыкальности, тем с более простых инструментов следует начинать его музыкальное обучение.

Поскольку на начальном этапе формирования музыкальности детей ритм выступает как ее фундоментальная основа, то и первыми инструментами детей становятся шумовые во всем их богатстве и разнообразии. К тому же преждевременное использование сложного инструмента может тормозить естественное развитие музыкальности детей. Для них будут упущены навсегда многие возможности, которые открываются только с помощью простейших инструментов.

Разнообразие шумовых и ударных инструментов трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковы тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, тон-блоки, маракасы, ручные барабаны и тарелки и т.д.

"Шумовой этап" в обучении не бывает коротким, его невозможно завершить в течение нескольких занятий. Это связано с тем, что с помощью шумовых инструментов в музыкальном обучении детей постепенно осуществляется прохождение ряда важных этапов, что требует времени.

Так, формирование метроритмического чувства занимает несколько лет, и все это время шумовой инструмент будет лучшим помощником педагога. Полноценная работа над тонкостью, чуткостью тембрового слуха, подготовка его к более сложному слуховому познанию также не ограничивается знакомством с инструментами в течение одного - двух занятий.

Что касается развития первичных навыков элементарной импровизации в играх звуками, то и здесь только шумовые инструменты могут прийти на смену звучащим жестам. Шумовые инструменты участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления. С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительное озвучивание стихов и сказок). При этом происходит закрепление за звучаниями определенного смысла (дождь, часы, гром, ручей и т.д.). Позже дети способны устанавливать и опосредственную связь между звучанием и моделируемым звуковым образом (хор планет, музыка звезд, песенка светлячка и т.п.).

Детские музыкальные инструменты на самом первоначальной ступени должны быть игрушками в высоком значении этого слова . Музыкальными игрушками , которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождается звуки, не боясь, что сломают инструмент. А если и сломают, то смогут сделать подобный, из незатейливых подсобных материалов.

Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших давних предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, куски полого бревна, простые деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки различных растений. Внашей современной жизни для звукотворчества возможностей неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов может пригодиться все:

Различная бумага (целафан, пергамент, газета, гофре и пр.).

Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки различной толщины, брусочки.

Коробочки из разных материалов(картонные, пластмассовые, металлические,

Баночки от йогурта, от шоколадных яиц)

Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань.

Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них,

Различная крупа, камешки, ракушки.

Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, гайки).

Металлические банки разных размеров.

Стеклянные бутылки и фужеры.

Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчески.

- И многое другое, из чего только можно извлечь звуки!

Речевые упражнения представляют собой очень эффективную форму творческой работы с детьми . В ее основе лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего ритма. Ритмизованная и омузыкаленная инструментами речь является чудесной музыкой.

Речевое музицирование открывает большие возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки. Для музыкального воспитания речевые упражнения важны, прежде всего, потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух одна из основ слуха музыкального.

Из своего самого первого опыта ребенок черпает и учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относится: темп (агогика), ритм, регистр, темп, звуковысотный рисунок (линия), артикуляция, штрихи, динамика, тесситура, фактура, фразировка, акцентуация, форма.

Основным жанром речевого музицирования является речевая пьеса. Ее можно определить как музыкально - педагогическую модель, в которой текст не поется, а ритмично декламируется. В музыкально-речевых пьесах удачно могут сочетаться речь, музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства, звукоподражания.

Основой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы. Для речевого музицирования с дошкольниками вовсе не годятся изысканно-утонченные стихи, даже если они об игрушках, капельках или осенних листьях. Символический смысл таких стихов детям просто не понятен, поэтому их использование, как правило, интересно более педагогу, чем детям.

Речевые упражнения служат основой для постижения богатства и разнообразия ритмов и интонаций, воспитания интонационного, полиритмического и полифонического слуха, подготовки голосового аппарата к пению; дают представления о первичных музыкальных структурах и способах развертывания форм, фактуре; служат надежным мостиком для самостоятельных действий детей в импровизациях.. Они прекрасно поддаются систематизации, распределению по уровню сложности, являясь незаменимой по педагогической ценности формой работы с детьми.

