Обязанности ребенка по дому: какие и с какого возраста. Домашние обязанности ребенка в разном возрасте Загруженность домашними делами ребенка что писать

: Время прочтения:

Если ребенок не хочет участвовать в бытовой жизни семьи, его называют ленивым и объясняют это врожденными свойствами. Но бывает, что малыш в одних обстоятельствах проявляет себя эгоистом и сопротивляется любым обязанностям, а в других тот же ребенок помогает маме и показывает чудеса трудолюбия. Почему так происходит и как привить желание помогать рассказывает психолог Юлия Вашкевич .

Участие в домашних заботах — важная часть воспитания.

Я часто наблюдаю детей, для которых характерны две крайности: то они наотрез отказываются помогать, то с энтузиазмом и громким отбирают работу у родителей. Я и сама была такой в детстве. Дома всегда помогала маме из-под палки, начинала делать уборку в последний момент — за полчаса до ее прихода. Мыла за собой посуду только после того, как просьба (десятая по счету) превращалась в крик, забывала о домашних обязанностях.

Совершенно иначе я вела себя в деревне у бабушки. Бабушка с дедушкой вставали в шесть утра и с этого времени непрерывно работали. Мне выделили круг обязанностей, чтобы я помогала по хозяйству.

Кажется, никто в деревне не знал о проблеме, как заставить ребенка помогать по дому. Меня никто не будил, но в восемь утра начинало казаться, что я просплю что-то важное. Отведенную работу я выполняла с фанатичным усердием. Делала даже больше, чем поручили: очищала до блеска кастрюли, мыла посуду для домашней птицы, два раза в день меняла ей воду, собирала траву на корм утятам, цыплятам и резала ее так мелко, как могла. Я старалась быть аккуратнее, чтобы производить хорошее впечатление: складывала и вешала одежду, мыла за собой посуду. Мне было важно получить одобрение бабушки, но еще интереснее наблюдать результаты своего труда.

За работой бабушка рассказывала мне что-нибудь интересное, я пересказывала истории из прочитанных книг. С десяти до четырнадцати лет я приезжала в деревню и помогала с большим энтузиазмом. А в это время дома мама ломала голову, как научить ребенка помогать.

Почему дети должны помогать родителям по дому

Участие в домашних заботах является важной частью воспитания и дальнейшей социализации.

Обязан ли ребенок помогать родителям по дому? Нет. Но дети любят помогать, потому что у этого есть психологическая выгода:

  • повысить собственную значимость и уверенность в собственных силах;
  • обучиться конкретным навыкам;
  • развивать социальный статус и коммуникативные навыки.

Я думаю, бабушка одновременно пользовалась осознанными воспитательными приемами и (даже больше) действовала интуитивно. Смысл не в том, чтобы «правильно» воздействовать на ребенка, а в том, чтобы выстраивать с ним естественные отношения, при которых он повторяет, следует за взрослым, выполняя домашние дела.

Приведенные ниже рекомендации обобщают мой личный опыт, опыт наблюдения за детьми, их родителями и опыт психологов, наработки которых мне действительно пригодились. Если вы думаете, как приучить ребенка помогать по дому, они должны вам помочь.

1 Поддерживайте инициативу ребенка

Если перед вами маленький, еще не «испорченный» воспитанием ребенок, его желание нужно просто поддержать, он и так хочет поучаствовать в вашей взрослой жизни. Если с раннего возраста приучать детей убирать игрушки и выполнять несложные задания, дальше будет легче. Смиритесь, что двух-трехлетний ребенок больше напачкает, чем поможет. Зато он освоит навыки, и в будущем ваши усилия окупятся, вам с большой вероятностью удастся приучить малыша к порядку.

Нет ничего обиднее для ребенка, чем видеть, как вы исправляете или улучшаете результаты его труда.

Конечно, в таком возрасте задания должны быть простыми и не требующими много времени на выполнение. Для малыша это игра.

Обязательно выражайте одобрение: «Как здорово ты мне помогаешь. Я так рада. Спасибо за...». Но избегайте формального «молодец».

Если ребенок постарше не приучен помогать, но вдруг берется за дело, поощрите его теми же словами: «Ты мне здорово помог. Без тебя я бы не обошлась. Спасибо!». Даже если за ним хочется переделать тут же, сдержите себя и просто добавьте: «Ты мне поможешь еще больше, если уберешь теперь на кухне за собой». Нет ничего обиднее для ребенка, чем видеть, как вы исправляете или улучшаете результаты его труда.

2 Создайте ценность дела, которое хотите поручить ребенку

Это похоже на искусство продать товар подороже. Хороший пример — Том Сойер, который красил забор. Он не хотел красить забор, но на публику изобразил настоящий восторг от этого занятия! Он не жаловался на судьбу и злую тетю, не ныл и не просил другого ребенка поработать за него. Удивительно ли, что и другим детям это занятие показалось очень интересным? Настолько интересным, что они даже заплатили, чтобы поработать.

Чтобы создать ценность предстоящей работы, выполните следующие пункты.

Продемонстрируйте, насколько вам приятно работать по дому. Напевайте, насвистывайте, пританцовывайте. Или просто постарайтесь уйти в работу с головой. В этом и был основной эффект деревни. Бабушка с дедушкой работали с энтузиазмом, а энтузиазм заразителен.

