Тест "стили педагогического общения". Родительское собрание "стили родительского воспитания" C каким из утверждений вы полностью согласны

Главная > Документ

Тест « Стили родительского общения»

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием? А. Преимущественно воспитанием. Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды. В. Главным образом врожденными задатками. Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом. 2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей. А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности. Б. абсолютно с этим согласен. В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забыаать о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей. Г. Затрудняюсь ответить, незадумывался об этом. 3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным? А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, что бы он пошел умыться (Эдгар Хоу). Б. Цель воспитания – научить детей обходиться без нас (Эрнст Логуве). В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер). Г. Научи сына послушанию, и тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер). 4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола? А. Меня ни кто этому не учил, и их сама жизнь нгаучит. Б. Считаю, что родителям стоит в доступной форме удовлетворять возникающие у детей интерес к этим вопросам. В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте, главное – позаботится о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности. Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители. 5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы? А. Если попросит можно и дать. Б. лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы. В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на месяц, неделю), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы. Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую то сумму. 6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел другой ребенок? А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка. Б. Отправлюсь выяснять отношения с родителями обидчика. В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги. Г. Посоветую ребенку, как ему лучше вести себя в таких ситуациях. 7. Как вы относитесь к сквернословию ребенка? А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди людей, это не принято. Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо. В. Подумаешь! Все мы знаем этим словам не надо придавать значение, пока это не выходит за разумные приделы. Г. Ребенок в праве выражать свои чувства даже тем способом, которые нам не по душе. 8. Дочь – подросток хочет провести выходные на даче у подруге, где соберется компания сверстников а отсутствие родителей. Отпустите ли вы ее? А. Не в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай это делают под надзором старших. Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят. В. Она сама может принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду беспокоиться. Г. Не вижу причины запрещать. 9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал? А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить. Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значение. В. Расстроюсь. Г. Постараюсь разобраться, что его побудило солгать. 10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример? А. Безусловно. Б. Стараюсь. В. Надеюсь. Г. Незнаю. Обработка результатов.

Стиль общения

Номера вопросов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Авторитетный Б В В Г В Г А Б Г Б
Авторитарный А А Г В Б Б Б А А А
Либеральный В Б Б Б А А Г В В В
Индифферентный Г Г А А Г В В Г Б Г
Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского общения. Авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен выроста ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В свих требованиях вы, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребенку порой неуютно под вашем контролем. Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Индифферентный стиль. Проблема воспитания не является для вас первостепенной, поскольку у вас иных забот не мало. Свои проблемы в основном приходится решать самому. А ведь он в праве рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны.

КВН « Я – это …?»

(Совместное мероприятие с участием педагогов, детей о родителей). Цель: формировать представления детей о принадлежности детей к определенной социальной группе (мужчин или женщин); развивать способности использовать свои знания и представления в конкретных ситуациях и жизни; воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками; дать представления родителям о необходимости воспитания ребенка как представителя определенного пола для выполнения им в будущем определенной социальной роли, и необходимости воспитания не только в детском саду, но, прежде всего в семье. Доставить радость! Ход мероприятия: В игре участвуют две команды: «Елена Прекрасная» - мамы с дочками и «Илья Муромец» - папы с сыновьями. - Сегодняшнюю игру я хочу начать словами, которые будут девизом нашей игры: Мальчик бывает разный, Мальчик, девочка, старик, И не так – то просто разобраться Кто из них … Есть и брови, и ресницы, есть и уши, две руки … Очень важно, что снаружи, но важнее, что внутри! Первое задание: «Давайте сначала выясним, что же снаружи у нас!». Каждая команда должна назвать свои особенности – кто больше. Тот, кто выигрывает, то есть тот, кто называет отличительную черту последним, получает или цветок (для женской команды), или машину (для мужской). Второе задание: «Оденем куклу». Предлагается кукла каждой команде и смешанная в коробке одежда для мальчика и девочки. Детям каждой команды нужно выбрать одежду, характерную для противоположного пола, а родителям одеть куклу. Третье задание: «Кукол вы одеваете быстро, а теперь посмотрим, как вы сами умеете одеваться быстро». Родителям нужно выбрать одежду, характерную для своего пола, разложить ее так, чтобы детям было удобно быстро одеваться. Дети должны ее быстро надеть в том порядке, в котором разложили ее родители. Четвертое задание: Каждой команде предлагается кукла – голышка. Необходимо дать имя кукле и наделить ее качествами, характерными только для своего пола. Выигрывает тот, кто последним назовет определенное качество. Пятое задание: Нарисовать с завязанными глазами мальчика (девочку). Дети рисуют, а родители подсказывают. Выигрывает тот, у кого красивее получится рисунок. Шестое задание: Предлагаются картинки с изображенными на них видами деятельности, характерными для определенного пола. Детям нужно выбрать картинки с деятельностью, характерной для своего пола (наример, для девочек – немытая посуда, для мальчиков – сломанная вешалка. Родителям - проверить картинки посчитать правильные.) Седьмое задание: Вспомнить сказки, где герои проявляют качества характерные для настоящих мужчин: храбрость, мужественность, смелость. Выигрывает тот, кто больше назовет сказок. Восьмое задание: Командам даются задания для показа умений характерных для своего пола.

Женской команде – пришить пуговицы к платью,

Мужской – сколотить кормушку для птиц,

Девочкам – завернуть куклу,

Мальчикам – построить из кубиков дом.

