Память. Ее виды и закономерности

Человек на протяжении всей жизни приобретает и теряет различные способности своего разума.

Это делает его уникальным существом . Одной из таких способностей является память.

Она позволяет запечатлеть важные моменты. А иногда человек теряет ее, как и все воспоминания.

Понятие

В источниках психологической литературы при употреблении понятия памяти в основном упоминаются , которыми управляет наша психика.

Среди них:

  • запечатление;
  • сохранение;
  • узнавание;
  • воспроизведение.

Память как процесс объединяет в себе этот последовательный список. Это означает, что память — это процесс запечатления информации , ее сохранения с целью узнавания ее в дальнейшем, а также ее воспроизведения.

Ее можно сравнить с фототехникой , задача которой заключается в заключении какого-либо момента или события в фотоснимке.

Фотоаппарат принимает изображение, пропуская через свои механизмы, запечатлевает его и выводит на экран. Так мы сохраняем важные моменты жизни в виде картинок.

Этим подчеркивается значимость данного явления, так как не сохранив в памяти опыт прошлого мы не сможем построить правильное будущее.

Немецкий исследователь Герман Эббингауз изучил еще один процесс — . Однако к самому процессу запоминания он не относится.

Законы и закономерности

Законы и закономерности памяти предполагают правила, по которым процесс запоминания возможно облегчить .

Так, Артур Думчев, современный российский специалист в области памяти, в своей книге «Помнить все» выделяет 12 законов памяти:


Также закономерности памяти в психологической литературе принято связывать с : непроизвольным и произвольным.

Если это касается непроизвольного запоминания , то такие закономерные условия часто появляются неожиданно и резко, что позволяет крепко запомнить связанное с ними событие.

Это, к примеру, может быть громкий, резкий звук, неожиданная смена действия, внезапно включенный яркий свет и прочие раздражители.

При втором виде запоминания человек дает себе установку на запоминание определенной информации.

Закономерности такого вида запоминания строятся на:

  • понимании смысла информации, достижении ее ядра, сути;
  • создании структуры информации;
  • представлении данной информации в целостной системе, состоящей из элементов — ее неотъемлемой части;
  • составлении плана, схем, таблиц, кластеров, графиков;
  • составлении опорного конспекта, содержащего более запоминающиеся ключевые слова;
  • использовании мнемотехники, или мнемоники, — , облегчающих запоминание.

Последний пункт очень разнообразен и может вызвать интерес. При правильном его использовании процесс запоминания становиться похожим на игру, что полезно, к примеру, для детей.

Среди числа мнемонических приемов наиболее действенными являются:

Основные теории

Ассоциативная теория памяти является основополагающей в психологической науке.

Аристотель вывел принципы ассоциации, согласно которым человек связывает несколько предметов или событий вместе с целью запоминания.

Также ее основоположниками являются немецкие психологи Генрих Мюллер и Герман Эббингауз, которые разработали понятие ассоциации в ее связи с феноменом памяти.

Согласно смысловой теории памяти , в процессе запоминания мы выделяем суть информации.

Это не сугубо механическое запоминание, а попытка понять истину и ядро материала.

Основоположниками данной теории считаются Альфред Бине, французский психолог, и Карл Бюлер, психолог и лингвист из Германии.

Память как вид психологической деятельности трактует теория общепсихологической деятельности . У ее истоков стоит французская школа психологии памяти, представителями которой являются Пьер Жане, Жан Пиаже и Теодюль Рибо.

Их заслуги выразились в определении памяти как некой системы действий, направленных на процессы запечатления, сохранения и воспроизведения информации.

Советские исследователи данной области Анатолий Александрович Смирнов и Петр Иванович Зинченко рассмотрели данную теорию с точки зрения осмысливания человеком своей деятельности.

Доказательством стало изучение процессов памяти на протяжении жизни человека. В его результате выяснилось, что чем старше становится человек, тем его деятельность становится опытнее, а память крепче и целенаправленнее.

Гештальтпсихологическая теория памяти основывается на запоминании человеком информации в виде целостных образов («гештальт» — целостная структура, система образов).

Ее правила можно соотнести с законом одновременных впечатлений.

Представители гештальтпсихологии Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер, Курт Левин доказали, что процесс запоминания происходит намного легче при построении структуры запоминаемого материала, нежели при поиске ассоциаций.

Бихевиористсткая (поведенческая) теория памяти базируется на разработках Ивана Петровича Павлова — «стимул-реакция».

Данная теория предполагает осуществление упражнений, необходимых для запоминания информации. Зигмунд Фрейд при изучении поведенческой теории указал на влияние положительных и отрицательных эмоций на процесс запоминания.

Поскольку мир становится более компьютеризированным, психологи чаще стали уделять внимание информационно-кибернетической теории памяти .

Согласно ее постулатам, мозг -; это своеобразный компьютер. На основании знаний о работе памяти человека изобретаются компьютерные процессы ее сохранения.

В психологии также имеет место быть также физиологическая теория памяти . В современной психологической литературе также встречается под названием условнорефлекторная теория.

На основании исследований Павлова память материально образовывается на условных рефлексах, которые образует кора полушарий головного мозга.

Петр Кузьмич Анохин, советский физиолог, развил идеи Павлова в данном русле. Под воздействием определенных раздражителей происходят физиологические процессы, которые вызывают запоминание.

Физическая теория памяти основывается на нейрофизиологических процессах.

Другое ее название — теория нейронных моделей, которая обязана своему существованию опытам Уайлдера Пенфилда, канадского нейрохирурга.

Он подтвердил, что воспоминания тесно связаны с возбуждением участков коры головного мозга, пронизанных мельчайшими клетками на нейронном и молекулярном уровне.

Основоположники химической теории памяти утверждают, что процессы запоминания осуществляются при помощи химических изменений, происходящих в нейронных клетках при действии определенных раздражителей.

Подтверждением тому является наличие в нашем организме ДНК, которая является носителем наследственной памяти, и РНК как носителя индивидуальной памяти.