Тексты в речевых упражнениях выполняют поддерживающую и обучающую функцию, помогая прояснить и интуитивно осознать семантику выразительных средств. Хороший, сразу заинтересовывающий детей текст, является лучшей предпосылкой для плодоряяя2орного мяяяязицирования. При выборе текста следует принимать во внимание как содержательную, так и звуко - ритмическую сторону. Из опыта многих педагогов известно, с каким воодушевлением дети воспринимают звуковую бессмыслицу. Тарабарские, чепуховые рифмы (эне-бене-раба, мисли-масли- компа-тели, хоккери-доккери) с удовольствием ими принимаются и музыкально обрабатываются. Об этом, в частности, очень подробно писал К.Чуковский в книге "От двух до пяти", посвященной формированию и развитию детской речи. Интересную мысль о естественной природе такой игры высказал музыковед М.Харлап: "Между речью и музыкой есть стадия лепета - ритмической игры со звуками. Эта ритмическая структура является предпосылкой образования музыки ».

Именно поэтому речевое музицирование начинается с игр фонемами, фонемными слогами - этот огромный арсенал звуковых средств, с первых же занятий образует активный "инструментальный" словарь ребенка для импровизаций.

Предварительный просмотр:

Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты. Особая легкость для детей работы с речевыми ритмами кроется в поддержке ритма артикуляционным движением. В качестве подкрепления действуют импульсы, идущие от речевой мускулатуры. Поддерживающую функцию в речевых упражнениях выполняет и сам текст, помогающий запомнить и удержать правильный ритм.

Речевой канон доступен даже дошкольникам, способствуя формированию распределенного дифференцированного внимания.

Формирование движения у человека происходит при участии речи, а речи – при участии движения.

Язык жестов, телесно – пластическая деятельность человека предшествовали звуковому языку исторически. Речь основана на движении, и здесь лежит причина, связывающая жест и слово. Жест как особая форма движения может сопровождать, украшать или заменять речь, способствуя установлению координации между вербальным и невербальным общением.

А какое увлекательное занятие - танцевать стихи! Вот, например текст, в размере три четверти дети импровизированно танцуют, а один – два ребенка сопровождают их танец импровизацией на металлофонах.

Снег так искрится зимой и блестит,

Сотнями искорок ярко горит!

Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности, способствуя индивидуальной интерпретации образа, эмоциональному самовыражению. Она превращает речевую пьесу в театрализованную игру, вплотную приближая речевое музицирование к импровизированному театру. Общность выразительных средств речи, движения и музыки, доступность и легкость речевого импровизирования являются основой для творческих действий детей.

Поиск пластического сопровождения текста - является способом эмоционального вовлечения ребенка в процесс обучения.

Пластическое отображение текста создает особое «мотивационное

пространство», в котором каждый ребенок оказывается сотворцом. Не стоит именно «придумывать» движения к тексту, напрягая голову.

Пластическое отображение текста – это, как правило, спонтанная жестовая импровизация, она самоценна как творческий феномен.

В специальном заучивании сочиненного педагогом двигательного сопровождения текста очень мало смысла, каким бы ни казалось оно совершенным.

Простейшим движением и в то же время таким же простейшим пластическим отображением текста станет использование при декламации звучащих жестов. Любое детское стихотворение вначале необходимо продекламировать метрично, сопровождая его хлопками или шлепками.

Речевые упражнения служат также эффективным средством развития интонационного и тембрового слуха. Под интонационным слухом подразумевается способность слышать и понимать содержательный смысл музыки. Именно из речи ребенок постепенно черпает все более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками. Каждая речевая модель подразумевает различные интерпретации в динамике, регистре (низком, высоком, фальцетном, свистковом), тембре, с различной артикуляцией, в различном темпе, а также шепотом. «Прощупывание» образа в различных интерпретациях текста есть естественный и логичный путь к постижению глубины и разнообразия интонаций.