Оценивается качество выполняемой работы. Девятое задание: Разыгрывание проблемных ситуаций, как должны вести себя мужчины и женщины? «Вход в транспорт», «Посещение театра», «Ждем гостей». В конце подсчет очков, чего больше, у кого: у девочек – цветков, или у мальчиков – машин. Вручение призов, слова благодарности всем участникам, организация чаепития. Конспекты занятий, для детей по формированию «образа семьи». Занятие «Самый дорогой человек» Цель: развить у детей осознанное отношение к семье, понимание роли мамы, как хранительнице очага, защитнице детей, сформировать умения и навыки выражения чувств. Ход занятия: Педагог. Сегодня мы поговорим о маме. Мне хочется спросить вас: «Как вы обращаетесь к маме?». Я недавно слышала, как один ребенок назвал свою маму: «Мамка». А другая девочка – «Маманя»! - Что бы вы сказали на это? Приятно ли маме? Почему? Наши обращения выражает наше отношение к человеку. - Почему мама может заплакать, если вы заболели, потерялись, поранились? - Почему мама сама плачет, если поругала вас или доже отшлепала? - Женщина, если она мать, создает душевное тепло, нежность, заботу, ласковое отношение, поддержку. Вы чувствуете это от своих мам? Как? - Древние люди костер обкладывали камнями и называли его очагом. Женщина – хранительница очага, в начале настоящего огня, а потом – настроения, доброты, уважения к друг другу в семье. - Почему женщину называют хранительницей очага? (так как то женщины исходят любовь, ласка, мир, согласие) - Кто и что может разрушить домашний очаг, то есть мир, тепло, любовь? (война) - Кого в первую очередь спасает мать? - Как можно назвать маму? (она не воин, но защитница) - Когда мама защищает ребенка, думает ли она об опасности, о себе? - Что же главное в женщине – матери? (сила любви) - Чем же выражается любовь? (нежность, лаской, заботой, защитой) - Надо ли маме помогать в сохранении домашнего очага? Как вы множите это сделать? - Готовы ли вы относиться к маме так, как она относится к вам? - Упражнение: Сейчас кто- то подумает из вас о маме, а мы постараемся угодить его мысли по мимике. - Звучит песня о маме. Домашнее задание: обсудите с родителями, почему детский сад раньше называли «Очаг»? - Понравился ли вам сегодняшний разговор? - Нарисуйте портрет мамы с любовью и нежностью. Занятие « О бабушках и дедушках» Цель: сформировать осознанное восприятие старшего поколение как источника мудрости, опыта, терпеливого, заботливого отношения к внукам. К занятию пригласить бабушек и дедушек, приготовить чай из трав, зажечь свечки. Ход занятия: Педагог. Здравствуйте, дорогие! Мы вас очень ждали, рады вам! Как хорошо, что есть бабушки и дедушки в семье! Родители часто заняты, им надо много успеть. И тогда им на помощь приходят их родители – бабушки дедушки. - Кто из вас может рассказать, как и когда помогла вам бабушка? А может быть, кому то помог дедушка? - Чьи бабушка или дедушка много знают о растениях, животных, птицах? - Кто пил у бабушки или дедушки чай из трав? - Кого бабушка или дедушка научили прикладывать листочек подорожника к ранке? А еще чему? - о чем вы любите расспрашивать бабушек и дедушек? - О чем они сами вам рассказывают? Кто из вас может сказать о бабушке и дедушке, что они люди добрые, ласковые, и много знающие, то есть мудрые? - Можно сказать, если очень любишь бабушку и дедушку, что вы гордитесь тем, что они добрые и мудрые? - Зажжем свечки. Как будто это наш домашний очаг. И пока горят огоньки, пожелаем бабушкам и дедушкам всего, что вы хотите. - Замечательно, я горжусь вами, вашими добрыми и светлыми мыслями о родных людях. - А сейчас предоставляется слово бабушкам и дедушкам. Составление родословной «Фамильное дерево». Педагог просит нарисовать детей свое фамильное дерево. Объясняет, что фамильное дерево должно включать имена всех известных детям родственников: близких и дальних, живых и умерших. Для выполнения этого задания педагог просит детей в течение 2-х недель собирать о своей семье подробную информацию и приложить все усилия, чтобы как можно больше узнать о людях, давших начало их семье. На дереве нужно указать даты рождения и смерти. Дети также могут указать профессии и места рождения своих родственников. Дерево следует строить, начиная с корня, располагая имена родственников последовательно. Педагог просит детей ответить на следующие вопросы:

    В вашем роду больше женщин или мужчин? Какова средняя продолжительность жизни? Какие виды деятельности и профессии встречаются наиболее часто? Существуют какие либо общие духовные ценности, передающиеся в вашей семье из поколения в поколение? Живут ли члены вашей семьи в одном городе, или они живут в разных местах? С какими из них вы поддерживаете дружеские отношения? Если бы вы устроили торжество и пригласили всех своих родственников, кто из них пришел бы на это торжество? Как вы думаете, важно ли поддерживать дружеские отношения со всеми своими родственниками? На кого из своих родственников вы хотели бы походить, и почему? Жизнь кого из ваших родственников кажется вам наиболее интересной, и почему?
Когда каждый принесет свое фамильное дерево и расскажет о нем своим друзьям, педагог предлагает детям составить из их фамильных деревьев стенд: «Наши семьи». Этическая беседа « О том, как нужно вести себя с мамой, папой и остальными членами твоей семьи». - Ни в сказке сказать, ни пером описать, как это скверно, когда какой – нибудь ребенок невоспитан и зол. - Надеюсь, что ты, мой маленький дружок, себя так не ведешь? - Ты, конечно, знаешь о том, что мама, папа, бабушка, дедушка и остальные члены твоей семьи – твои самые верные и самые надежные друзья. Они всегда с тобой рядом. И в праздники, и в трудную для тебя минуту. И как бы ни были они утомлены, а иногда даже больны, они всегда тебя накормят, напоят, выслушают, приласкают. Дадут тебе добрый совет. Не так ли? - Вспомни: когда ты болен, и лежишь в постели, у тебя высокая температура, как внимательны и заботливы с тобой все эти дни мама и бабушка! - А если в вашем доме праздник? Вместе с тобой родители убирают, наряжают квартиру. Бабушка печет пирог. В эти дни от веселых забот и от любви твоих близких в доме становится тепло. - Все – все, что есть в доме и у тебя самого, - все вещи, книги и игрушки сделаны руками или куплены на деньги, заработанные твоими родителями. Ведь твои мама, папа, бабушка, дедушка всю жизнь не устают трудиться. - Взгляни – ка, мой дружок, внимательно на руки твоей бабушки и деда. Сколько работы переделали они за свою жизнь! - Как – нибудь ласково попроси рассказать тебе об этом, и ты поймешь – какие замечательные люди живут в твоей семье. - Если сказать по правде, некоторые мальчики и девочки не очень то хорошо знают своих родителей, не очень часто думают о них. А между тем… - Вот твоя мама…. - Сколько всяких разных дел успевает она сделать за один только день! Приготовить утром завтрак, убрать со стола, проводить тебя в детский сад, а твоего старшего брата или сестру – в школу. Много часов мама на работе, но она еще успевает сходить в магазин и приготовить ужин, привести дом в порядок, почитать с тобой книжку и поиграть, помыть тебя и уложить в постель. Потом постирать, пошить, и посмотреть немного телевизор. - Ни одна сказочная волшебница не успеет переделать столько дел за день! - Может быть мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал твой папа (и остальные члены твоей семьи). - Потому что твой папа почти что сказочно добрый, сказочно умный. Про все на белом свете знает. Про свой завод, про хоккей, про то, откуда взялись звезды. И чем нужно намазать лыжи в большой мороз, про разные страны. Про знаменитых шахматистов. - Вот какие удивительные люди живут – поживают в твоей семье, дружочек. Все они самые верные и надежные твои друзья. - А друзей нужно беречь, заботится о них, во всем стараться им помочь. - Поэтому, пожалуйста, как можно чаще сам мой посуду после еды. Не оставляй это дело для бабушки и мамы. - Когда бабушка и дедушка придут с улицы, помоги им раздеться. И принеси тапочки. - А если ты отправился с родителями в гости или на прогулку в транспорте, не спеши скорее сесть сам. Усади на свое место своих любимых старших друзей, тем более женщин, они ведь так редко отдыхают. - Никогда не перебивай в разговоре взрослых, не груби им. - Старайся быть настоящим хозяином в своем доме. Хороший хозяин опрятен и аккуратен. - Не шуми, если кто – нибудь из твоих близких болен или работает. Старайся не ссориться, не драться, с младшими братьями и сестрами. - Будь, пожалуйста, ласков и добр со своими близкими и со всеми окружающими. - Тогда ты не огорчишь маму, папу, бабушку и других членов твоей семьи, и не будешь невоспитанным и злым. Этическая беседа «Бабушкин праздник». - Праздники приятны всем. - Бабушка за все свою жизнь больше всех в вашей семье работала – трудилась. - Бабушка вырастила твою маму или твоего папу. Твоя бабушка любит тебя больше всех на белом свете! - И ты ее, конечно, - очень любишь. И ты наверно, давно уже мечтаешь устроить Бабушкин праздник. - Только вот пожалуйста не перекладывай все празднечные заботы на взрослых. - Чтобы устроить бабушке устроить веселый, настоящий праздник, готовиться к нему должны все. И прежде всего – ты сам. А для этого нужно сделать следующее: * помоги взрослым убрать квартиру. Подмети в комнатах. Вытри пыль. * помоги маме накрыть на стол. Правильно расставь тарелки, разложи вилки, ложки и другие предметы. * помоги маме приготовить салаты и бутерброды. А может быть, мама доверит тебе самому что – нибудь приготовить. * вежливо пригласи свою бабушку к столу. * ты должен вежливо встретить всех остальных гостей. Помочь им раздеться и пригласить их к столу. * вручи бабушке, какой нибудь подарок, который ты сам смастеришь руками. * когда все выйдут из – за стола, не забудь, пожалуйста, помочь помыть посуду и поставить ее на место. Таким образом, ты порадуешь бабушку, поднимешь ей настроение, а также покажешь своим родителям, что ты можешь быть хорошим хозяином и помощником. Материалы рекомендованные для оформления родительского информационного стенда в ДОУ.