Не бросайте укоризненные взгляды на ребенка и не пытайтесь заигрывать словами: «Работать здорово! А ты не хочешь присоединиться?». Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.

Создайте у ребенка ощущение ценности. Когда ребенок попросит себе какое-нибудь задание — вынести мусор или покормить собаку — не спешите радостно соглашаться. Обратите его внимание на то, насколько важным делом вы занимаетесь. Усомнитесь в силах и способностях ребенка сделать это так же хорошо, как вы. Можно предложить предварительное испытание — положить пакет в ведро, вымыть миску. Ребенку будет приятно получить обязанность как привилегию. В таких случаях дети с удовольствием занимаются домашними делами.

3 Попросите, когда вам действительно нужна помощь

Важно просить, а не требовать. Честно признайтесь, что объем работы очень большой, и вы самостоятельно не справитесь. Чаще дети без лишних капризов помогают родителям.

Тут важна честность. Как-то на занятиях с маленькими детьми я попросила девочку помочь перетащить стол, сказала, что мне самой тяжело. Она пыхтя перенесла столик в угол, а затем наблюдала, как я одной рукой переставила другой столик. В глазах было понимание, что ее обманули.

Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.

4 Благодарите

Не важно, это разовая помощь или постоянная обязанность. Дайте ребенку знать, что вы цените его вклад. Старайтесь, чтобы ваша благодарность была качественной, а не формальной. «Без твоей помощи мне пришлось бы нелегко», «Я горжусь тобой», «Мне приятно, что ты откликнулся», «То, что ты мне помогаешь по дому, значительно облегчает мне жизнь. Спасибо!» — такие слова мотивируют и приучают ребенка помогать.

5 Поручайте ребенку ограниченный круг дел

Когда вы говорите «Чтобы к моему приходу квартира была убрана», то обрекаете ребенка на мучительные раздумья: «Что такое убранная квартира? За что в результате будут ругать? С чего начать? Как много всего — это очень сложно!»

Все это крутится в голове у ребенка. В результате он не делает ничего или самую малость к приходу родителя.

Папа с мамой часто ведут себя как в сказке о золотой рыбке: «Полы помыл. А почему пыль на антресоли не вытер?». Всегда найдут к чему придраться. Это не способствует развитию привычки убирать, да и в принципе что-то делать.

Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!» Иногда можно просить дополнительной помощи, тоже очень конкретно. Для ребенка все должно быть предсказуемо.

6 Работайте вместе — это мотивирует и объединяет

Чем младше ребенок, тем больше дел лучше делать вместе, а чем старше, тем больше он может делать сам. Необязательно делать вместе всё. Вы можете поручать задания ребенку, а сами отдыхать. Но ребенок в какой-то другой день ребенок должен увидеть, что вы тоже поработали.

Ценность совместного действия очень высокая. Об этом вам скажет любой семейный психолог. Если во время совместных дел вы делитесь событиями, обсуждаете события или рассказываете историю, сказку, это и мотивирует, и развивает, и успокаивает ребенка, а также улучшаются отношения в семье.

7 Выражайте отношение к тому, что и как делает ребенок

Это касается выражения одобрения и неодобрения. Лучшее одобрение, как мы уже выяснили, — благодарность.

Крики и сарказм не единственные способы выразить неодобрение. До сих пор помню, как бабушка укоризненно качала головой, глядя на мои разбросанные вещи. Этого было достаточно, чтобы я старалась быть аккуратнее.

Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!»

Варианты неодобрения могут быть очень различны: от экспрессивного «фу!» до развернутых ответов «Мне не нравится, как ты помыл полы. Лучше перемыть», «Я не люблю по нескольку раз повторять одно и то же». Ключевое здесь — выразить ваши чувства и ваше отношение к происходящему.

Таких фраз ребенок слышать не должен: «Ты виноват! Почему ты не делаешь то, что тебе говорят?! Неряха!»

8 Дайте ребенку понять, что дело выполнить необходимо

Заразить ребенка энтузиазмом несложно. Но ежедневная помощь по дому и обязанности уже не так привлекательны и требуют затрат энергии. Ребенок обычно ищет пути отлынивать от работы. Здесь важна ваша настойчивость.

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили. Если ребенка постоянно обслуживают родители, ему будет очень трудно перестроиться, когда потребуется проявить самостоятельность.

Превратитесь в зануду, разбудите, если надо и среди ночи («Извини, что бужу тебя среди ночи, но на кухне осталась не помытая посуда»). Будьте вежливы, не кричите. Так вы останетесь в поле вашей правоты, и ребенку нечем будет манипулировать и не на что злиться. Если обязанность ребенку четко определена, то должно быть такое же четкое понимание, что кроме него никто работу не выполнит. Точно так же, как с выполнением домашних заданий.

Когда рекомендации не работают. Что делать, если ребенок не хочет помогать по дому

Бывает, ко мне приходят мамы в отчаянии: «Ни в какую, ни под каким предлогом ребенок не хочет помогать по дому, что делать?»

Еще раз аккуратно попробуйте каждый совет. Посмотрите внимательно, насколько честно вы следуете советам выше. Вы спокойно попробовали несколько раз или переволновались и бросили на середине? Среди моих рекомендаций нет единственного «секретного» способа. Результат тем лучше, чем больше советов вы превратите в свои привычки.

