Как описать комфортное пребывание ребенка в доу. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе и зоне дефектолога

Психологический комфорт группы (из опыта работы)

Подготовили:

педагог-психолог

Черкашина А.М.



  • Ребёнок, находясь в детском саду, испытывает на себе множество стрессовых факторов:
  • - утреннее расставание с родителями;
  • - большое количество детей в группе;
  • - жёстко регламентированный и насыщенный распорядок дня (много занятий и мероприятий, мало свободного времени для спонтанного взаимодействия со сверстниками);
  • - необходимость постоянно подчиняться требованиям и указаниям воспитателя;
  • - низкий уровень саморегуляции и коммуникативных навыков (в силу возраста и малого жизненного опыта).

Задача психологического комфорта группы

Создание условий для сохранения психологического здоровья каждого ребенка и развития его личности


Большую помощь в этом нам оказывают:

Предметно-развивающая среда


Стиль общения

  • Стиль общения воспитатель-ребенок
  • Стиль общения ребенок-ребенок
  • Стиль общения воспитатель-воспитатель-помощник
  • Стиль общения воспитатель-родитель
  • Стиль общения воспитатель – ребенок - родитель


Применяется для достижения релаксации и отдыха. Одной из главных задач является создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности.

Это наши - уголки уединения Здесь можно в тишине побыть. Исчезнут все твои волнения, О грусти и тревоге можно позабыть.


Фотоальбомы с семейными фотографиями

Альбом здесь можно полистать, И мамочку свою в нём отыскать. На неё я посмотрю Свой секрет ей расскажу.


Материал для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме – помогает справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию

Мишень,

Подушки для битья

Пластиковые стаканчики

Боксерская груша


«Стул для размышлений» служит для того, чтобы сидя на нем не более 5 минут, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок положит ее на место после того как поиграет и т.д. Самое главное: стул не должен быть наказанием для детей.

«Агрессивный коврик» даёт детям представление о том, какие они колючие, когда злятся.

Нужно потопать по коврику и злость пройдет.


«Стаканчики для крика» Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче.

мишень


«Листочек – порви меня»

Боксерская груша


Материал для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемах саморегуляции – это умение детей вести себя в различных ситуациях целесообразно им, умение отдыхать

Мешочки настроений» Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа - растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

Фонтанчики – негромкое журчание и плеск воды помогает снять стресс и настраивает на позитив


Игры с песком, водой, крупами

Песок - волшебная страна,

Нас к себе зовёт она. Можно строить и чудить, Можно много сотворить: Мы в песочек тут играем, Свои ручки расслабляем.


Эмоционально-развивающие игры , направленные на обучение детей бесконфликтному общению, материал для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям

Настольно-дидактические игры

эмоциями

Коробка примирения,

игра «Что хорошо, а что плохо»

Игра «Твист»

эмоциями


Уголок приветствия

Вот такой экран нас каждое утро встречает. Здесь мы, в течения дня, свое настроение меняем.


Материал направлен на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей – дать возможность детям почувствовать себя уверенно, почувствовать себя успешным

«Почётный стул» стимулирует повышение самооценки, уверенности в себе, снятие тревожности.

Линейка роста

Медали


Сонные игрушки

Разные виды театров


Психомышечная гимнастика

Игра «Солдат и тряпичная кукла»

Этюд «Снеговик»

Мышечная релаксация»


"Я в своей группе детского сада".



Оборудование группового пространства соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, оно безопасное, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные зона. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан «уголок уединения», в котором создана домашняя обстановка. Имеются: мягкий диван, альбом семейных фотографий. Есть в группе сенсорная зона.

В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта. Учитывая спортивно-соревновательные потребности мальчиков, в развивающей среде представлены настольные игры: «Хоккей» «Команда чемпионов», «Рыбалка». Стоительный магнитный конструктор, крупное лего, кубики. В уголке для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин», «Ателье», «Больница», «Вет. клиника», «Аптека», «Дорога» «Библиотека» и т д. Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.

Особенностью детей с нарушением ОДА является то, что замысел основывается на теме игры, поэтому полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, стулья. Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты. Такая организация пространства позволяет дошкольникам с ОВЗ выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.



Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В уголках имеются алгоритмы по использованию материалов развивающего пространства (например: алгоритм лепки, аппликации, схемы для использования при конструкторских играх и др.)

Организация среды – это специальное оборудование зон, которые находятся в спальне, направленное на компенсацию состояния детей.