Воспитание примером.

(роль мамы и папы в воспитании детей)

Воспитание ребенка в семье начинается, прежде всего, с той постоянной нравственно - культурной атмосферы, которая сложилась в доме. Ребенок живет и дышит этой атмосферой. В спокойной, доброжелательной, домашней атмосфере вырастают обычно психически здоровые, спокойные дети. С учетом этого важного фактора родителям необходимо начинать воспитание своих сынов и дочек. Чтобы добиться постоянного ровно – доброжелательного, приветливо – вежливого, терпимого духа в семье, каждый папа и каждая мама должны быть людьми высокой культуры. Свои привычки, интересы, стиль своего поведения, свое отношение к труду и окружающим его людям ребенок перенимает с взрослых. И таким образом, сам того не сознавая, воспитывается – учиться на постоянных взрослых примерах. Естественно, что сильнее всего влияют на его привычки и закладывающийся характер наиболее близкие ему люди – члены его семьи. О роли мамы в воспитании детей сказано много и столько же раз можно повторить, что ребенку для его здорового и нормального развития необходимы материнская терпеливая ласка, нежность, внимание, любовь. Мальчики лепят свой характер со взрослых мужчин и в детском возрасте самый близкий и понятный для них мужчина - отец. Быть папой – дело серьезное и ответственное. Для мальчика, отец – идеал мужества. Именно папа своим поведением, добрым, внимательным отношением к жене и матери первый должен пробудить в мальчике чувство мужской ответственности. Поведение маленького сына – чаще всего зеркальное отражение отцовского поведения. Умный отец разумно пользуется своим авторитетом у детей. Влияние папы на дочь, девочку тоже достаточно велико. Умный, добрый и умелый папа всю жизнь остается для дочки образцом мужского поведения. И все–таки, роль мамы в воспитании дочки беспредельно велика, так как девочки в своих привычках, привязанностях, вкусах, в своем отношении к дому и семье, к близким – прежде всего, равняются на собственную маму. Вот почему в семье, где воспитывается дочь, мама должна быть человеком требовательным к самой себе: вежливой, сдержанной, аккуратной, женственной. Мама должна терпеливо и умело должна приучать дочку к обязанностям по дому. У мамы и у дочки (так же как у папы и у сына) в семье должны быть свои, общие дела. Родительские требования должны быть понятными и выполнимыми для ребенка. Таким образом, любое действие, любой родительский поступок должен иметь глубокую воспитательскую направленность. В повседневной, обычной нашей жизни на каждом шагу встречаются возможности для воспитания ребенка. Нужно только научиться видеть эти возможности и пользоваться ими. А главное, уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки, конечно же, ни когда не забывать, что основной пример для детского подражания – это мы сами.

Влияние семейных отношений на развитие ребенка.

Нравственные качества которыми обладают родители, создают определенную психологическую атмосферу в семье. Культура общения, ответственность, взаимопомощь – этими качествами отличается дружный, семейный коллектив. Семейные отношения значительно влияют на развитие личности ребенка. Он подражает отцу или матери, их действиям, поведению, отношениям, выражениям, манере общаться со взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми людьми. Дошкольник стремиться быть признанным членом семейного коллектива, быть похожим на отца и мать. Подражание усиливает любовь ребенка к родителям, вызывает у него желание активно взаимодействовать с папой или мамой. Мальчик, как правило, подражает отцу, девочка – матери. Ребенок стремиться достигнуть с членами семьи общих переживаний в совместных семейных делах, научиться действовать как родители. У сына на примере отца формируется представление о том, каким должен быть мужчина: трудолюбивый, решительный, смелый, человек с твердым характером. Он любит и уважает жену, благороден, чувствует ответственность за создание семьи, воспитание детей. От матери зависит воспитание у детей любви и уважения, доброго отношения к окружающим. Нравственные качества матери более всего влияют на создание благоприятного психологического климата, на формирование общения в семье. Именно мать служит примером в умении любить, уважать мужа, быть ему другом, мудрым советчиком, уметь духовно его поддерживать. Ее образ формирует у дочери представление о женщине, умеющей быть выдержанной, терпеливой, деликатной, воспитывающей детей и ведущей домашнее хозяйство, стремящейся к самосовершенствованию. Семейный союз, где родители обладают такими нравственными качествами, порождают тип семейных отношений. Он укрепляется не только любовью и уважением, но и выполнением каждым его членом основных семейных обязанностей. Взаимопомощь, совместное обсуждение семейных проблем, участие в домашних делах, вызывает у ребенка чувство радости, которое побуждает его к добрым поступкам, вызывает любовь к родителям, желание подражать им. Правильно поступают те родители, которые активно включают дошкольника в жизнь семейного коллектива. Так ребенок с первых лет жизни приучается к обязанностям, которые потребуются ему в будущей семейной жизни. Ребенку, знавшему родительскую заботу, внимание, радость совместных переживаний, будет не трудно со временем создать хорошую собственную семью.