Станьте наблюдателем. Забудьте на две-три недели про крики, одергивания, напоминания, требования, манипуляции деньгами и подарками. Кто этот маленький человек? На что он реагирует, что ему нравится, что вызывает отрицание? Что у него получается, а что нет? Посмотрите на мир его глазами.

Возможны неожиданные открытия: например, ребенок сам предложит помочь, когда на него перестанут обращать внимание. Может, выяснится, что он плохо держит в руках столовые приборы, когда уже положено есть самому. Или, наоборот, способен на большее.

Пресекайте шантаж. Рекомендации также не сработают, если вы живете ради ребенка, и он все привык получать «по мановению палочки». В таком случае он просто уверен, что стоит ему заплакать или обидеться, как вы мгновенно придете к нему на помощь и все сделаете за него. Даже если покричите — потом все равно сделаете.

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили.

Как приучить ребенка помогать по дому советы психолога работают для родителей, которые хотят привить детям самостоятельность.

Откажитесь от слияния — знаменитого родительского «мы»: «Мы пописали!», «Мы поиграли», «Мы убрались!». До шести-семи лет это допустимо. Но в более старшем возрасте ребенка от слов «Мы пойдем убирать», «Мы помыли посуду, теперь отдыхаем» просто корежит. В ответ на слияние родители могут получить принципиальный беспорядок со стороны ребенка, целью которого является отстаивание своих границ.

Не стесняйтесь обратиться за помощью. Менять привычные способы поведения и отношения не так просто, сложно заметить в себе «что же я делаю не так?». Если в течение месяца ситуация с маленьким помощником не улучшается, можно обратиться за помощью и поддержкой к психологу.

Дети подрастают, становятся самостоятельнее — но времени у занятой мамы почему-то не прибавляется. Да, за дошкольниками и младшими школьниками уже не нужен глаз да глаз, но освободить руки и голову для какого-то приятного дела или хобби, побыть наедине со своими мыслями и желаниями у женщины все равно не получается. Выход — распределение обязанностей.

Некоторые обязанности, которые, как нам кажется, мы должны выполнять, если хотим считать себя хорошими матерями, как раз и съедают большую часть времени, а к тому же отучают наших детей от самостоятельности.

Лучший подарок, который вы можете сделать своему ребенку, — это научить его или ее быть независимым. В процессе этого обучения вы сможете одарить и себя — у вас появится время, чтобы сосредоточиться на своем «я» и позаботиться о себе.

Самостоятельность в обмен на время

Средства массовой информации с удовольствием накачивают родителей жуткими сенсациями, чтобы запугать нас и заставить постоянно следить за нашими детьми. Потом мы отправляем их в колледж. Мы должны вырастить детей так, чтобы со временем они могли уверенно войти в большой мир, а для этого им необходимо уметь самим решать многие жизненные вопросы.

Мы носимся с нашими детьми, словно с физически или умственно неполноценными лицами королевских кровей. Это то, что я называю «хороший родитель портит». Любящие, преданные, умные родители ведут себя так, словно их дети, пока им не исполнится 35 лет, даже попу себе вытереть не могут, не говоря уж о том, чтобы пройти по улице полквартала.
Представьте, что у вас шестеро детей. Ведь если бы у вас было шестеро малышей, вы не успевали бы всем вытирать попы и каждому подкладывать подушечку, когда он падает. Важно уточнить понятие крайней необходимости. Крайней необходимостью не является тот случай, когда ребенок немного капризничает или слегка проголодался.
Семейный психолог

Можно взглянуть на помощь ваших детей по дому под следующим углом: их содействие высвободит вам время для того, чтобы обдумать, что вы хотите делать. Однако в действительности снижение вашей нагрузки — не главное в детской помощи. Когда у детей есть обязанности, когда они знают, что могут реально помочь семье, они становятся сильнее. Возможно, сначала они будут отказываться накрывать на стол, забирать почту или кормить собаку, но когда они втянутся в эту работу и поймут, что действительно вам помогают, то обязательно почувствуют себя более значительными и нужными. У них появится цель и понимание того, что их вклад в домашнее хозяйство на самом деле важен для всей семьи.

Возвращаясь к вопросу о требованиях, которые мы сами к себе предъявляем, следует отметить, что чаще всего мы испытываем чувство вины, если не успеваем сделать хотя бы малую толику всей домашней работы.

Сумасшествие? Да, но это происходит постоянно. Иногда мы сами этого не осознаем. Мы занимаемся повседневной работой, делая все для всех, и нам даже не приходит в голову, что мы можем поручить ребенку выбить пыльный коврик и от этого всем будет лучше.

Конечно, вы не станете предлагать трехлетнему малышу пылесосить или шестилетнему — готовить обед, но есть множество подходящих по возрасту задач, которые дети в состоянии выполнять, как только они начинают понимать речь. Двухлетний малыш может собрать кубики и сложить их в коробку. Шестилетке вполне по силам достать посуду из посудомоечной машины, пусть даже он просто поставит тарелки на стол, а не уберет их на место. Восьмилетний ребенок может накрыть на стол и убрать грязную посуду, ребенок 10 лет — загрузить стиральную машину, а двенадцатилетний — сложить выстиранное белье. Подросток выгуляет собаку или поменяет наполнитель в кошачьем туалете; дети этого возраста уже вполне могут постирать свои вещи и даже приготовить незамысловатый ужин.