В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимися в помощи учителя-дефектолога следует выделить следующие развивающие среды, созданные в зоне дефектолога:

Сенсорная среда;

Моторно-двигательная среда;

Учебно-познавательная среда.

Зона учителя-дефектолога оснащена специальным инструментарием для проведения обследования ребёнка в соответствии с методическими требованиями.

Для проведения групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в зоне содержится специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический, раздаточный и наглядный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности.

Наглядно-дидактический материал:

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ:

Разнообразные матрёшки (от трёхместных до восьмиместных).

Пирамидки разного размера и разной конструкции.

Игрушки сюжетные: кошка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и другие.

Аудиокассеты с записями различных звуков.

Набор муляжей фруктов и овощей.

Лото-вкладки.

Коробки-вкладыши разных размеров.

Машины и куклы разных размеров.

Лотки для скатывания шаров, для прокатывания автомобилей.

Доски Сегена.

Наборы сыпучих материалов.

Мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур.

Разрезные и парные картинки.

Логические блоки Дьенеша.

Цветные счётные палочки Кюизенера.

Шумовые коробочки.

Тактильные коврики.

-«Чудесный мешочек».

Объёмные формы;

Плоскостные фигуры;

Дидактическая игра «Бусы»;

Дидактическая игра «Заплатка»;

Дидактическая игра «Сравни и подбери»;

Дидактическая игра «Форма и цвет»;

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»;

Дидактическая игра «Четвертый лишний»;

Дидактическая игра «Что лишнее»;

Дидактическая игра «Навстречу радуге»;

Дидактическая игра «Фигуры и счет»;

Объемные мячи (пластмассовые, резиновые, вязанные);

Трафареты, шаблоны;

Штриховки;

Материал для лепки, аппликации, рисования;

Предметы для развития конструктивного праксиса;

Наборы из геометрических фигур;

- «озорные прищепки»;

Поднос с манной крупой.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ:

Набор предметов-орудий: сачок, удочка, палочка с колечком, палочка с крючком, палочка с вилкой и другие.

Сюжетные игрушки.

Набор игрушек (пластмассовых и деревянных), имитирующих орудия труда-

молоток, гаечный ключ, отвёртка.

Матрёшки.

Заводные игрушки.

Колокольчики, погремушки.

Пластмассовые игрушки.

Пластмассовые и деревянные прищепки и основа для них.

Сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

Различные варианты настольных игр на развитие элементов логического мышления.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ПО ОО «ПОЗНОВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

ФЭМП

Наборное полотно.

Схема дни недели.

Прозрачные ёмкости.

Формы для песка.

Геометрические фигуры, объёмные формы.

Счётные палочки, полоски разной длины.

Мелкий счётный материал.

Индивидуальные карточки (для приёма наложения, и приложения)

Индивидуальный плоскостной счётный материал

Плоские предметы.

Карточки с изображением разных предметов и разного количества.

Наборы цифр до 10. (пробки)

Различные варианты настольных игр на соотнесение по цвету, форме, величине и количеству.

Каврограф.

Рабочие тетради и альбомы.

Интерактивные игры по ФЭМП.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ПО ФЦКМ

«Дикие и домашние животные и птицы», « Инструменты», «Деревья», «Цветы», «Насекомые», «Рыбы», «Школьные принадлежности», «Профессии» и другие по темам фронтальных занятий

Муляжи диких и домашних животных, фруктов, овощей, машин разных размеров и.т.д.

Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей

Различные варианты настольных игр по ФЦКМ.

Дидактическое пособие «Чудо дерево»

Кубики(из 4-6 частей)

Пазлы (профессии)

- Календарь природы

- Интерактивные игры по ФЦКМ.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ПО ОО РЕЧИВОМУ РАЗВИТИЮ:

Детские книги.

Картинки с изображением различных предметов и ситуаций.

Иллюстрации разных времён года и частей суток.

Картинки из серии «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Транспорт»,

«Дикие и домашние животные и птицы», « Инструменты», «Деревья», «Цветы», «Насекомые», «Рыбы», «Школьные принадлежности», «Профессии» и другие по темам фронтальных занятий.

Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей.

Различные варианты настольных игр для развития речи.

Дидактическое пособие «Чудо - дерево»

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАММОТЕ.

Схемы предложений на каждого ребёнка.

Предметные картинки для составление предложений.

Схемы для составление звукобуквенного анализа.

ИКТ игра «Игры для тигры».

ИКТ игра «Логопедические игры Попугай»

Буквы (большие и маленькие).

Касса букв.

Магнитная доска и буквы.