Данную теорию развил шведский биохимик Хольгер Хиден. Советский ученый Александр Лук называет его именем отдельную теорию, образовавшуюся в рамках химической, — теорию Хидена .

Таким образом, память — своеобразный емкий процесс, над которым работает не только наше сознание и бессознательная часть, но миллиарды мельчайших клеток нашего организма.

Понятие, процессы, виды и законы памяти:

Тема 5. Воображение. Память. (2 ч.)

1. Понятие о воображении. Виды, функции воображения.

2. Память. Процессы, виды, закономерности памяти.

Понятие о воображении. Виды, функции воображения.

Если главная задача ощущения и восприятия – сбор конкретных впечатлений об окружающем мире, то задача воображения – преобразование полученного. Воображение – это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Но воображение из ничего творить не может. Образы воображения опираются на представления памяти. Воображение всегда строится на преобразованном материале прошлых восприятий.

Воображение – психический процесс создания образов предметов и явлений на основе нового сочетания имеющихся знаний.

Воображение позволяет представить результат труда до его начала, причем представить не только конечный продукт труда (н-р, костюм), но и его промежуточные продукты (отдельные детали).

Воображение – результат деятельности мозга. Где в мозгу локализовано воображение? Механизмы воображения расположены не только в коре больших полушарий, с воображением связана гипоталамо-лимбическая система (гипоталамус располагается в передней части ствола мозга у входа в полушария головного мозга).

Виды воображения.

Непроизвольное (непреднамеренное, пассивное) Образы возникают без усилий с нашей стороны, под воздействием неосознанных или малоосознанных потребностей. Произвольное (преднамеренное, активное) Это процесс специального построения образов в связи с определенной целью
Сны – продукт здоровой психики Галлюцинации – При психических заболеваниях, под влиянием сильных переживаний Репродуктивное (воссоздающее) – построение образов по схеме, описанию Продуктивное (творческое) – самостоятельное создание новых образов
Грезы – мечты, не связанные с волей Это пассивное, но преднамеренное воображение. Особый вид – мечта – создание образа желаемого будущего. Дает толчок к деятельности.

Приемы воображения

1) аналогия – создание образов, похожих на реальные предметы (локатор = летучая мышь);

2) агглютинация (”склеивание”) – соединение частей нескольких предметов (русалка);

3) акцентирование и преувеличение (преуменьшение);

4) типизация – в одном образе обобщаются различные предметы.

Функции воображения

1) представление действительности в образах. Эта функция связана с мышлением. Проявляется, н-р, при решении задачи;

2) регулирование эмоциональных состояний. При помощи воображения человек может отчасти удовлетворить многие потребности;

3) участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний (память, эмоции, речь), т.е. человек обращает внимание на нужные события;

4) формирование внутреннего плана действий – выполнение действий в уме;

5) планирование и программирование деятельности.

Память. Виды, процессы, закономерности памяти.

Память – один из важнейших психических процессов. Древние греки считали Мнемозину – богиню памяти – матерью девяти муз, покровительствующих наукам и искусствам. Процессы, связанные с памятью, называют мнемическими.

Образы предметов и явлений, возникающие в мозгу, не исчезают после прекращения действия раздражителей. Их образы сохраняются и в отсутствие этих предметов в виде представлений памяти.

Память – отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Память связывает наше прошлое с настоящим и будущим. Человек, лишенный памяти, находится в состоянии новорожденного.

Виды памяти :

1. В зависимости от того, что запоминается, выделяют:

Ø двигательную (моторную) память – навыки, движения. Рассказать об опыте А.Р.Лурии с Засецким

Ø эмоциональную (чувства, эмоции);

Ø образную (память на представления – слуховые, зрительные, обонятельные и др.);

Ø словесно-логическую или смысловую (запоминание и воспроизведение мыслей, словесных формулировок, запоминание смысла, т.е. общего, существенного. При этом человек может воспроизвести смысл своими словами).

2. В зависимости от того, как запоминается, т.е. по участию воли, выделяют:

Ø непроизвольную;

Ø произвольную.

3. В зависимости от того, на какой срок запоминается (как долго), выделяют:

Ø мгновенную (иконическую) – удержание точной и полной картины только что произошедшего. Это непосредственное отражение информации органами чувств. Длительность этой памяти – от 0,1 до 0,5 сек.

Ø кратковременную – сохранение наиболее существенных элементов. Ее длительность – несколько секунд или минут (помним, пока печатаем фразу, переводим ее и т.д.).

Ø оперативную – запоминание сведений для определенных операций. Длительность – от нескольких секунд до нескольких дней, т.е. до тех пор, пока не решим данную задачу.

Ø долговременную – запоминание информации на долгий срок. Это наша ”кладовая”. Характеризуется длительностью и прочностью.

Структурными компонентами памяти являются следующие процессы :

1. Запоминание – процесс памяти, обеспечивающий сохранение материала в памяти для его дальнейшего воспроизведения. Запоминание бывает непроизвольным (когда не ставится специальная цель) и произвольным (ставится цель – запомнить материал); механическим (основывается на повторении отдельных связей, отдельного материала – просмотр фильма несколько раз) и осмысленным (смысловым) – связано с процессами мышления.

Специально организованное запоминание с применением определенный приемов называется заучиванием . Совокупность таких приемов – мнемоника (или мнемотехника).

2. Воспроизведение – процесс восстановления прошлого опыта, построение соответствующих ему представлений. Выделяют три уровня:

Ø узнавание – опознание воспринимаемого объекта, часто сопровождается чувством знакомости (что часто подводит школьников);

Ø само воспроизведение – произвольное и непроизвольное (на основе ассоциаций);

Ø припоминание – наиболее активное воспроизведение, требует определенных усилий.

3. Сохранение – удержание в памяти прошлого опыта. Это процесс избирательный. Лучше всего сохраняется то, что имело непосредственное влияние на человека, его деятельность, затронуло его чувства и эмоции.