Что могут ваши дети?

В 2-3 года:

  • убирать игрушки;
  • складывать грязную одежду в корзину;
  • убирать книги и журналы
  • накладывать в мисочку корм для домашнего питомца (с небольшой помощью);
  • вытирать пролитое;
  • вытирать пыль.

В 4-5 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • убирать свою постель;
  • выбрасывать мусор;
  • убирать со стола;
  • поливать растения;
  • приготовить завтрак из хлопьев.

В 6-7 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • рассортировать белье;
  • подметать;
  • помогать готовить и упаковывать завтрак;
  • накрывать на стол;
  • убирать в спальне;
  • наливать напитки;
  • отвечать на телефонные звонки.

В 8-9 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • загружать посуду в посудомоечную машину;
  • разбирать купленные продукты;
  • помогать готовить ужин;
  • готовить свою одежду для стирки;
  • чистить овощи;
  • делать тосты;
  • гулять с собакой.

В 10-12 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • доставать посуду из посудомоечной машины, убирать ее на место;
  • складывать выстиранное белье;
  • убирать в ванной;
  • готовить простые блюда;
  • стирать;
  • стричь газон;
  • убирать свою постель и менять постельное белье;
  • убираться в кухне;
  • присматривать за младшими братьями и сестрами.

Как это организовать

Не просите детей сделать что-либо. Просто один раз обсудите, что они могли бы взять на себя, и закрепите за ними их обязанности. Вы не должны становиться сержантом-инструктором среди новобранцев, но в конце дня вы — босс.

Не заставляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отчасти их работа базируется на доверии. Скажите им, что необходимо сделать, и дайте понять, насколько вы уверены в том, что они с этим справятся. Когда они почувствуют, что действительно помогают, очень интересно за ними понаблюдать.

У нас на кухне висит расписание, в котором перечислены все ежедневные обязанности детей. В нем указаны дни недели и задания, которые дети должны выполнять в этот день. Этот график очень помогал — он направлял детей, и не нужно было им ни о чем напоминать. Они могли в любой момент посмотреть расписание и увидеть, что должны делать. Я не говорю, что это идеальная схема, но расписание определенно помогает.
Мама двоих детей

Комментировать статью "Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам"

В три года вытирать пыль - это круто. В пять я согласна, моя вытирает. А вот постель пока не убирает. Есть над чем работать.

На фоне европейских загибов в воспитании и ювенальной юстиции статейка странная...Пос ути - элементарная, для очень молодых неопытных родителей без интернета и возможности спросить и тех, кто ни одной книги по воспитанию не прочел...

разумеется, дети хотят и могут помогать. Не хотят они только в том случае,е лси их смолоду- стех самых года, двух, трех не подпускали никуда и ни к чему. Не давали ни веник в руки, ни чашку, ни воду. ни тряпку...подождали лет до 5 и удивились, а его это деточка не хочет помогать...

И большая вредность этой статьи именно в списке ЕЖЕДНЕВЫХ обязанностей детей... Им трудна не помощь, а ежедневность и обязанность. За которую не скажут спасибо - ведь это ты свой долг выполняешь. Не должно быть ежедневных непременных обязанностей, а должно быть умение и желание помочь маме, готовность присоединиться к домашней работе. Тогда и конфликту неоткуда будет взяться. Каждое ребенкино помогание будет замечено, с радостью и благодарностью мамы и папы.

Мне повезло и как то так получилось, что все дети помогают с раннего возраста. Младшая меньше всех и часто хитрит, но если я пишу список дел, она выполняеет все.

Всего 7 сообщений .

Еще по теме "Как помочь маме по дому":

Не " помогайте маме ", а "вы такие взрослые, что можете делать некоторые взрослые дела". Причем можно ещё и слегка выделить старшую, давай Только к помощи по дому это никакого отношения не имеет, совсем. Две недели на ферме - именно что из любопытства, экзотика.

Помощь по дому: что поручить детям. Помощь по дому: что может сделать ребенок от 2 до 12 лет. Мы занимаемся повседневной работой, делая все для всех, и нам даже не приходит в голову, что мы можем поручить ребенку выбить пыльный коврик и от этого всем будет лучше.

Маме 78, три года назад неврологом поставлен диагноз деменция. Живет она одна, но недалеко от меня. В ее квартире установила видеонаблюдение, вижу ее в любую минуту. Благодаря лекарствам (их она пьет под моим "видеонаблюденем" с телефоном на ухе) еще как то держалась. Последнее время все ухудшилось, ушла, потерялась в подъезде. Газ отключен, вода пока нет. Повела ее в психдиспансер, там поставили тяжелую степень деменции.

Проблема не в парне, а в его матери. С ним как раз все в порядке. ЕдинственноЮ чт о надо намекнуть, что надо надевать шорты. А так он сам разберется, когда нужно заниматься мастурбацией.

Мама деда теперь забирает к себе на зиму с большим скандалом, мы с детьми с ним летом живем в деревне, мама его хотела и хочет сдать в дом Вашей маме нужен сейчас хороший невролог. Неврологические таблеточки попить может очень помочь от ВСЕХ болезней.