Такая разнообразная работа с одной моделью позволяет не понятийно, а практически и в очень доступной форме представить детям выразительные возможности музыкальных средств, взаимосвязь всех свойств звука в музыкальной интонации. Это самый верный путь к постижению интонационного смысла музыки.

Одной из художественных форм речевого музицирования является ритмодекламация – ритмическое произнесение текста на фоне звучащей музыки.

В ритмодекламации как форме, жестко фиксированной автором, места для детского творчества совсем не много. Есть лишь возможность поэкспериментировать с речевыми интонациями и динамикой голоса. При этом следует иметь в виду, что ритмодекламация на фоне живой музыки (фортепиано) всегда более эффективна, чем на основе фонограммы, которая отчуждает ребенка от слушания звука в сочетании с речью.

Способы и приемы, с помощью которых речевое музицирование становится творческим, поскольку разучивание придуманной педагогом речевой пьесы или ритмодекламации на фоне им же придуманной музыки таковым не является по своей сути.

Главный смысл творческого поиска в речевом музицировании заключается в ритмическом варьировании текста, его тембровом и фактурном оформлении, строительстве формы – от простого повторения фразы до имитационно – полифонических пьес. Возможны многие варианты: «Фруктовое рондо», «Игрушечный канон».

Дети постепенно учатся технике конструирования речевых пьес – элементарной устной композиции. Например, предложенный стихотворный текст(4 строчки) каждая творческая группа пробует ритмизовать по-своему, выразительно продекламировать, обыгрывая его мимически. Затем дети могут добавить к своей «заготовке» шумовой аккомпанемент. Иногда в творческий процесс может вмешаться педагог, подсказывая, что с каким – нибудь движением их пьеса будет выразительней. Группы продолжают поиск, одни могут взять ксилофоны, другие - развивать форму за счет фактуры, придумывая аккомпанемент.

Несколько вариационных «репетиций» перед показом завершают творческий процесс, который занимает одно занятие. Импровизированный концерт групп друг для друга является обязательным моментом обучения. Дети с необыкновенным вниманием будут следить и сравнивают свою пьесу с интерпретацией товарищей, их не надо будет уговаривать смотреть и слушать.

В конце занятия должно пройти обсуждение, что у кого было сделано интересно. Ошибок не бывает. Педагог получит полную информацию о результатах своей деятельности, реальной музыкальной компетентности каждого из детей, развитии их творческих навыков, способности к импровизации, умении сотрудничать, не проводя при этом никаких опросов, тестирования и диагностики.

Речевые упражнения – наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать. Самая первая импровизация – это словесная фантазийная игра, запускающая сам механизм спонтанной изобретательности, находчивости, тесно связанный с быстротой реакции, активностью восприятия.

В самом начале детская речевая импровизация может выражаться лишь в добавлении нового слова или строчки для создания версии любимого стиха или песни, в поиске слова, подходящего по ритму к заданной модели, в образовании различных комбинаций из ритмизованной цепочки слов.

«Ветер и эхо»

(Шуточная речевая пьеса с элементами канона и речевого двухголосия).

Педагог предлагает детям сначала скопировать его речь как эхо, затем постепенно к декламации добавляется звуковая имитация ветра и слова, получается речевое двухголосие. Игру можно развивать как шуточный диалог с разными интонациями. Так, во второй части пьесы дети произносят слова с шуточно – грозной интонацией.

Речевая пьеса после разучивания может идти как игра: дети стоят в зале с закрытыми глазами врассыпную и «разговаривают» с педагогом, «ветер» между ними двигается и звучит в нужное время. В конце игры ребенок – ветер старается «осалить» как можно больше детей.

«Солнечный дождь»

(ритмодекламация)

В модели детям представляется возможность поискать интонации и более подходящие инструменты для звукоподражания. Можно эту модель декламировать двумя «полухорами».

1. Солнечный дождь по земле пробежал –

Каждый листок серебром засверкал.

2. Радуга в небе весеннем стоит,

Будто перо у Жар-птицы горит.

Солнечный дождь, солнечный дождь,

Как хорошо, что ты, дождик, идешь!