4. Забывание – процесс, обратный сохранению, процесс исчезновения, выпадения из памяти заученного. Это также избирательный процесс, не всегда отрицательный. Забывается то, что не имеет для человека существенного значения, не вызывает его интереса. Однако человек может забыть и то, что ему нужно. Забывание начинается вскоре после заучивания. Особенно быстро оно идет в первое время. Поэтому необходимо повторение заученного. Но иногда встречается и лучшее воспроизведение через несколько дней после заучивания. Забывание может являться и следствием расстройств памяти: 1) старческого; 2)сотрясения мозга; 3) раздвоения личности.

Рассказать об опытах А.Р.Лурии с Ш.

Закономерности памяти.

1) зависимость от цели, ее значимости;

2) зависимость от того, каким образом был предъявлен материал;

3) зависимость от логической структуры материала, определенной его последовательности;

4) зависимость от организации заучивания (так, не следует учить историю поле литературы);

5) зависимость от того, какие виды памяти задействованы;

6) зависимость от значимости информации для человека.

Качества памяти

1) быстрота запоминания;

2) прочность сохранения;

3) точность;

4) готовность – умение быстро извлечь из памяти нужную информацию.

Форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому и необходимо больше знать о нашей памяти. Ее отсутствие называется амнезией.

Основными процессами памяти являются:

  • заучивание;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • узнавание;
  • забывание.

Выделяют также такие виды памяти:

  1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой - без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности, работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
  2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).

Эффективность произвольной памяти зависит от ряда условий; к ним относятся:

  1. Цели запоминания (насколько прочно, как надолго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после него многое забудется. Если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
  2. Приемы заучивания.

Они бывают такими:

Механическое дословное многократное повторение. Работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память основана на повторении материала без его осмысливания.

  • Логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами. Работает логическая память (смысловая). Она основана на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем механической.
  • Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки). В этом случае задействуется образная память. Она бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная.
  • Мнемотехнические приемы запоминания (для облегчения запоминания).

Выделяют также память кратковременную, долговременную, оперативную, промежуточную. Любая информация сначала попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения.

Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении и КП помещается и среднем 7 ± 2 единицы информации. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слои, цифр, чисел, фигур, картинок и т. и, Главное - добиться, чтобы эти «элементы» были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слои а единый целостный «образ». Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален. По нему можно прогнозировать успешность обучения, прибегая к формуле: ОКП/2 + 1 = прогнозируемый учебный балл успеваемости.

Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации.

Она бывает двух типов:

  1. ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию).
  2. ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

Оперативная память проявляется в ходе выполнения и обслуживания определенной деятельности, что происходит благодаря сохранению информации, поступающей как из КП , так и из ДП , необходимой для выполнения действий.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов. Она накапливается в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти, категоризации информации, полученной за прошедший день, и перевода ее в долговременную память. После сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее 3 часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации. Чтобы уменьшить забывание, необходимо выполнить ряд операций. Во-первых, понять, осмыслить информацию (механически выученная, но не понятая до конца, она забывается быстро и почти полностью - кривая забывания Iа (рис. 3.21). Во-вторых, повторять информацию (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Нужно чаще повторять в первые дни после заучивания, потому что тогда потери от забывания максимальны. Лучше действовать так: в первый день - 2-3 повторения, во второй - 1-2, с третьего по седьмой - по одному повторению, после этого одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и приводящее к почти полному забыванию информации через неделю после сессии.

Забывание в значительной мере зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и следующей за ним. Отрицательное влияние первой получило название проактивного торможения , а второй - ретроактивного торможения . Оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если она требует значительных усилий.

Формы воспроизведения:

  • узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
  • воспоминание , которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
  • припоминание , представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;
  • реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
  • эйдетизм - зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Чтобы облегчить запоминание, можно прибегнуть к мнемотехническим приемам.

Среди них:

  1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).
  2. Ритмизация - перевод информации в стихи, песни, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.
  3. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова; так, чтобы запомнить медицинские понятия «супинация» и «пронация», используют созвучную шуточную фразу «суп несла и пролила»).
  4. Нахождение ярких, необычных образов, картинок, которые «методом связки » соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук. Это легко сделать, если вы вообразите их «персонажами» яркого, фантастического мультфильма, где стройный франт в «очках» - «карандаш» - подходит к полной даме, «люстре», на которую шаловливо посматривает «стул», на чьей обивке сверкают «звезды». Такой придуманный мультик забыть или перепутать трудно. Чтобы повысить эффективность запоминания с помощью этого метода, следует сильно искажать пропорции (огромный «жук»); представлять предметы в активном действии («карандаш» подходит); увеличивать количество предметов (сотни «звезд»); менять местами функции предметов («стул» к «люстре»). Попробуйте запомнить таким образом список слов, затрачивая на каждое по 3 с: трава, дом, павлин, платье, очки, скрепка, гвоздь, клей. Удалось?
  5. Метод визуализации : образно, в разных деталях мысленно представлять («видеть») запоминаемую информацию.
  6. Метод Цицерона . Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставляйте мысленно по ходу вашего продвижения по комнате. Вы сможете вновь все вспомнить, представив себе свою комнату, - все будет на тех местах, где вы расположили при предыдущем «обходе».
  7. При запоминании цифр, чисел можно использовать такие приемы:
    • выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе: например, в номере телефона 358954 зависимость 89 = 35 + 54; выделить знакомые числа: например, в числе 859314 выделить 85 - год рождения брата, 314 - первые цифры числа «пи» и т. д.;
    • «метод зацепок » - замена цифр образами: например, 0 - круг, 1 - карандаш, 2 - очки, 3 - люстра, 4 - стул, 5 - звезда, 6 - жук, 7 - неделя, 8 - паук и т. д. Можно заменять цифры буквами и словами. Например, замена цифр 1,2,3,8 последними согласными буквами в названии этих цифр: 1 - один - Н, 2 - два - В, 3 - три - Р. А цифры 4,5,6,7,9 заменить начальными согласными в их названии: 4 - Ч, 5 - П, 6 - Ш, 7 - С, 9 - Д.
    • Замена словами : 0 — Л (иЛ), 1 — Н (Ной), 2 -В (Вой), 3 — Р (аРия), 4 — Ч (оЧи), 5 — П (Па), 6 — Ш (уШи), 7 — С (уСы), 8 — М (яМа), 9 — Д(яД), 10 — НиЛ, 11 — НеоН, 12 — НиВа, 13 — НоРа, 14 — НоЧь, 15 — аНаПа, 16 -НиШа, 17 — НоС, 18 — НеМой, 19 — АНоД, 20 — ВоЛ, 21 — ВиНо, 22 — Ви-Ва, 23 — ВаР, 35 — РеПа… 44 — ЧаЧа… 56 — ПаШа… 67 — иШиаС… 78 -СоМ… 84 — МяЧ… 93 — ДаР… 99 — ДуШа, 100 — На-ЛиЛ и т. д. Например, если вам надо запомнить номер телефона 9486138, то 94 - ДаЧа, 86 - МыШа, 13 - НоРа, 8 - яМа. Легко запоминается образ «на даче мышь сделала нору и яму», - этот номер вы уже не перепутаете. 8. Метод тренировки зрительной памяти - метод Айвазовского. Посмотрите на предмет, или пейзаж, или на человека в течение 3 с, стараясь запомнить детали, а потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях; задавайте себе вопросы о подробностях этого образа, затем откройте глаза на 1 с, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета. Так повторите несколько раз.