помощь по дому. На удивление, хочет помочь, и помогает, она часто - мне перебирать вещи, няне стирать и сортировать для стирки Раздел: Дети и родители (дочь не хочет помогать по дому). Расчихвостили меня... Я ж только хотела сказать, что каждая уважающая себя...

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. А вот постель пока не убирает.

Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Список дел по возрастам ". Организованная перевозка группы детей на автобусе. У меня дочка идет в класс 1-3 к Наталии Михайловне в здании на Свободы 81-1.

Многодетная семья: воспитание детей, взаимоотношения братьев и сестер, социальные льготы и пособия. Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Распределение обязанностей: время для мамы и самостоятельность детей.

Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Список домашних дел для детей. Считают что это нереально пересечь океан 1. Домашний режим Заметив первые признаки нездоровья, оставляйте ребенка дома, не отправляйте в детский сад или школу.

Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Когда у детей есть обязанности, когда они знают, что могут реально помочь семье, они Восьмилетний ребенок может накрыть на стол и убрать грязную посуду, ребенок 10 лет...

Ноль желания помочь маме. Если его пытаются привлечь, то у него болит рука, нога, и вообще он устал. Как вы считаете, стоит ли в этой ситуации бороться за то, чтобы сын помогал по дому, или это будет зря потраченное время и нервы, пусть себе существует и передается по...

Как помочь маме? К психологу ей надо или к психотерапевту. Из тяжелой депрессии многие самостоятельно выйти не могут. Дома устраиваю полный погром в виде генеральной уборки. Работаю по телефону разруливая все вопросы, никого не посылая и вообще делаю ВСЕ, что...

Каких врачей необходимо пройти?. Врачи, поликлиники. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие Список дел по возрастам. Помощь по дому: что может сделать ребенок от 2 до 12 лет.

Моя старенькая мама больна. Болезнью по имени старость. У нее куча лекарств, от которых ей делается хуже и хуже. Плюс лекарства, которые она сама себе прописывает. Всё это вместе приводит к аллергиям, непереносимости и ухудшению. Не пить лекарства вообще-тоже плохо.

Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Восьмилетний ребенок может накрыть на стол и убрать грязную посуду, ребенок 10 лет - загрузить стиральную машину, а двенадцатилетний - сложить выстиранное белье.

Как помочь маме?. Серьезный вопрос. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Мама наотрез отказалась ехать на дачу, которую мы собираемся строить. Равно как в имеющийся деревенский дом и на дачу мужа.

Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Этот график очень помогал - он направлял детей, и не нужно было им ни о чем напоминать. Они могли в любой момент посмотреть расписание и увидеть, что должны делать.

Маме скучно дома одной, мне с ней неинтересно и иногда я физически не могу эту старческую жвачку словесную слушать. Есть, конечно, то, в чем слепой чедовек не может обойтись без помощи, но таких моментов на самом деле вовсе не так много, как обычно думают.

Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Как научить ребенка помогать по дому: 4 совета. Обсуждение. Надо помочь навести порядок - ищем мотивацию (учим своим примером и т.д., у кого что работает), потому что мамино "надо" в данном случае...

Нужно ли наделять ребенка обязанностями? Безусловно, они помогают полноценному, адекватному формированию личности. Возложение и успешное выполнение каких-либо обязанностей возвышает ребенка в собственных глазах. Постепенно малыш учится взаимодействовать с окружающими и начинает рассматривать себя как личность, способную помогать.

Обязанности ребенка и взрослого человека несопоставимы. Они значительно проще. Обязанности малыша можно трактовать, скорее, как посильную помощь по дому. Поручения должны соответствовать его возрасту. Иначе, можно вызвать обиду, злость, агрессию или ощущение у него чувства собственной неполноценности.

В тоже время не стоит вовсе ограждать ребенка от домашних дел, уповая на то, что у него будет еще достаточно времени, чтобы всему научиться. Так вы рискуете воспитать неподготовленную к самостоятельной жизни личность. Кто его лучше научит и закроет глаза на ошибки, как не родители?

Исходя из собственных ожиданий и умений ребенка, можно давать ему самые разнообразные задания. Однако те или иные обязанности нужно вводить в его жизнь постепенно. Поговорите с крохой и вместе решите, в чем будет заключаться ее посильный вклад.

Желательно давать ей возможность самой выбирать для себя дела. Покажите ей, если крохе непонятно как именно нужно это выполнить. Однако никогда не делайте этого за нее.

Обозначьте критерии качества, по которым в последующем будет оцениваться качество ее работы. Согласуйте сроки выполнения. Сообщите о последствиях, вступающих в силу после невыполнения поручений.

Не устанавливайте для малыша слишком высоких рамок. Возможно, вы перфекционист и всегда стремитесь к совершенству. Ребенок еще не наделен умениями и способностями взрослого человека, поэтому не выставляйте недостижимых для него планок. Иначе ему не захочется больше помогать.

Периодически меняйте круг его обязанностей для того, чтобы ребенку не наскучила монотонная работа. Хотя, некоторые можно прочно вводить в его жизнь, например, собирать свои игрушки или ухаживать за животными. Кроме того, не стоит нагружать его слишком большим списком дел.

По степени длительности обязанности можно разделить на постоянные и ситуативные дела . Под постоянными обязанностями понимаются те, которыми ребенок награждается с определенного возраста на постоянной основе, например, способность самостоятельно одеваться, обязанность уважать взрослых. Ситуативные дела носят кратковременный характер. Это небольшие поручения, которые родители могут дать своему чаду.