Тест 1. КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ?

Многое зависит от стиля общения и воспитания, который выбирают родители. Можете проверить, какой стиль характерен для вас.

Для этого выполните тест (модификация теста): выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов.

Текст опросника

1. Считаете ли вы, что ребенок должен:

А) делиться с вами всеми своими мыслями и чувствами, рассказывать обо всем, что

происходит с ним и вокруг него;

В) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если вы узнаете, что ваш ребенок взял вещь у другого ребенка в его отсутствие

и без разрешения, то вы:

А) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему самому принять

правильное решение;

Б) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах;

В) отругаете ребенка при других детях и заставите вернуть взятую без спросу вещь и

извиниться.

3. Если ваш ребенок, обычно активный, подвижный и не очень

дисциплинированный, сосредоточился и хорошо выполнил то, о чем вы его

просили (сделал домашнее задание, вынес мусор, прибрался в квартире), то вы:

А) похвалите его и будете рассказывать родным и знакомым при удобном случае о

том, какой он у вас молодец;

Б) порадуетесь и постараетесь выяснить, почему сегодня все так хорошо получилось;

В) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».

4. Ребенок забыл сказать вам «спасибо», был не очень вежлив с вами. Как вы

поступите?

А) заставите ребенка исправить свою ошибку;

Б) не обратите на это внимания;

В) не упоминая о невежливом поведении ребенка, расскажете ему какую-нибудь

историю о том, как невежливость мешает нам жить.

5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени . Что вы

предпочтете делать?

А) понаблюдаете за тем, как дети общаются, со стороны, не вмешиваясь;

Б) включитесь в дела детей: поможете, подскажете или сделаете замечание;

В) порадуетесь, что в доме спокойно, и займетесь своими делами.

6. C каким из утверждений вы полностью согласны:

А) чувства и переживания ребенка поверхностны, у него все быстро проходит, и не

стоит поэтому обращать внимание на «взрывы» его эмоций;

Б) эмоции и переживания ребенка важные факторы, с помощью которых его можно

обучать и воспитывать;

В) чувства и переживания ребенка уникальны и значимы, и относиться к ним нужно

бережно и предельно тактично.

7. Ваш базовый принцип при взаимодействии с ребенком:

А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и

воспитать его;

Б) у ребенка большие возможности для саморазвития, а сотрудничество взрослого

должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

В) ребенок развивается в основном под влиянием наследственности, и управлять

процессом его развития практически невозможно, так что главная забота

родителей, чтобы ребенок был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.

8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:

А) положительно, поскольку без нее невозможно полноценное развитие личности;

Б) отрицательно, так как активность ребенка часто мешает всем планам обучения и

воспитания;

В) положительно, но только тогда, когда проявления активности согласованы с

родителями.

9. Ребенок не хочет выполнять домашнее задание, мотивируя это тем, что уже много

раз выполнял подобные задания без ошибок. Ваши действия:

А) устранитесь и ничего не станете предпринимать. Не хочет делать и не надо;

В) нашли бы в задании что-то новое или предложили бы усложнить его так, чтобы

было интересно решать.

10. C каким из утверждений вы полностью согласны:

А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

Б) если ребенок не осознает и не ценит заботу о нем, то он непременно когда-нибудь

пожалеет об этом;

В) родители должны быть благодарны детям за их любовь и доверие.

Бланк тестирования

Ключ к тесту

Теперь подсчитайте все набранные вами баллы.

Если вы набрали от 25 до 30 баллов , то вы предпочитаете демократический стиль общения с ребенком.

Если вы набрали от 20 до 24 баллов , вы склонны к авторитарному стилю .

Если вы набрали от 10 до 19 баллов , то ваш стиль общения либеральный (иногда его называют еще либерально-попустительским).

Родители, предпочитающие либеральный стиль , склонны устраняться от воспитания ребенка. Они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели. Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит. Родители играют роль доброго большого взрослого, который дает ребенку скидку, как беспомощному и безнадежному, относится к нему как к некомпетентному и несамостоятельному, а потому недостойному уважения. Они снисходят к нуждам своего несмышленыша или же играют роль мучеников, стоически перенося все то, что творит их неразумное и безответственное дитя. Возможно и просто родительское безразличие (такое случается, когда родители слишком перегружены работой). Дети, родители которых предпочитают либеральный стиль, чаще проявляют склонность к суициду. В лучшем случае они привыкают делать все для себя сами, но при этом не доверяют людям и предпочитают не прибегать к чьей-либо помощи.

Родители, предпочитающие авторитарный стиль , не считают нужным считаться с мнением ребенка о том, чего он хочет, что ему нужно и к чему он стремится. Для них совершенно ясно, как будет лучше, а если он с этим сценарием не согласен, то либо мал, либо глуп, либо и то и другое. Часто родители с преобладанием авторитарного стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий, то есть заботятся прежде всего о себе, а не о ребенке, нужды которого отрицаются. Ребенок живет с ощущением, что он ничего не значит, его нужды и чувства не идут в расчет. Авторитарные родители считают себя вправе применять различные физические наказания, кричать на детей, трясти их. Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми во всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми, которые предпочитают независимость и твердость и в то же время во всех своих неудачах винят все и всех, кроме себя.

Оптимальный стиль воспитания, разумеется, демократический , когда родители высказывают свое мнение по разным вопросам жизни, но всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение проблемы, а также если дело касается его личного выбора: выбора друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенную, поддерживающую заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка. Ребенок ощущает родительские любовь и заботу, охотно и легко принимает помощь, ему комфортно в том окружении, в котором он живет. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо, в остальных же случаях поощряют думать и делать то, что он способен делать для себя. Дети родителей, предпочитающих демократический стиль общения, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.

Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. Если родители не достигли согласия по вопросам воспитания, то процесс воспитания напоминает известную басню И. Крылова «Лебедь, рак и щука». Результаты воспитания, что вполне естественно, соответствующие. Еще более важно, чем согласие в методах воспитания, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда и прийти к согласию по вопросам воспитания гораздо легче. Если между родителями нет согласия, то они по-разному оценивают один и тот же поступок, а мама может похвалить за то, за что папа отругает, и наоборот. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно и что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Не понимая предъявляемых к нему требований, ребенок не может нормально развиваться, живет в состоянии психологического стресса. Дети, которые растут в таких условиях, составляют группу риска по развитию неврозов.

Предлагаемый вам тест опросник взят из книги “Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей”. Как считает автор книги психолог Джон Готтман, чтобы стать хорошими родителями, нужно начинать с самоанализа. Пройдите тест, который поможет понять, какого стиля воспитания вы придерживаетесь. В конце теста приводится описание четырех стилей воспитания и пояснение, какое влияние эти стили оказали на детей, принимавших участие в исследовании.

Наиболее выигрышным при воспитании ребенка, как убежден Дж. Готтман, является стиль эмоциональный воспитатель: "Все родители любят своих детей, но, к сожалению, не все занимаются эмоциональным воспитанием. Осознание его необходимости не вытекает автоматически из их любви или из решения использовать теплый и позитивный настрой в общении с ребенком. Эмоциональное воспитание больше похоже на искусство, оно требует осознанности, умения слушать и поведения, направленного на решение проблем, - того поведения, которое я и мои коллеги обнаружили, наблюдая за здоровыми, хорошо функционирующими семьями.

Эти семьи мы можем назвать эмоционально интеллигентными. Я считаю, что почти все мамы или папы могут стать эмоциональными воспитателями, но многим из них придется преодолеть определенные препятствия. Одним из препятствий может стать привычное отношение к эмоциям, принятое в тех домах, где они выросли. Помешать может и недостаток навыков, позволяющих выслушивать своих детей. Эти трудности могут не дать им стать теми сильными матерями и отцами, опорой для детей, которыми они хотят быть..."

Инструкция.

В этом тесте вам предстоит ответить на вопросы об отрицательных эмоциях - грусти, страхе и гневе, которые испытываете вы и ваши дети.

Отметьте ответ, наиболее точно соответствующий вашему мнению. Постарайтесь ответить на все вопросы (П = Правильно, Н = Неправильно).

Тестовый материал.

1. На самом деле у детей мало поводов для грусти. П Н

2. Я думаю, что если гнев находится под контролем, то испытывать его вполне нормально. П Н

3. Дети, которые демонстрируют свою грусть, просто хотят, чтобы взрослые их пожалели. П Н

4. Когда ребенок злится, нужно сделать короткий перерыв. П Н

5. Когда моему ребенку грустно, он начинает плохо себя вести. П Н

6. Когда моему ребенку грустно, он ждет, что я исправлю мир и сделаю его совершенным. П Н

7. При моем ритме жизни у меня нет времени на печаль. П Н

8. Гнев является опасным состоянием. П Н

9. Если игнорировать печаль ребенка, то она проходит сама собой. П Н

11. Дети часто изображают печаль, чтобы добиться своего. П Н

12. Я думаю, что пока печаль под контролем, то все нормально. П Н

13. Грусть нужно преодолеть, пережить, а не зацикливаться на ней. П Н

14. Я не против того, чтобы поговорить с ребенком о грусти, если это не тянется слишком долго. П Н

15. Мне больше нравятся веселые дети, чем постоянно взволнованные. П Н

16. Когда мой ребенок расстроен, это хорошее время, чтобы начать решать проблемы. П Н

17. Я помогаю своим детям быстро справиться с грустью, чтобы они могли начать заниматься более приятными вещами. П Н

18. Я не считаю, что если мой ребенок печален, то его можно чему-то научить. П Н

19. Я думаю, что дети грустят из-за того, что придают слишком большое значение отрицательным сторонам жизни. П Н

20. Когда мой ребенок злится, он превращается в настоящего негодника. П Н

21. Когда ребенок злится, я устанавливаю ограничения. П Н

22. Когда мой ребенок грустит, это означает, что он хочет привлечь к себе внимание. П Н

23. Гнев - это эмоция, которая стоит того, чтобы ее изучить. П Н

24. Чаще всего дети злятся из-за незрелости и отсутствия понимания. П Н

25. Я пытаюсь изменить гнев своего ребенка на жизнерадостность. П Н

26. Вы должны выражать гнев, который чувствуете. П Н

27. Когда мой ребенок расстраивается, это шанс с ним сблизиться. П Н

28. На самом деле у детей почти нет поводов для гнева. П Н

29. Когда мой ребенок грустит, я стараюсь помочь ему понять, что именно его расстраивает. П Н

30. Когда мой ребенок грустит, я показываю, что понимаю его. П Н

31. Я хочу, чтобы мой ребенок испытал печаль. П Н

32. Важно выяснить, почему ребенок испытывает печаль. П Н

33. Детство - это счастливое время, так что ребенок не должен грустить или сердиться. П Н

34. Когда мой ребенок грустит, мы садимся и говорим о грусти. П Н

35. Когда моему ребенку грустно, я стараюсь помочь ему выяснить причину. П Н

36. Когда мой ребенок злится, это возможность с ним сблизиться. П Н

37. Когда мой ребенок злится, я пытаюсь испытать это чувство вместе с ним. П Н

38. Я хочу, чтобы мой ребенок испытывал гнев. П Н

39. Я думаю, это хорошо, что дети иногда сердятся. П Н

40. Важно понять, почему ребенок испытывает гнев. П Н

41. Когда моя дочь грустит, я предупреждаю ее, что у нее будет плохой характер. П Н

42. Когда мой ребенок грустит, я беспокоюсь, что он станет пессимистом. П Н

43. Я не пытаюсь рассказать своему ребенку что-то особенное о печали. П Н

44. Единственное, что можно сказать о печали, - это то, что выражать ее - совершенно нормально. П Н

45. Я не уверен, что можно что-то сделать, чтобы избавиться от печали. П Н

46. Для расстроенного ребенка можно сделать немного, разве что утешить. П Н

47. Когда мой ребенок грустит, я стараюсь дать ему понять, что люблю его несмотря ни на что. П Н

48. Когда мой ребенок грустит, я не совсем понимаю, чего он от меня ждет. П Н

49. На самом деле я не пытаюсь рассказать своему ребенку что-то особенное о гневе. П Н

50. Единственное, что можно сказать о гневе, - это то, что выражать его - совершенно нормально. П Н

51. Когда мой ребенок злится, я стараюсь с пониманием относиться к его настроению. П Н

52. Когда мой ребенок злится, я стараюсь дать ему понять, что люблю его несмотря ни на что. П Н