На процессы памяти пытаются воздействовать также фармакологическими и физическими способами.

Рис. 3.22.

Многие ученые считают, что поиски в области управления памятью должны быть направлены на создание биологически активных соединений - веществ, влияющих на изменение белков клетки (от протоплазмы до сомы), на процессы обучения (как, например, кофеин, биогенные амины), кратковременную или долговременную память (вещества, тормозящие синтез ДНК и РНК, влияющие на обмен белков, и др.), создание и формирование энграмм.

Сейчас изучение фармакологических средств, влияющих на память, идет стремительными темпами. Установлено, что ее стимуляторами могут служить давным-давно известные гормоны гипофиза. «Короткие» цепочки из аминокислот - пептиды, особенно вазопрессин, кортикотропин, значительно улучшают кратковременную и долговременную память.

Согласно гипотезе о физической структуре памяти, в ее основе лежит пространственно-временной паттерн биоэлектрической активности нервных популяций - дискретной и электротонической. Поэтому для управления памятью адекватнее воздействовать на мозг и его подсистемы электрическими, электромагнитными способами. Успеха можно добиться благодаря влиянию физических факторов - электрических и акустических.

Все это говорит о реальной возможности управлять памятью.

Подводя итог, подчеркнем, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.

Память представляет собой сложную систему процессов, которые осуществляют полный цикл преобразований информации субъектом: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. В структуре целенаправленной деятельности человека эти мнемические процессы является важным условием ее эффективности. Память справедливо считают основой обучения, и его производительность связывают с полнотой усвоения знаний, продолжительностью их хранения во времени, готовностью к адекватному использования в различных ситуациях познавательной и практической деятельности.

Запоминание - это процесс памяти, который обеспечивает прием, отбор и фиксацию информации благодаря образованию ассоциаций и мнемических следов в нейронных структурах мозга. Количественные и качественные характеристики запоминания существенно влияют на все другие мнемические процессы: полнота и осмысленность запоминания обусловливают производительность хранения и воспроизведения. Вот почему большинство исследователей памяти главное внимание уделяют изучению именно этого процесса.

Виды запоминания рассматривают в соответствии с изложенными выше критериев классификации видов памяти. В зависимости от конкретной цели деятельности, наличии у субъекта осознанного намерения закреплять и сохранять информацию запоминания может происходить в невольной или произвольной форме.

Непроизвольное запоминание действует тогда, когда человек не ставит себе целью закреплять информацию и в дальнейшем ее использовать. Индивид не прибегает к специальным приемам для организации работы своей памяти. Но исследования П.И. Зинченко свидетельствуют, что непроизвольное запоминание подчиняется задаче деятельности. Так, если исследуемые группируют пронумерованы картинки по сюжету, то запоминают только сюжет; если же по номерам, то запоминают только цифры. Непроизвольное запоминание зависит и от усилий, которые прилагает индивид для достижения своей цели, от активной мыслительной работы над материалом. Например, легкий текст запоминается хуже, чем текст средней тяжести. Сложный текст запоминается лучше при активном образе работы над ним, в частности, составлении плана текста.

Достичь высокой эффективности от непроизвольного запоминания и, следовательно, продуктивного использования его в обучении, привлекла в 30-50-х годах внимание зарубежных и украинских исследователей к изучению проблемы этого запоминания. Экспериментально обнаружили несколько основных условий, детерминирующих высокую эффективность непроизвольного запоминания: активная деятельность индивида с объектами; функциональная значимость объекта определяется его связью с достижением основной цели деятельности; высокая интеллектуальная активность субъекта, обеспечивает содержательную переработку материала; использования и формирования положительной мотивации личности; учета эмоционального воздействия на объекты.

В исследованиях А.А. Смирнова и его сотрудников было показано, что наличие интереса к учебному предмету и эмоциональное восприятие информации является важным стимулом непроизвольного запоминания. Общей особенностью этого мнемического процесса является то, что человек его не осознает и сознательно не управляет его протеканием. Поэтому важно, как объективно складывается алгоритм деятельности человека, которую функциональную роль в ней выполняют явления, которые воспринимаются как активизируются интересы и чувства. Учебная деятельность должна быть организована как система действий, связанных с постановкой и самостоятельным решением новых познавательных задач, подчиненных общей основной цели. Приобретенные ранее знания нужно включать в новое познавательное задание как необходимое условие и способ ее решения. По данным многих авторов, объем непроизвольного запоминания в зависимости от условий составляет от С до 70% материала, подают. Однако эти показатели могут быть и выше, если познавательная и практическая деятельность организованы с учетом условий эффективности этого запоминания.