Липучки для написание букв, Ковролин (по кол-ву детей).

Поднос с манкой.

Диагностический материал

Материал для обследования речи и интеллекта дошкольников

Пирамидка

Почтовый ящик

Матрешка

Счетные палочки

Цветные карандаши (фломастеры)

Сюжетные картинки (простой сюжет)

Бумага, карандаш

10 предметных картинок

Игра ”Цветик - семицветик” (для соотнесения цвета)

Разрезная картинка (2,3,4ч.), доска Сегена

Предметные картинки

Сюжетные картинки, сюжетные ряды (2 карт.)

Игры для соотнесения по цвету и форме

Разрезные картинки (2-6 частей)

Сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (3-4 ч.)

Игра «Времена года»

Конструктор

Предметные картинки (телевизор, верблюд, скворечник, клубника, отвертка, велосипед)

Сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (4-5 ч.)

Предметные картинки (сложная слоговая структура слов)

Тесты: Готов ли ваш ребенок к школе.1-ая кн. Восприятие, память, мышление, внимание.

Тесты: Готов ли ваш ребенок к школе. 2-ая кн. Окружающий мир.

Тесты: Готов ли ваш ребенок к школе. 3-я кн. Речь, математика.

Однако, количество игр и пособий в соответствии с перечнем частично. Необходимо пополнить перечень играми и пособиями по познавательному развитию. Поэтому дальнейшая работа по пополнению игр и пособий будет продолжена в разработанном плане в течение учебного года.

ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная средагруппы изоны учителя - дефектолога обеспечивает возможность проведения коррекционной работы индивидуально и малыми подгруппами общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.

Цель: как комфортно чувствуют себя в группе воспитанники ДОУ. Самый удобный вариант в этом случае - предложить детям нарисовать рисунок на тему "Я в своей группе детского сада"..

Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы:

  1. Ребенок рисует только здание.
  2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
  3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.

Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. В этом случае можно поставить напротив фамилии малыша жирный крестик: события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?

Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он `крепко стоит на ногах`, чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о " мире" в душе.

Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке - положительный момент. Значит, педагог для ребенка - значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку - спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот.

Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.

Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки. О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).

Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного - о переизбытке эмоциональных стимулов.

Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.

Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный на занятии по рисованию или в художественной студии.

Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы можно внести в рисунок.

Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит малышей подарить ему рисунки на память. Несмотря на то что рисуночный тест `Я в своей группе детского сада` является информативной и удобной экспресс-диагностикой, легкость его оценивания - кажущаяся.

Возможно, какие-то элементы рисунка окажутся для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам. Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность и психический дискомфорт ребенка, связанные с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т.п.

Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.

Хорошо было бы обсудить рисунки детей с психологом, имеющим опыт диагностики по рисункам. Как говорят специалисты, настоящее умение читать рисуночные `тексты` приходит после анализа тысячи детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщить знания детей о Белгородчине, научить применять их в любых жизненных ситуациях. Поддерживать в детях добрые чувства к своему краю....

Даны упражнения на обеспечение положительного эмоционального фона, коммуникативных способностей....

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада Тест \"\"Я в детском саду\"\"

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского садаТест \"\"Я в детском саду\"\"...

Иногда педагогу бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники. Самый удобный вариант в этом случае - предложить детям нарисовать рисунок на тему "Я в своей группе детского сада". Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами он может и на досуге.

Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы:
Ребенок рисует только здание.
Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.

Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. В этом случае можно поставить напротив фамилии малыша жирный крестик: события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?

Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он `крепко стоит на ногах`, чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о " мире" в душе.

Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке - положительный момент. Значит, педагог для ребенка - значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку - спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот.

Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.

Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки. О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).

Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного - о переизбытке эмоциональных стимулов.

Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.

Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный на занятии по рисованию или в художественной студии.

Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы можно внести в рисунок.

Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит малышей подарить ему рисунки на память. Несмотря на то что рисуночный тест `Я в своей группе детского сада` является информативной и удобной экспресс-диагностикой, легкость его оценивания - кажущаяся.

Возможно, какие-то элементы рисунка окажутся для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам. Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность и психический дискомфорт ребенка, связанные с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т.п.

Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.

Хорошо было бы обсудить рисунки детей с психологом, имеющим опыт диагностики по рисункам. Как говорят специалисты, настоящее умение читать рисуночные `тексты` приходит после анализа тысячи детских работ.

Мария Быкова, преподаватель Московского психолого-педагогического института, " Дошкольное образование"