Педсовет в доу по правовому воспитанию дошкольников. Педсовет «Правовое воспитание в ДОУ

Цель: реализация прав ребенка в практике работы педагогов.

Задачи:

  • повысить уровень профессиональной грамотности педагогов по предотвращению нарушения прав ребенка
  • способствовать социальной адаптации ребенка при помощи формирования основ правовых знаний
  • совершенствовать подходы, поиск эффективных форм взаимодействия с родителями и влияния на них.

План педсовета

1. Вступительное слово руководителя об актуальности проблемы.

Заведующая д/с.

2. Итоги тематической проверки

Старший воспитатель.

3. Выступления докладчиков по теме педсовета:

  • Особенности реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения (Воспитатель)
  • Особенности соблюдения прав ребенка на детство в разных возрастных группах. (Воспитатели)

4. Итоги анкетирования родителей

Старший воспитатель.

5. Педагогический тренинг.

Старший воспитатель.

6. Деловая игра «Мы знаем права ребенка» .

7. Обсуждение проекта решения педсовета. Рефлексия.

Заведующая, коллектив ДОУ

Подготовка к педсовету

1. Семинар-практикум «Правовое образование в ДОУ» .

Старший воспитатель, воспитатели

2. Консультация «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

Инструктор ФИЗО

3. Теоретическая консультация для воспитателей по защите прав ребенка и правовому воспитанию. Ст. воспитатель.

4. Тематическая проверка «Организация работы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста»

Заведующая, ст. воспитатель

4. «Неделя правовых знаний» .

5. Конкурс на лучшую дидактическую игру по правовому воспитанию.

Воспитатели

6. Беседа с воспитателями «Использование произведений художественной литературы в правовом воспитании дошкольников» .

Учитель-логопед.

7. Анкетирование родителей «Что Вы знаете о правах ребенка?» , фестиваль подвижных игр с участием родителей «Мы - россияне!»

Воспитатели

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ.

Важнейшим критерием определения ценностей любого общества является его отношение к детству. Защита детства относится к приоритетным стратегическим задачам экономической и социальной политики России, решению которой постоянно уделяется внимание в программах социально-экономического развития на всех уровнях. За последнее десятилетие, в сложный период социально-экономических реформ в России, был реализован целый ряд мер, направленных на решение проблем детства. Конституция Российской Федерации (1993) закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства. Благоприятной тенденцией является усиление взаимодействия, конструктивного сотрудничества дошкольных образовательных учреждений, органов управления образованием и родителей детей, посещающих и не посещающих детские сады. Именно поэтому необходимость изучения и накопления в ДОУ материалов в области защиты прав детства является актуальной темой. Повышение правовой культуры педагогов ДОУ и родителей дошкольников - условие формирования правового государства, гражданского общества. Законодательное оформление вопросов защиты прав детства началось в XX веке, особенно в годы Первой мировой войны и в послевоенные годы, когда в ряде стран были сформулированы первые законы о защите и охране детства. Во второй половине XX в. начала формироваться международная система защиты детства:

  • в 1946 г. основан Детский фонд Организации Объединенных Наций (ООН) - ЮНИСЕФ

- в 1989 г. - Комитет ООН по правам ребенка. Приняты основные документы, защищающие права детей:

  • Декларация прав ребенка (1959 г.)
  • Пекинские правила (1985г.)
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.) .

Надежды на то, что новое столетие станет веком ребенка, не оправдались. Современное детство нуждается в защите точно так же, как много веков назад. Данные ООН подтверждают: ежедневно от голода и болезней становятся инвалидами сорок тысяч детей. Численность работающих детей в возрасте от 5 до 14 лет, по сведениям Международной организации рабочих, в 1996 году составила 250 миллионов.

Однако детству угрожают не только войны, болезни и бедность. Мир и благополучие в промышленно развитых странах не являются автоматической гарантией наилучших возможностей для соблюдения прав и защиты детства. Здесь происходят атаки на детство фактически на всех уровнях и во всех областях жизни - общественной, политической и частной. Потребности и права детей отодвигаются на второй план или о них забывают вообще.

Результаты ряда социологических исследований позволяют выделить пять групп наиболее распространенных видов нарушений прав детства:

  • физическое воздействие, так называемое физическое притеснение;
  • морально-нравственные запреты, ограничения, унижения, лицемерие, ложь по отношению к детям, вызванные неумением родителей строить отношения с детьми и воспитывать их;
  • игнорирование родителями интересов ребенка, не соответствующих представлениям о них взрослых, пренебрежительное отношение к знакомым и друзьям детей, отрицательные оценки интересов и действий ребенка вне дома, пренебрежение взглядами и интересами ребенка;
  • отсутствие условий, необходимых для жизни (ограничения и запреты в питании, медико-санитарном обслуживании, в покупке крайне необходимых вещей) ;
  • нарушение сексуальных норм в семейном кругу как в общении с детьми, так и через демонстрацию родителями супружеской неверности.