Как приучить ребенка к труду

Малыш всегда наблюдает за действиями взрослых. На их примере он постепенно учится действовать тем или иным образом в разнообразных ситуациях. Приходит время и у него возникает сильное желание сделать что-либо самостоятельно. Это позволяет тем самым ему почувствовать себя большим. Это удачное время для мягкого, ненавязчивого приобщения его к труду. Несколько рекомендаций:

  1. Если ребенок отказывается от вашего поручения, не злитесь и не заставляйте его. Лучше поговорите с ним о том, почему ему не хочется. Объясните, зачем это нужно выполнить.
  2. Малыш будет чувствовать значимость своей помощи, и хотеть ее оказать лишний раз, если ваши просьбы будут озвучены не в приказном тоне. Вместо фразы “сделай немедленно” скажите “не мог бы ты”.
  3. Хвалите малыша за его старание и стремление что-то выполнить. Пусть поначалу у него получается не так, как вам бы хотелось. Слова одобрения жизненно важны для формирования позитивной самооценки.
  4. Иногда, если он действительно очень заслужил можно поощрять его, но ни в коем случае не деньгами. Он начнет думать, что родители обязаны ему платить за выполнение домашних дел. Помощь перестанет быть бескорыстной.
  5. С внедрением новых обязанностей нужно расширять поле его свободы. Скажем, он может лечь спать чуть позже или поиграть чуть больше.
  6. Выполнение самих дел можно превратить в интересную игру. Ваша фантазия подскажет, как нужно это сделать.

Что под силу детям разного возраста

Малыш 3 лет способен :

  • убирать игрушки на место;
  • относить ложки, вилки, салфетки, тарелки на стол;
  • ставить книжки и журналы на полки;
  • убирать свое место за столом после еды;
  • владеть элементарными гигиеническими навыками (например, умываться);
  • самостоятельно раздеваться и одеваться при участии взрослых.

Ребенок 4 лет готов:

  • сервировать стол, относить хорошие тарелки;
  • помогать с приобретением бакалейных товаров;
  • помогать убираться во дворе;
  • кормить домашнюю живность;
  • расстилать и застилать кровать;
  • помогать мыть посуду;
  • вытирать пыль на мебели;
  • накладывать еду в тарелки;
  • готовить холодные завтраки (насыпать хлопья);
  • мазать маслом хлеб;
  • доставать почту из ящика;
  • участвовать в приготовлении несложного десерта;
  • развешивать вещи сушиться;
  • складывать одежду.

Пятилетке можно поручить:

  • помогать готовить по рецепту пищу (добавлять ингредиенты);
  • убираться в комнате;
  • готовить бутерброд или простой завтрак себе;
  • самому одеваться, складывать одежду;
  • чистить туалет, раковину, ванную;
  • сортировать и убирать постиранное белье;
  • чистить зеркала;
  • участвовать в мытье машины;
  • оплачивать небольшие покупки;
  • принимать телефонные звонки;
  • выносить мусор.

Шестилетка уже может:

  • одеваться по погоде;
  • пылесосить ковер;
  • собирать завтрак в школу;
  • поливать цветочки;
  • очищать овощи;
  • полоть траву;
  • выгуливать домашних питомцев;
  • помогать чистить машину;
  • следить за тем, чтобы мусор был вынесен.

Семилетка умеет:

  • убираться во дворе;
  • следить за своим велосипедом;
  • поливать огород;
  • нести пакеты с покупками;
  • мыть домашних животных;
  • гладить вещи.

Ребенку 8, 9 лет можно предложить:

  • помыть полы;
  • постирать вещи;
  • зашить дырочки, пришить пуговицы;
  • сделать простые блюда;
  • убирать за питомцами;
  • красить;
  • участвовать в мытье холодильника;
  • купать и кормить своих младших братьев и сестер;
  • убираться в доме.

В 9, 10 лет ребенка можно просить:

  • менять постельное белье;
  • загружать и включать машинку, засыпать порошок;
  • делать покупки по списку;
  • готовить еду на всю семью;
  • мыть машину.

В 10, 11 лет ребенок готов самостоятельно подрабатывать, плюс ко всему перечисленному.

Ребенок 11, 12 умеет:

  • чистить бассейн;
  • следить за огородом;
  • помогать папе, делать мужскую работу;
  • чистить духовку и плиту.

Приход в жизнь ребенка обязанностей должен сочетаться с наделением его определенными правами. Их реализация не должна зависеть от настроения окружающих. Иначе ребенок станет злиться, возникнет стремление отомстить, а его рвение к сотрудничеству будет снижаться.

Стоит ли удивляться, что ему тоже не захочется выполнять ваши поручения?

Уважаемые читательницы блога , а какие обязанности выполняет ваш ребенок в семье, оставляйте комментарии или отзывы ниже. Кому то это очень пригодиться!

Многие отдают своих детей в музыкальные школы, спортивные секции, создают все условия для того, чтобы их ребёнок всесторонне развивался. Но некоторые мамы и папы ограждают своих чад от работы по дому. Возможно, они считают, что это не столь важно, а может, не хотят спорить с ребёнком, который наотрез отказывается помыть посуду или прибраться в комнате.