53. Когда мой ребенок злится, я не совсем понимаю, чего он от меня ждет. П Н

54. У моего ребенка плохой характер, и меня это беспокоит. П Н

55. Я считаю, что ребенок не должен показывать свой гнев. П Н

56. В гневе люди себя не контролируют. П Н

57. Дети выражают гнев в виде приступов ярости. П Н

58. Дети сердятся, чтобы иметь возможность идти своим путем. П Н

59. Меня беспокоит, что, когда мой ребенок злится, он склонен все разрушать. П Н

60. Если вы позволите детям испытывать гнев, то они будут думать, что всегда смогут поступать, как хотят. П Н

61. В гневе дети никого не уважают. П Н

62. Когда дети злятся, они забавно выглядят. П Н

63. Обычно гнев мешает делать правильные выводы, и я делаю то, о чем впоследствии жалею. П Н

64. Если мой ребенок злится, значит настало время решить проблему. П Н

65. Когда мой ребенок злится, я думаю, что пришло время его отшлепать. П Н

66. Когда мой ребенок злится, моя задача - немедленно это прекратить. П Н

67. Я не придаю большого значения гневу ребенка. П Н

68. Когда мой ребенок злится, я не воспринимаю это слишком серьезно. П Н

69. Когда я злюсь, то чувствую, что сейчас взорвусь. П Н

70. Гневом ничего не добьешься. П Н

71. Выражение гнева вызывает у ребенка сильное возбуждение. П Н

72. Гнев ребенка очень важен. П Н

73. Дети имеют право испытывать гнев. П Н

74. Когда мой ребенок сходит с ума, я просто выясняю причину. П Н

75. Важно помочь ребенку понять, что вызвало его гнев. П Н

76. Когда мой ребенок злится на меня, я думаю: «Я не хочу это слышать». П Н

77. Когда мой ребенок злится, я думаю: «Если бы он мог просто научиться быть гибким». П Н

78. Когда моя дочь злится, я думаю: «Почему она не может принимать вещи такими, какие они есть?» П Н

79. Я хочу, чтобы мой ребенок злился, чтобы он мог за себя постоять. П Н

80. Я не придаю большого значения печали моего ребенка. П Н

81. Когда мой ребенок злится, я хочу знать, о чем он думает. П Н

Ключ к методике:

Отвергающий стиль воспитания:

1, 2, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 24, 25, 28, 33, 43, 62, 66, 67, 68, 76, 77, 78, 80.

Разделите сумму на 25. Это ваши баллы по отвергающему типу.

Неодобряющий стиль воспитания:

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «правильно» на следующие вопросы:

3, 4, 5, 8, 10, 11, 20, 21, 22, 41, 42, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 63, 65, 69, 70.

Разделите сумму на 23. Это ваши баллы по неодобряющему типу.

Невмешивающийся стиль воспитания:

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «правильно» на следующие вопросы:

26, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 52, 53.

Разделите сумму на 10. Это ваши баллы по невмешательству.

Эмоциональный воспитатель:

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «правильно» на следующие вопросы:

16, 23, 27, 29, 30, 31, 32, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 51, 64, 71, 72, 73, 74, 75, 79, 81.

Разделите сумму на 23. Это ваши баллы по эмоциональному воспитанию.

Сравните четыре полученных оценки. Чем выше ваши баллы по одному из стилей, тем более вы к нему склонны

Интерпретация результатов методики:

Отвергающий родитель

Считает чувства ребенка неважными и несущественными

Не интересуется или игнорирует чувства ребенка

Хочет, чтобы отрицательные эмоции ребенка быстро прошли

Для прекращения эмоции часто использует отвлечение

Может высмеять или не придать значения эмоции ребенка

Считает детские чувства иррациональными, поэтому с ними не считается

Проявляет мало интереса к тому, что ребенок пытается ему сказать

Мало знает о своих и чужих эмоциях

Чувствует себя неуютно, боится, испытывает беспокойство, раздражение, боль, когда ребенок выражает сильные эмоции

Боится выпустить эмоции из-под контроля

Больше интересуется, как справиться с эмоцией, чем смыслом самой эмоции

Считает отрицательные эмоции вредными

Считает, что концентрация на отрицательных эмоциях еще больше усугубляет ситуацию

Не знает, что делать с эмоциями ребенка

Видит в эмоциях ребенка требование все исправить

Считает, что негативные эмоции свидетельствуют о плохой приспособленности ребенка

Считает, что негативные эмоции ребенка плохо влияют на его родителей

Минимизирует чувства ребенка, преуменьшая события, которые вызвали эмоцию

Не решает с ребенком проблемы; считает, что со временем они сами разрешатся

Влияние стиля на детей: дети узнают, что их чувства неправильные, неуместные и безосновательные. Они могут решить, что у них есть какой-то врожденный недостаток, который не позволяет им правильно чувствовать. Им может быть трудно регулировать свои эмоции.

Неодобряющий родитель

Поведение родителей этого типа во многом сходно с отвергающим, но они относятся к эмоциям еще более негативно. Неодобряющий родитель:

Судит и критикует эмоциональные выражения ребенка

Совершенно уверен в необходимости введения границ для своих детей

Подчеркивает соответствие стандартам хорошего поведения

Делает выговоры, проявляет строгость и наказывает ребенка за выражение эмоций вне зависимости от того, как тот себя при этом ведет

Считает, что выражение отрицательных эмоций должно быть ограничено по времени

Считает, что отрицательные эмоции должны контролироваться

Считает, что отрицательные эмоции свидетельствуют о плохом характере

Считает, что ребенок использует отрицательные эмоции, чтобы манипулировать родителями; то есть речь идет о борьбе за власть

Считает, что эмоции делают людей слабыми; чтобы выжить, дети должны быть эмоционально холодными

Считает отрицательные эмоции непродуктивными, пустой тратой времени

Считает, что отрицательными эмоциями (особенно печалью) не следует разбрасываться

Озабочен тем, чтобы ребенок слушался старших

Влияние этого стиля на детей: такое же, как при отвергающем стиле.

Невмешивающийся родитель

Свободно принимает все эмоциональные выражения ребенка

Предлагает утешение ребенку, который испытывает негативные чувства

Мало рассказывает, как нужно себя вести

Не помогает ребенку справиться с эмоциями

Все разрешает; не устанавливает ограничений

Не помогает детям решать проблемы

Не учит детей способам решения проблем

Считает, что с отрицательными эмоциями ничего нельзя сделать, кроме как пережить

Считает, что управление негативными эмоциями построено по законам физики; высвободите эмоции - и работа сделана

Влияние этого стиля на детей: дети не учатся регулировать свои эмоции; у них есть проблемы с концентрацией внимания, завязыванием дружеских отношений, и они хуже ладят с другими детьми.