Для полного усвоения и воспроизведения знаний, умений, навыков необходимо произвольное запоминание. Этот процесс связан с постановкой субъектом мнемической цели запомнить, заучить и сохранить определенный объем материала для последующего воспроизведения в форме словесных отчетов или умений, навыков в деятельности. В связи с тем, что произвольное запоминание включает специфическую мнемическую цели и привлекаются специальные приемы, его принято считать самостоятельной "мнемической действием". В то же время непроизвольное запоминание является результатом не-мнемической деятельности (обучение, игры, труда).

Произвольное запоминание дает оптимальный мнемический результат, то есть обеспечивает прочное и полное (близкое к 100%) усвоения материала. Однако его эффективность может быть высокой при определенных условиях, а именно: четкой постановки цели, ориентирует на запоминание материала определенного содержания и объема; связи запоминаемого, с актуальными потребностями, интересами, чувствами, волевыми усилиями; установки на определенный срок хранения; использовании различных приемов, способов содержательной организации материала; организации адекватного режима учебной деятельности (материал с учетом возраста и ранее усвоенных знаний, распределение материала во времени, борьба с переутомлением).

Мнемическая направленность может быть нацелена на полноту, точность, последовательность или продолжительность запоминания. Так, мнемическая направленность в зависимости от полноты бывает сплошной или выборочной; дословной или "своими словами" - по точности, последовательной или непоследовательной согласно поступления материала, а также - длительной или кратковременной. В одном исследовании учащимся предложили запомнить два рассказа. Проверка первого рассказа была назначена на следующий день, в остальном было сказано, что его нужно запомнить надолго. Проверка запоминания обоих рассказов была проведена через четыре недели. Результаты проверки показали, что Второй рассказ запомнилось значительно лучше, чем первое. Объяснить это можно продолжительностью запоминания: длительная установка этого процесса более эффективна.

Роль мнемического задачи нельзя свести к действию самого по себе намерения запомнить. Очевидно, различны и мнемические действия. Например, направленность на точность запоминания текста предполагает четкость восприятия его отдельных частей, участие речедвигательных процессов, создания соответствующих зрительных образов.

Знание различных способов запоминания делают человека сознательным обладателем безграничных резервов своей памяти. Способы произвольного запоминания можно разделить на две группы: основанные на выявлении внутренних связей в материале (логические) основаны на внесении в материал искусственных связей (мнемонические).

К первой группе относятся такие способы: группировка материала по значению и содержанию, соотнесение нового с уже известным, классификация, систематизация материала, поиск ассоциаций по сходству, смежности, контрасту.

Одним из важнейших логических приемов является составление плана того материала, который запоминается. Составление плана включает такие три момента: 1) разбивания материала на смысловые части, каждая из которых объединяет по содержанию ряд мыслей; 2) придумывание заголовков для каждой из выделенных частей или выделение в каждой части опорного пункта, с которым легко ассоциируется все содержание этой части материала; 3) связывание частей материала по их заголовками или выделенными опорными пунктами в единую цепь ассоциаций.

Значение этого приема для повышения продуктивности запоминания очень велико. Объединение отдельных мнений, предложений в смысловые части сокращает количество единиц, которые нужно запомнить, не сбавляя объема материала. Запоминание облегчается еще и потому, что в результате составления плана материал приобретает четкую, расчлененной и упорядоченной формы. Благодаря этому он легче усваивается в процессе самого чтения.

Эффективность произвольного запоминания зависит также от повторения - неоднократного воспроизведения материала, и заучивания - многократного повторения. Учебный материал, который требует многократных повторений, можно запоминать тремя способами: по частям - частичный способ; все сразу - целостный; и весь, и по частям - комбинированный.

Рациональным является комбинированный способ заучивания, а наименее рациональным - частичный. При частичном способе отсутствует ориентация на общее содержание целого, поэтому отдельные его части заучивают изолированно друг от друга. При комбинированном способе материал заучивают в следующем порядке: сначала осмысливают, осознают весь материал в целом, в процессе чего в нем выделяют отдельные части, затем заучивают отдельные части, особенно тяжелые, наконец материал снова повторяют в целом. Таким образом, комбинированный способ сохраняет положительные черты целостного образа и минимизирует недостатки частному.

Эффективность этого запоминания зависит от способности индивида к быстрому, точного и длительного запоминания; от возраста; отношение к материалу, значимости для него задача, требующая запоминания; особенностей материала. Эксперименты, проведенные с дошкольниками, доказали, что запоминание, обусловлено игрой - ведущей деятельностью этого возраста, - превосходит по производительности все другие мотивы.

Активность запоминания повысятся воспроизведением, которое является в форме перевода самому себе смысла того, что запоминается. Но к этому средству надо обращаться только после предварительного осмысления, осознания материала. Воспроизведение улучшает понимание, особенно тогда, когда мы пытаемся переводить содержание "своими словами".

Вторую группу способов произвольного запоминания - мнемические, используют в тех случаях, когда содержанию знания о внутренней структуре материала отсутствуют или их трудно обнаружить. Рассмотрим несколько мнемонических способов этого запоминания.

o Образование смысловых фраз и начальных букв запоминаемой.

o ритмизации - перевод информации в стихотворении, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

o Запоминание длинных терминов посредством ассоциирования со звучными словами.

o Поиски ярких, необычных образов, картинок, рисунков, за "методом связывания" сочетают с информацией, которую нужно запомнить (например, определенные слова представляют персонажами мультфильмов).

o Метод Айвазовского - тренировка эйдетического запоминания. Согласно Ф. Лезер, надо посмотреть на предмет, пейзаж или человека в течение 3 сек., Пытаясь запомнить все подробно. Затем закрыть глаза и представить мысленно этот предмет в деталях, задать себе вопрос о подробностях этого образа. Затем открыть глаза на 1 сек., Дополнить образ, снова закрыть глаза и постараться достичь максимально яркого изображения предмета. И так повторить несколько раз.