Сегодня мы поговорим о том, почему это очень важно для ребёнка - делать работу по дому.

В ходе исследования, которое проводилось компанией Braun Research осенью прошлого года, был опрошен 1 001 человек (в выборку попало только взрослое население). Результаты опроса оказались следующими: 82% респондентов отметили, что в детстве они регулярно выполняли работу по дому, и только 28% людей сообщили, что у их собственных детей есть домашние обязанности.

Сегодня родители хотят, чтобы их дети тратили время на то, что будет способствовать их успеху в будущем. Но по иронии судьбы многие родители перестали ставить детям в обязанность работу по дому, хотя её польза была доказана неоднократно.

Ричард Ренд, психолог

Десятилетия исследований показали, что наличие списка обязательных дел по дому благотворно сказывается на учёбе детей, их психике, а также в будущем это пойдёт на пользу их карьере.

Согласно исследованию Марти Россмана, почётного профессора Миннесотского университета, если вы с раннего возраста приучите своего ребёнка выполнять работу по дому, то он будет чувствовать себя самостоятельным, ответственным и уверенным в себе человеком.

Суть исследования такова: было выбрано 84 ребёнка, исследование проводилось на протяжении трёх периодов жизни этих людей. Первое исследование было проведено в дошкольном возрасте, второе - когда детям было 10–15 лет, а третье - когда им исполнилось 20–25 лет. Результаты исследования показали, что у детей, которые начали выполнять работу по дому с трёх-четырёх лет, сложились более тёплые отношения с семьёй и друзьями, они были более успешными в школе и университете. Они также начали продвигаться по карьерной лестнице гораздо быстрее по сравнению с теми, у кого не было домашних обязанностей, и с теми, у кого обязанности по дому появились лишь в подростковом возрасте.

Обязанности по дому учат детей быть чуткими, отзывчивыми и заботиться о других, отмечает Ричард Вейсборд, психолог Гарвардской школы бизнеса. В процессе исследования , результаты которого были опубликованы в прошлом году, он и его команда опросили 10 000 школьников и студентов. Ребятам необходимо было определить, что из перечисленного они ценят больше: достижения, счастье или заботу о других.

Почти 80% респондентов предпочли достижения и счастье заботе о других. Однако результаты исследования также показали, что со счастьем люди чаще ассоциируют не крупные достижения, а крепкие и доверительные отношения с другими людьми. Ричард Вейсборд считает, что сегодня наблюдается дисбаланс ценностей и оптимальный путь вернуться в нужное русло - это с детства учить детей доброте, а также формировать у них ответственность и желание помогать другим, вменяя им обязанности по дому.

В следующий раз, когда ваш ребёнок будет отнекиваться от дел по дому под предлогом того, что ему нужно делать домашнее задание, не поддавайтесь искушению согласиться на уговоры дитя и освободить его от работы по дому. Когда школьные задания конкурируют с домашними обязанностями и вы делаете выбор в пользу первого, вы отправляете ребёнку следующий посыл: оценки и личные достижения важнее, чем забота о других. Возможно, сейчас это кажется вам несущественным, но с течением времени вы поймёте, что такое поведение было неправильным.

Мадлен Левин, психолог, автор книги «Учите своих детей правильно»

Вот несколько советов, которые помогут вам мотивировать детей выполнять работу по дому:

Следите за тем, что говорите. По результатам исследования , проведённого в прошлом году, было выявлено, что если вы будете благодарить ребёнка за то, что он был хорошим помощником, а не просто говорить ему «спасибо за помощь», то его желание заниматься работой по дому значительно возрастёт. Тем самым вы повышаете самооценку ребёнка, он чувствует себя человеком, который полезен и важен другим.

Составьте расписание дел по дому. Включите дела по дому в расписание вашего ребёнка наряду с занятиями музыкой или спортивными тренировками. Так ваше чадо сможет планировать своё время и приучится к порядку.

Превратите это в игру. Все дети любят игры. Сделайте из домашних обязанностей игру, придумайте различные уровни дел по дому, которых вашему ребёнку предстоит достичь. Например, для начала он может раскладывать вещи, а через некоторое время получит право пользоваться стиральной машинкой.

Не давайте ребёнку деньги за то, что он помогает вам по дому. Психологи считают, что денежная награда может привести к снижению мотивации ребёнка, так как альтруистический порыв в таком случае превращается в бизнес-сделку.

Помните, что характер заданий по дому имеет значение. Если вы не хотите вырастить эгоиста, то задания по дому, которые вы даёте ребёнку, должны быть такими, чтобы они приносили благо всей семье. Правильно: «Нужно вытереть пыль в гостиной и помыть посуду после ужина». Неправильно: «Приберись в своей комнате и постирай свои носки».

Забудьте фразу «делай работу по дому». Помните, что вы не должны приказывать. Вместо того чтобы сказать: «Делай работу по дому», - скажите: «Давай расправимся с нашей работой по дому». Таким образом вы сделаете акцент на том, что домашние обязанности - это не только рутинный долг, но и способ позаботиться о всех членах семьи.

Не ассоциируйте работу по дому с негативом. Не следует применять работу по дому в качестве наказания за провинность. Когда вы обсуждаете с ребёнком домашние обязанности, в том числе и те, которые делаете самостоятельно, старайтесь говорить о них в позитивном или по крайней мере нейтральном ключе. Если вы постоянно жалуетесь на то, что вам приходится мыть посуду, поверьте, чадо последует вашему примеру и тоже начнёт роптать.