Эмоциональный воспитатель

Расценивает отрицательные эмоции ребенка как возможность для сближения

Легко может находиться рядом с грустным, сердитым или испуганным ребенком; эмоции его не раздражают

Считает мир отрицательных эмоций той областью, которая требует родительского участия

Чувствителен к эмоциональным состояниям ребенка, даже если они мало проявляются

Не теряется и не тревожится из-за эмоциональных выражений ребенка; знает, что делать

Уважает эмоции ребенка

Не подтрунивает и не преуменьшает негативные чувства ребенка

Не говорит, как ребенок должен себя чувствовать

Не чувствует, что он или она должны решать за ребенка все проблемы

Использует эмоциональные моменты, чтобы:

Выслушать ребенка

Посочувствовать и успокоить его словами и лаской

Помочь ребенку назвать эмоции, которые тот испытывает

Предложить варианты урегулирования эмоций

Установить границы и научить приемлемому выражению

Выработать навыки решения проблем

Влияние этого стиля на детей: дети учатся доверять своим чувствам, управлять своими эмоциями и решать проблемы. Они имеют высокую самооценку, лучше учатся, хорошо ладят с другими детьми.

Rating 5.00 (3 Votes)

Надежда Зверева
Тренинг для родителей: Стили общения в семье

Подготовила:

педагог-психолог Зверева Надежда Игоревна

Красноярск 2016

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за период существования. Семья, родственники - своеобразный центр формирования личности ребенка, воспитание его характера, воли, общественного сознания. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери для ребенка - пример для подражания.

Цель: ознакомление присутствующих со стилями общения в семье; формирование ответственного отношения родителей к воспитанию физически и психологически здорового подрастающего поколения.

Ход проведения.

1. Упражнение «Знакомство»

Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.

Психолог. Доброго дня и здоровья вам желаю! Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад - это одна большая, дружная семья. Но сначала нам нужно познакомиться поближе. Сделаем это с помощью презентации.

Перед вами на столах есть цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры и т. д. Ваша задача - за 5 минут создать рисунок или аппликацию, которые рассказали бы нам о вашей семье. Затем вы называете свое имя, демонстрируете результаты творчества и говорите несколько слов о членах своей семьи.

Правила работы в группе.

Психолог. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил.

Говорить четко и конкретно.

Не перебивать друг друга.

Быть активным, принимать участие во всех видах деятельности.

Правило хорошего настроения.

Итак, правила поведения на тренинге мы определили.

2. Упражнение «Мозговой штурм»

Психолог. Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах.

Кто может вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном воспитании?

Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках.

Когда отец говорит «так», а мать - «сяк», растет ребенок, как сорняк.

Что учат дома дети, то знают и соседи.

Умел дитя родить, умей и научить.

Какой явор - такой забор, какой отец – такой и сын.

Яблоко от яблони далеко не падает.

Информационное сообщение «Стили воспитания».

В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми - очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня.

В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Общий ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако, опять общение ограничивается краткими фразами.

Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная.

Родители, склонные к авторитарному стилю , имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.

Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителями. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка.

Родители - сторонники демократического стиля воспитания - уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнениям ребенка, проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.

А теперь, чтобы узнать стиль общения в вашей семье, я предлагаю вам пройти небольшой тест. См. приложение 2.

3. Упражнение «Сказки нашего детства»

Цель: рассмотрение различных моделей семейного общения и проявлений различных типов общения.

Участники объединяются в три группы.

Каждая группа получает фрагмент сказки или краткое содержание, с определенной моделью семейного общения (сказки «Колобок», «Золушка», «Мери Поппинс»). См. приложение 1.

Задача каждой группы - драматизировать фрагмент сказки, другие команды должны догадаться, о каком именно стиле семейного воспитания идет речь.

Обсуждение:

Что было для вас непривычным?

Каковы ваши ощущения от работы?

Сложно было выполнять задание?

Сложно было распознать стили воспитания по драматизациям?

4. Упражнение «Галактика»

А теперь посмотрите на голубой лист бумаги – это «кусочек» Вселенной. Пока на нем нет ни одной звезды. Вы каждый сейчас создадите свою Галактику.

В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Перед вами лежат заготовки звездочек разного цвета и размера, если они чем-то не устраивают вас – вы можете вырезать свои звезды любого цвета, любого размера. Приклейте их на лист. Это и будет ваша собственная Галактика.

Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает – свою звезду. Подпишите ее – «Я». Теперь найдите звездочку для своего малыша. Подпишите ее тоже. Определите звезду вашего супруга, напишите его имя. Всем оставшимся звездам дайте имена своих родных и близких, всех тех, кто вас окружает. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды!

Пояснительная часть.

С точки зрения психологии, вы создали мир, в котором живете и выразили эмоциональное отношение к своему социальному окружению. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось: обратите внимание на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит, вы эгоцентричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка маленькая, и вы ее поместили в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с окружающими? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?

Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей. Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным; красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным; розовый – нежным, чувствительным, уязвимым; оранжевый –гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться; желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым; фиолетовый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте; коричневый – зависимым, чувствительным, расслабленным; черный – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым; зеленый – двоякий: безграничная энергия, либо всепоглащающее спокойствие.

А теперь выясните, где находится звездочка вашего малыша. Какого она размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие ребенка: значимая ли он фигура в вашем мире или нет? Как вы воспринимаете его на эмоциональном уровне? Звездочка вашего малыша находится рядом с вами или где-то далеко? А может, ваша и его звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных? Подумайте сами, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочка вашего ребенка находится далеко от вас, то чьи звезды его окружают? Как эти люди влияют на вашего ребенка? Таким же образом проанализируйте местонахождение звезды вашего мужа. Если она находится рядом с вашей и звездой вашего ребенка, значит, все в порядке. А если нет? Какую роль играет ваш муж в семье? Не думаете ли вы, что он отстранился от выполнения своих обязанностей? Достаточно ли времени он проводит с семьей?

Рассмотрите все звезды своей Галактики. Обратите внимание на звезды черного и коричневого цвета. Подумайте, кому и почему они «достались»? Какие отношения у вас с этими людьми? Почему? Нужны ли вам такие отношения?

5. Разминка «Почтальон»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Психолог. Вы активно работали, поэтому настало время для отдыха.

Каждый участник получает листок бумаги с названием города.

Ведущий говорит: «Почта идет из Киева во Львов и из Харькова в Черкассы».

Игроки, чьи города названы, должны как можно быстрее поменяться местами. В это время ведущий пытается занять свободное место. Игрок, место которого заняли, становится ведущим. Если ведущий скажет: «Почта идет во все города», - тогда местами должны поменяться все участники.