При рациональной организации произвольного запоминания в обучении, когда оно связано с четкой целеустремленностью и адекватной мотивацией, опосредованное приемами логической переработки материала, происходит в благоприятных режимах деятельности, оно способствует наиболее полному и прочному усвоению учебной информации. Этот вид запоминания становится важнейшим средством сознательной саморегуляции памяти у школьников, а затем - основным средством самостоятельного усвоения знаний у взрослого человека.

Непроизвольное и произвольное запоминание взаимосвязаны, являются формами мнемической активности. В условиях одинаковых способов работы с материалом непроизвольное запоминание является более продуктивным для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а для подростков и взрослых -произвольный. Непроизвольное запоминание достигает максимальной производительности при решении задач, требующих поиска неизвестного. Произвольное - имеет собственную мнемическую направленность. На мнемическая запоминания следует ориентироваться при изучении нового материала, а мнемическая задачи ставить на этапе его закрепления. Итак, при запоминании информации нужно выполнять как познавательные, так и мнемические задачи.

В зависимости от степени понимания материала запоминания бывает механическим (формальным) и смысловым (логическим).

Механическим есть такое запоминание, осуществляется формально, без понимания сути и логики построения материала. Оно оказывается в фиксации только внешних особенностей объектов на сенсорном уровне (форма, цвет, пространственно-временная смежность и т.д.). Механическое заучивание является многократным повторением непонятных символов с целью их закрепления в памяти как последовательности визуальных или звуковых стимулов. Формальное запоминание иногда наблюдается у школьников и взрослых людей, которые не овладели приемами смысловой переработки информации. Например, в младшем школьном возрасте стремление к дословного запоминания может свидетельствовать не о его механический характер, а о непонимании того, что значит "знать" материал. Ребенку бывает проще передать содержание прочитанного или услышанного дословно, чем "своими словами", которых ей нередко не хватает. Однако человеку основном свойственно стремление как-то осмыслить материал, который она запоминает, чтобы включить его в структуру ранее усвоенного опыта. Поэтому чисто механическое заучивание случается не так часто.

Смысловое (логическое) запоминание основывается на образовании связей, которые отражают существенные и закономерные отношения между объектами. Смысловая переработка материала обеспечивает эффективность как непроизвольного, так и произвольного запоминания.

Формирование приемов смыслового запоминания происходит за счет овладения умственными логическими операциями во время учебы (рис. 8.3). Этот процесс включает непроизвольное запоминание. Высокий уровень овладения операциями (анализом, синтезом, сравнением, классификацией и др.) В решении познавательных учебных задач обусловливает высокую невольный эффект.

Итак, в обучении происходит взаимодействие умственных и мнемических способов, а также саморегулирующийся характер мнемической системы. Усвоенные субъектом умственные операции становятся способом произвольного логического запоминания.

Заметим, что соотнесение произвольного запоминания только с механическим заучиванием неправильно. Непроизвольное запоминание, включенное в логический анализ текста (при этом он несколько раз прочитывается), является невольным заучиванием. Многократное повторение характерно как для произвольного, так для и непроизвольного запоминания. Понимание непроизвольного и произвольного запоминания как двух форм проявления мнемической системы исключает их противопоставление по логической структуре, которая одинаково влияет на них они зависят от организации обучения и содержания целенаправленной деятельности субъекта.

Рис. 8.3. Этапы логического запоминания

Хранение - это процесс, обеспечивающий содержание материала в мозгу в течение длительного времени. Об эффективности хранения делают вывод косвенно - с показателями воспроизводства, которые не могут служить адекватной характеристикой объема и прочности сохранения информации. Известны многочисленные случаи, когда человек вдруг воспроизводила какие-то знания, давно забыла или какими бы не обладала, так как не использовала их в деятельности. Существует гипотеза, согласно которой усвоена человеком информация в виде слидивенграм, закрепленных в длительной памяти, практически никогда не теряется полностью, а только переходит на более глубокие уровни нейронных структур. Такую информацию можно воспроизвести (например, с помощью гипноза, фармакологических веществ).

Другими словами, память хранит весь наш опыт, но механизмы вытеснения из сознания субъективно ненужного, тяжелого, частичного. Процесс хранения продолжается и ночью, и днем практически без участия нашего сознательного "Я", за счет неосознаваемых мнемических операций (анализа, синтеза, классификации, обобщения). Однако сохранение материала зависит и от деятельности индивида.

Продолжительность хранения памяти детерминирована рядом объективных и субъективных факторов, а именно: ограниченной длительности хранения информации, ее значимости, установкой на последующее воспроизведение и др.

Одним из объективных факторов является естественные ограничения продолжительности хранения информации на разных уровнях памяти: сенсорную, кратковременной оперативной и долговременной. Например, сенсорная зрительная память сохраняется от 0,250 до 1,0 сек.; кратковременная оперативная память - от 1,0 сек. до 30 мин.; продолжалась память - в течение суток и года. И часть информации, которая не успевает в указанный срок пройти через систему отбора (фильтр), стирается, не переходит в более устойчивый следует и никогда не входит в сферу нашего сознания.

Память как саморегулирующаяся система ничего не сохраняет зря. С.Л. Рубинштейн доказал: чем больше значение имеет для индивида информация, то чаще она используется, тем больше трансформируется и дольше сохраняется. На этот процесс памяти влияют время и объем материала: через некоторое время после запоминания процент сохраненного материала находится в обратно пропорциональном отношении к его объему, то есть материал забывается.

Воспроизведение - процесс памяти, проявляется в актуализации знаний, умений, навыков, усвоенных при запоминании. Оно осуществляется в вербальной и двигательной форме; является показателем прочности запоминания и одновременно следствием этого процесса.

Эффективность воспроизведения готовится в процессе запоминания и хранения, поэтому оно связано с теми же факторами, которые опосредствуют качество этих процессов и одновременно обеспечивают готовность к следующей реконструкции усвоенных знаний.

Известный исследователь расстройств Т. Рибо писал, что новое исчезает раньше старого, а сложное - раньше простого; сначала забывают недавние, плохо закреплены впечатление от восприятия, затем - достижения мышления, вслед за ними - чувства и привычки. Автор отмечал, что наше представление о себе поддерживается памятью если память нарушается, возникает ее расстройство, то сразу же меняется представление человека о себе.