А у вашего ребёнка есть обязанности по дому?

Которые я организовываю, часто возникает вопрос обязанностей ребенка по дому. Что может ребенок делать в том или ином возрасте? Какие обязанности стоит давать, а что ребенок сделать не может? Если некогда читать — смотрите или слушайте видео 🙂


Из своего опыта могу сказать, что все запреты в нашей голове, и «не может» — тоже там. Не бойтесь «нагружать» ребенка. Часто родители сейчас слишком лояльны и чересчур заботливы (хотя уверена, что и наши бабушки тоже такими были).

Когда-то на сайте Маркетиум я нашла картинки, где были описаны обязанности ребенка по дому для его разного возраста — от трех до семнадцати лет. Я сохранила себе эти картинки и периодически просматриваю их. Это как компас, с которым можно свериться, но путь у меня свой. Предлагаю Вам этот список, со своими ремарками 🙂

Обязанности ребенка по дому: 3 года


Обязанности ребенка по дому: 4 года

  • помогать расстилать и убирать постель (просите сами, не ждите, чтобы малыш предложил 😉);
  • протирать пыль;
  • помогать готовить десерты, украшать что-либо (еду, комнату и т.п.);
  • помогать убирать в саду, в доме;
  • помогать мыть посуду.

Обязанности ребенка по дому: 5 лет

  • расстилать и убирать свою постель (уже сам, а не помогает);
  • помогать убирать квартиру (главное, чтобы сама мама знала, что можно передать ребенку, каким инструментом снабдить, и какого качества уборку он хочет получит (ну и насколько это реально! :));
  • оплачивать мелкие покупки;
  • кормить своего питомца и убирать за ним;
  • самостоятельно завязывать шнурки и убирать одежду (но, например, мои дети совсем не умеют завязывать шнурки:), а убирают одежду за собой еще с того трехлетнего возраста, когда научились ее одевать/снимать и скадывать);
  • самому готовить бутерброды убирать за собой (опять таки, здесь нужна подготовительная работа от мамы и папы — научите намазывать масло на хлеб, пусть в доме всегда будет нарезанный хлеб и сыр, например).

Обязанности ребенка по дому: 6 лет

  • пылесосить;
  • поливать цветы;
  • выгуливать домашних животных (если они у вас есть:));
  • выносить мусор;
  • собирать вещи в школу;
  • чистить овощи (купите для пользования ребенка безопасную чистилку, и просите начистить вам огурцы, морковь, картошку и т.п.);
  • накрывать на стол (этому можно еще с трехлетнего возраста учить);
  • подбирать себе одежду (вряд ли сильно касается мальчиков, но и им тоже нужно это уметь).

Обязанности ребенка по дому: 7 лет

  • мыть собаку/кошку;
  • гладить простые вещи (поддерживайте интерес ребенка еще с маленького возраста, когда он приходит и просит — не отказывайте, просто обязательно рассказывайте правила безопасности!);
  • самостоятельно вставать по утрам и ложиться вечером спать (учите использовать будильник не только на просыпание, но и на время выхода, подготовки ко сну, выхода на занятия и т.п.);
  • оставлять после себя чистую ванну и туалет (в 7 лет даже может сам мыть унитаз в перчатках;)).

Обязанности ребенка по дому: 8-9 лет

  • мыть пол (снова таки — это можно делать и с более раннего возраста);
  • наводить порядок в шкафах и на полках (учите это делать еще с того момента, когда научился одеваться и складывать свои вещи);
  • уметь пришивать пуговицы и зашивать дырки;
  • самостоятельно наполнить себе ванну;
  • помогать другим;
  • ухаживать за младшими братьями и сестрами.

Обязанности ребенка по дому: 9-10 лет

  • уметь обращаться со стиральной машинкой и сушилкой;
  • самостоятельно переходить улицу;
  • ходить в гости;
  • менять постельное белье;
  • покупать продукты по списку;
  • быть в состоянии оказать простую первую помощь (можно найти тренинг по оказанию первой помощи и пойти туда всей семьей, например).

Обязанности ребенка по дому: 10-11 лет

  • ездить самому на автобусе;
  • ответственно распоряжаться карманными деньгами (в книге « » есть целый раздел, где я рассказываю о финансовом воспитании ребенка. До 31 января 2018 вы можете приобрести ее со скидкой 25%);
  • не бояться остаться одному дома (можно начинать с более раннего возраста, оставляя его одного на 15-30-45 мин.);
  • ответственно относиться к хобби.

Обязанности ребенка по дому: 11-12 лет

  • помогать родителям в важных делах (например, ремонт);
  • чистить плиту и духовку;
  • помогать укладывать младших братьев-сестер;
  • распределять время для занятий учебой.

Обязанности ребенка по дому: 13-17 лет

  • приготовить обед для всей семьи;
  • помогать старшим;
  • последовательно выполнять поставленные задачи;
  • иметь четкое представление о своих возможностях.

P.S. Узнайте больше про осознанное воспитание из моей книги « «, где я рассказываю о периоде в жизни женщины от планирования беременности до момента, когда ребенок идет в школу. Вы можете забронировать себе печатную версию книги, заполнив форму ниже 🙂