6. Упражнение «Правила для ребенка»

Цель: установление ограничений для детей.

Психолог. Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.

Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например:

Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.

Не спеши во время еды / Будем есть неторопясь.

Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.

Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.

Обсуждение:

Сложно было выполнить задание?

Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?

Психолог. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.

1. Прежде всего необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание. ,».

2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что.».

3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.

4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.

7. Упражнение «Аплодисменты»

Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.

Психолог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

До новых встреч!

Приложение 1

Колобок

Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». - «Из чего печь-то? Муки нету». - «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусекам помети; авось муки и наберется». Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем». - «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», - сказал колобок и запел:

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон.

На окошке стужон;

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, зайца, не хитро уйти!

Золушка

Один человек, овдовев, женился снова. У него была дочка - молодая девушка. Вместе с мачехой в доме поселились и две ее дочки - злые и вздорные, как и их мать. Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали ее сестры в насмешку Золушкой. Сами они жили в неге и довольстве.

Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и богатые люди. Приглашение получили и золушкины сестры. Они бросились примерять нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще терпеть нескончаемые капризы. В конце концов, приготовления закончились, и сестры с матерью отправились на бал. Золушка же осталась дома и плакала в уголке. Очень уж ей хотелось тоже поехать на бал, да куда там - в таком рваном, испачканном золой платье.

Мери Поппинс

Мэри Поппинс не похожа на всех прочих нянь. Она – Мисс Совершенство, так как не имеет совершенно никаких недостатков (разве что очень любит смотреть на свое отражение в витринах магазинов – но разве это недостаток для очаровательной женщины) Она строга и требовательна, но вместе с тем прекрасно понимает детей. Она рассказывает им чудесные сказки и поит микстурой, которая прямо у нее в ложке превращается в мороженое, она может въезжать по лестничным перилам вверх и расстегивать крючки и пуговицы на детской одежде с помощью взгляда.

Кроме того, Мэри понимает не только детей, но и животных, и даже статуй – благодаря ей дети знакомятся с Мальчиком с дельфином в городском парке и узнают подробности о жизни одной бродячей собаки и собаки одной из их соседок. А еще Мэри обращает особое внимание на манеры – у нее самой манеры просто превосходны. А кроме зонтика, она приносит в дом с собой большую ковровую сумку, из которой достает самые разные вещи, причем, иногда такие, которые вряд ли поместятся в обычную сумку.

Приложение 2

Тест: КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ?

1. Считаете ли вы, что ребенок должен:

А) делиться с вами всеми своими мыслями и чувствами, рассказывать обо всем, что

происходит с ним и вокруг него;

В) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если вы узнаете, что ваш ребенок взял игрушку у другого ребенка в его отсутствие

и без разрешения, то вы:

А) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему самому принять

правильное решение;

Б) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах;

В) отругаете ребенка при других детях и заставите вернуть взятую без спросу игрушку и

извиниться.

3. Если ваш ребенок, обычно активный, подвижный и не очень

дисциплинированный, сосредоточился и хорошо выполнил то, о чем вы его

просили (сделал домашнее задание, вынес мусор, прибрался в квартире, то вы:

А) похвалите его и будете рассказывать родным и знакомым при удобном случае о

том, какой он у вас молодец;

Б) порадуетесь и постараетесь выяснить, почему сегодня все так хорошо получилось;

В) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».

4. Ребенок забыл сказать вам «спасибо», был не очень вежлив с вами. Как вы

поступите?

А) заставите ребенка исправить свою ошибку;

Б) не обратите на это внимания;

В) не упоминая о невежливом поведении ребенка, расскажете ему какую-нибудь

историю о том, как невежливость мешает нам жить.

5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы

предпочтете делать?

А) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются, со стороны, не вмешиваясь;

Б) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;

В) порадуетесь, что в доме спокойно, и займетесь своими делами.

6. C каким из утверждений вы полностью согласны:

А) чувства и переживания ребенка поверхностны, у него все быстро проходит, и не

стоит поэтому обращать внимание на «взрывы» его эмоций;

Б) эмоции и переживания ребенка важные факторы, с помощью которых его можно

обучать и воспитывать;

В) чувства и переживания ребенка уникальны и значимы, и относиться к ним нужно

бережно и предельно тактично.

7. Ваш базовый принцип при взаимодействии с ребенком:

А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и

воспитать его;

Б) у ребенка большие возможности для саморазвития, а сотрудничество взрослого

должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

В) ребенок развивается в основном под влиянием наследственности, и управлять

процессом его развития практически невозможно, так что главная забота

родителей, чтобы ребенок был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.

8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:

А) положительно, поскольку без нее невозможно полноценное развитие личности;

Б) отрицательно, так как активность ребенка часто мешает всем планам обучения и

воспитания;

В) положительно, но только тогда, когда проявления активности согласованы с

родителями.

9. Ребенок не хочет выполнять домашнее задание, мотивируя это тем, что уже много

раз выполнял подобные задания без ошибок. Ваши действия:

А) устранитесь и ничего не станете предпринимать. Не хочет делать и не надо;

Б) заставили бы выполнить работу;

В) нашли бы в задании что-то новое или предложили бы усложнить его так, чтобы

было интересно решать.

10. C каким из утверждений вы полностью согласны:

А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

Б) если ребенок не осознает и не ценит заботу о нем, то он непременно когда-нибудь

пожалеет об этом;

В) родители должны быть благодарны детям за их любовь и доверие.

Бланк тестирования

№ вопроса Вариант ответа Количество баллов Итог

Ключ к тесту

№ вопроса Баллы за ответ «А» Баллы за ответ «Б» Баллы за ответ «В»

Теперь подсчитайте все набранные вами баллы.

Если вы набрали от 25 до 30 баллов, то вы предпочитаете демократический стиль общения с ребенком.

Если вы набрали от 20 до 24 баллов, вы склонны к авторитарному стилю.

Если вы набрали от 10 до 19 баллов, то ваш стиль общения либеральный (иногда его называют еще либерально-попустительским).

1.Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?

Б.Преимущественно воспитанием.

А. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В.Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

Б. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

В. Абсолютно с этим согласен.

А. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

Г. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)

В. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

А. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

Б. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

Г. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

В. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

Б. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

А. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

В. Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

А. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

В. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

Г. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

А. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

Г. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

В. Ребенок вправе выражать свои чувства даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

Б. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

А. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

Б. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Г. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь.

А. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

Б. Безусловно.

А. Стараюсь.

В.Надеюсь.

Г. Не знаю.

Сосчитайте, какие ответы преобладают среди выбранных вами - А, Б, В или Г. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

А - такой стиль можно определить как авторитетный. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Б - авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.

В - либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Г - индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.