Для сознательного управления памятью знания закономерностей воспроизводства не менее важное, чем знание закономерностей запоминания. Воспроизведен материал зачастую являются реконструкцией, когда объем больше и содержание материала сложнее, слабее направленность на точность запоминания, меньше заучивалось материал, между запоминанием и воспроизведением был длительный период. Репродуктивные мнемические действия тесно связаны с мышлением: обобщение того, что в оригинале представлены в детализированной форме; конкретизация того, что подано, в более общем или сжатом виде; замена одного содержания другим, сходным по смыслу; смещение или перемещение отдельных частей оригинала; объединение того, что подано отдельно друг от друга, и разъединение того, что в оригинале связано между собой; дополнение, которое выходит за пределы оригинала, а также непроизвольное искажение опыта.

Воспроизведение разделяют на следующие виды: узнавание, собственно воспроизведения, припоминания и воспоминания.

Узнавание - это самое воспроизведения в условиях повторного восприятия. Узнавание связывает наш опыт с восприятием объектов и дает нам возможность правильно ориентироваться в окружающей действительности. Это поиск материала, хранящегося в длительной памяти, и сравнение его результатов с перцептивным образом. Оно включает в себя выдвижение и проверку гипотезы о значении объекта восприятия, осуществляется беспрепятственно, то есть перцептивный образ как бы накладывается на мне-ческий. Но этот процесс памяти в любом случае реализуется через мнемические операции (простейшие - это внешние действия с объектом, сложные - оперирование категориями образов объектов). Он разный по степени своей произвольности, четкости, полноты, обобщения. Например, узнавание хорошо знакомых объектов происходит мгновенно (в пределах 0,05 сек.) Потому, что опирается на один характерный признак (тембр голоса близкого человека). Тренированность позволяет человеку-оператору выделять значимую информацию на фоне помех и узнавать сигнал.

Узнавать легче, чем вспоминать. Например, ученик не может вспомнить ответы на вопросы учителя, когда же учитель проговаривает нужный вариант, школьник легко узнает ее как правильную ("Я так и хотел это сказать!»). Поэтому нужно приучить детей готовить уроки так, чтобы они умели самостоятельно воспроизвести материал, который является показателем более высокого уровня усвоения знаний, чем опознание.

Собственно воспроизведения - непроизвольное или произвольное воспроизведение материала запоминания. Непроизвольное воспроизведение составляет поток ассоциаций, вызванных имеющимися мыслями, образами, эмоциями, действиями. В этом случае отсутствует соответствующая мнемическая направленность. Произвольное воспроизведение предусматривает специфическую мнемическую направленность, которая обеспечивает целенаправленный поиск нужного материала. Это особая умственная деятельность, опосредованная различными способами, которые человек усваивает при обучении и делает основой произвольной регуляции памяти: анализ, обобщение, использование внешних опор, схем, планов и тому подобное. Поэтому К.Д. Ушинский характеризовал произвольное воспроизведение как "труд, и труд тяжелый", связанную с продолжением множества трудностей объективного и субъективного характера. Произвольное воспроизведение является самым эффективным, когда оно не очень отстает во времени от запоминания. К самопроизвольному воспроизводства относится явление реминисценции - "всплытие" в сознании того, что невозможно было вспомнить сразу после его запоминания; отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, которое казалось забытым. Это полнее и точнее воспроизведения материала по сравнению с его состоянием после запоминания. Реминисценции обычно оказываются при работе с логически построенным материалом, который вызывает у индивида еще и определенные эмоции.

Припоминания - произвольное воспроизведение, что требует от человека активных волевых и умственных усилий. В результате припоминания с длительной памяти восстанавливается необходимая индивиду информация. Этот процесс развернутый во времени, и индивид отбирает, оценивает материал, делает выводы. Эффективность припоминания зависит от постановки и осознание цели, готовности индивида к быстрому и точному воспроизведению; использования таких репродуктивных действий, как, создание необходимого образа и поиск подходящего материала, контекста; сравнения ассоциаций; составление письменно или устно плана материала, помнится, и тому подобное.

Припоминания требует от человека волевых усилий, настойчивости. Лень в припоминании порождают небрежное отношение к знаниям. Заставляя себя вспомнить, мы воспитываем уверенность в возможности вспомнить, мы привыкаем не забывать.

Воспоминания - локализованы во времени и пространстве воспроизведения индивидом образов своего жизненного пути. В воспоминаниях прошлой жизни человек соотносит с общественными событиями. Воспроизведение жизненного пути происходит в контексте исторических условий определенного периода, к которому человек был непосредственно причастен. Воспоминания сопровождаются целым рядом эмоций. Субъект выбирает как содержанию опоры воспоминаний наиболее значимые для него периоды жизни. Распределение образов памяти во времени способствует тому, что человек знает не только то, что происходит с ней в настоящий момент происходило в прошлом, но и с некоторой уверенностью предсказывает будущее. Это приводит насыщенность воспоминаний различными эмоциями, которые обогащают воспроизведения.

Забывание - это мнемический процесс, который приводит к потере четкости и уменьшение объема запомненного, возникновения ошибок в воспроизведении и, наконец, делает невозможным опознание.

Забывание - процесс, противоположный запоминания. Он является антагонистом воспроизведения, поскольку делает невозможным актуализацию усвоенной информации. Однако забывание является необходимым и закономерным процессом памяти, звеном системы, регулируется. Забывание, как и другие процессы памяти, вызывает целый ряд объективных и субъективных факторов, среди которых ведущую роль играет время, значимость для субъекта информации, запоминается, объем материала, степень сложности мнемических задач и т.

При забвении угасают временные нервные связи, не подкреплялись длительное время, то есть не повторялись, не использовались в деятельности. Оно происходит потому, что запоминание материала не является важным для человека и поэтому фиксируется недостаточно прочно. Чтобы предотвратить забыванию, нужно хорошо заучивать материал. Темп забывания в условиях перегрузки памяти объемом информации растет, особенно в первое время и дни после усвоения. В работах украинских исследователей показано, что материал, который в процессе заучивания испытывает логической переработки и включается в системы раньше усвоенных знаний, менее теряется.

Для длительной памяти с сознательным доступом свойственна такая закономерность забывания: теряется все ненужное, второстепенное, что индивид не повторяет. Итак, для уменьшения забывания необходимо: понимание, осмысление информации и повторения материала в первые дни после заучивания. Лучше это делать так: в первый день - 2-3 повторения (через 15-20 минут, а затем через 8-9 часов); на второй день - 1-2 повторения; на седьмой день - одно повторение, а потом еще повторение с интервалом в 7-10 дней. Поэтому систематичность, отсутствие перегрузок в обучении, заучивание материала небольшими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концетроване заучивания большого объема информации в сжатые временные рамки сессии, что вызывает умственное и психическое перегрузки и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

Забывания зависит также от содержания деятельности, ее организации и условий, при которых она происходит. Причиной, ухудшает запоминание, может быть интерференция, обусловленная содержанием материала. Негативное влияние деятельности, предшествовавшей запоминанию, называется проактивной интерференции. Например, если перед заучиванием индивид получает плохие известия или учит подобный сложный по содержанию материал, то эффективность запоминания снижается. Вот почему нецелесообразно после математики изучать физику или химию.

Негативное влияние деятельности, осуществляемой после запоминания, называют Ретроактивное интерференцией. Она особенно отчетливо проявляется тогда, когда вслед за заучиванием выполняют подобную деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий. Например, если приходится учить два предмета, экзамены по которым надо складывать в один и тот же день.

Интерференция снижает эффективность кратковременной памяти и ограничивает приток информации в длительную память. При большом объеме материала его середина запоминается хуже, чем начало и конец. Это торможение объясняют позиционным эффектом. Иными словами, запоминание середины материала испытывает негативное влияние и проактивной, и ретроактивного торможения. Стоит повторять середину материала больше, чем начало и конец; дозировать объем заучиваемого материала; при повторении включать материал в систему смысловых связей памяти; при переходе от одного материала к другому делать небольшой перерыв. Забывания может быть и следствием перенапряжения нейронов, усталости. Необходимо бороться с таким торможением и следовать рекомендациям: готовить уроки друг за другом, по возможности менее подобные по содержанию; сначала учить субъективно тяжелые предметы, а затем легкие; соблюдать медленного темпа работы (см. рис. 8.4). _

Рис. 8.4. Влияние проактивной и Ретроактивное интерференции на запоминание

Забывание связано с некоторыми подсознательными мотивами. 3. Фрейд открыл активный вид забывания - подавления. Например, можно забыть выучить урок или забыть появиться на важную встречу, которая может иметь неприятные последствия. 3. Фрейд объяснял это мотивировано

забывание не случайность, а настоящим торможением следов неприятной информации в памяти на уровне сознания и вытеснением их в подсознание, где их содержат ценой значительных затрат энергии.

Нарушение памяти называют амнезией. По динамике протекания мнемических процессов амнезии делятся на ретроградную, антероградного, ретардировану. Ретроградная амнезия - это забывание прошлых событий; антероградную - невозможность запоминания на будущее ретардирована амнезия связана с сохранением в памяти событий, пережитых во время болезни, и последующим их забыванием. Еще один вид амнезии - прогрессивная - проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до полной ее потери.

Итак, процессы запоминания, хранения, воспроизведения и забывания постоянно взаимодействуют, образуя единую систему памяти. Как видно из приведенных выше характеристик этих процессов, их эффективность опосредованная общими объективными и субъективными факторами. Системный и структурно-функциональный анализ мнемических процессов позволяет понять динамику их взаимодействия и отойти от традиционного представления об их последовательность во времени: запоминание - хранение - воспроизведение - забывание. Изучение операционной структуры кратковременной и длительной памяти показало наличие постоянного взаимодействия этих процессов на всех этапах переработки информации, где для них характерны не только последовательность, а также одновременность и параллельность. Принципы рациональной организации мнемических процессов в обучении, которые сформулировали А.А. Смирнов, П.И. Зинченко и др. Основываются на отражении основных общих законов их функционирования и указывают на пути рациональной организации учебной деятельности, обеспечивающих высокую эффективность усвоения знаний.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в накоплении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении знаний и навыков, делающая возможным их повторное использование в деятельности.

Процессы памяти:

1.Запоминание - процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, основу произвольного запоминания составляет установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. По характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти, запоминание делится на механиче­ское иосмысленное . Механическое запоминание основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения (заучивание). Осмысленное запоми­нание основано на установлении смысловых связей нового с уже известным материалом и между частями данного материала.

2.Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения чела, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

3.Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека.

4.Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Виды памяти:

1. по сенсорной модальности - зрительная (визуальная), моторная (кинестетическая), звуковая (аудиальная), вкусовая, болевая;

3. по организации запоминания - эпизодическая и семантическая, на их стыке автобиографическая, включает в себя черты обоих; процедурная;

4. по временным характеристикам - долговременная, кратковременная, ультракратковременная, оперативная (в ходе выполнения и обслуживания определенной деятельности), промежуточная (обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов);

5. по физиологическим принципам - определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)

6. по наличию цели - произвольная и непроизвольная;

7. по наличию средств - опосредованная и неопосредованная;

8. по уровню развития - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Свойства памяти:

1.Точность 2.Объём 3.Скорость процессов запоминания

4.Скорость процессов воспроизведения 5.Скорость процессов забывания

Закономерности памяти:

1) Закон интереса - интересное запоминается легче.

2) Закон осмысления - чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

3) Закон установки - если чел сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.

4) Закон действия - информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

5) Закон контекста - при ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.

6) Закон торможения - при изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.

7) Закон оптимальной длины ряда - длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.

8) Закон края - лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.

9) Закон повторения - лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.

10) Закон незавершённости - лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.