Таким образом, заявленная тема педагогического совета является актуальной и требует пристального к себе внимания со стороны коллектива образовательного учреждения.

Доверчивы глаза детей,
И ангелы хранят их души.
Пусть безмятежный тот покой
Ничто вовеки не нарушит.

И пусть не катится слеза
Ни от обид, ни от печали,
И словно солнышко, всегда
Улыбка на лице сияет.

Чуткому детскому сердцу
Сердце свое открой,
И ощущение чуда
Будет всегда с тобой.

Спокойно матери уйдут
В день, полный дел, хлопот, забот,
С надеждою в глаза взглянут,
С тобой прощаясь у ворот.

Надежду ту не обмани,
С детишками не будь ты строгой,
И сердца нежного ростки
Рукою жесткою не трогай.

Мы надеемся, что выбранная тема интересна и актуальная для вас и вы станете активными участниками обсуждения. О том, как проводится работа по правовому воспитанию в нашем ДОУ, какие ее формы используются и не только об этом, вы сможете узнать в ходе педсовета.

С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» .

Предлагается презентация по правовому воспитанию дошкольников.

Затем подводятся итоги тематической проверки «Организация работы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ» (Приложение №) .

3. Выступление воспитателя по проблеме «Особенности реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения» . (Приложение №)

Воспитатели всех возрастных групп представляют опыт: «Особенности соблюдения прав ребенка на детство в разных возрастных группах» , наработанный материал по проблеме правового воспитания.

4. Старший воспитатель подводит итоги анкетирования родителей «Что Вы знаете о правах ребенка?» (Приложение № __) .

Анализ анкеты для родителей «Права детей» . МДОУ «Детский сад № 235» Октябрьского района г. Саратова, октябрь, 2011 год.

В анкетировании принимало участие 100 человек.

На первый вопрос анкеты: «Считаете ли Вы проблему прав ребёнка актуальной для нашей страны и города?» ответы родителей распределились следующим образом -Да - 75%; Нет - 10%; Трудно сказать - 15%.

На второй вопрос анкеты: «Как Вы считаете, правовое положение ребёнка в семье правильнее рассматривать с точки зрения его интересов или интересов и обязанностей родителей?» ответы родителей распределились следующим образом -С точки зрения интересов ребёнка - 40%;

С точки зрения интересов ребёнка и интересов и обязанностей родителей -60%.

На третий вопрос анкеты: «Приходилось ли Вам знакомиться с Концепцией о правах ребёнка?» ответы родителей распределились следующим образом - 40%; Нет - 60%.

На четвёртый вопрос анкеты: «Какие из ниже перечисленных прав ребёнка Вы считаете важным соблюдать в семье?» родители перечисляли почти все права, которые даны в анкете.

На пятый вопрос анкеты: «Сформулируйте, пожалуйста, что для Вас означает словосочетание «счастливое детство» ?» ответы родителей распределились следующим образом -

Здоровье, любовь, понимание - 35%; Любовь родителей - 40%; Полная любящая семья - 20%; Ни в чём не нуждаться 35%; Воздержались от ответа - 20%.

На шестой вопрос анкеты: «Можно ли, на Ваш взгляд, считать нарушением прав детей отсутствие у родителей времени участвовать в жизни ребёнка в детском саду?» ответили так -Да - 45%; Нет - 25%; Трудно сказать - 30%.

На седьмой вопрос анкеты: «Можно ли, на Ваш взгляд, считать нарушением прав детей такое положение, когда они изо дня в день видят своих родителей ссорящимися?» ответили так -Да - 90%; Нет-10%.

На восьмой вопрос анкеты: «Выскажите, пожалуйста, своё мнение: всегда ли соблюдаются права Вашего ребёнка в детском саду?» ответы родителей распределились следующим образом -Да - 65%; Нет - 5%; Трудно сказать - 30%.

На девятый вопрос анкеты: «Выскажите, пожалуйста, своё мнение: всегда ли соблюдаются права Вашего ребёнка в семье?» ответы родителей распределились следующим образом -Да - 65%; Нет - 10%; Трудно сказать - 25%.

На десятый вопрос анкеты ответы родителей распределились следующим образом - «Все люди грамотные и без занятий знают, что хорошо для ребёнка, а что плохо» - 10%;

«Любопытно было бы поучаствовать, обязательно пригласите меня на эти встречи» - 60%; «Я бы с удовольствием, но...» - 30%.

Таким образом, большинство семей так или иначе знакомы с понятием «права ребёнка» , стараются учитывать права ребёнка в семье, с удовольствием бы пришли на встречи учебно-практического цикла по проблеме взаимосвязи прав взрослого и прав ребёнка в семье.

5. Педагогический тренинг для воспитателей «Что Вы знаете о конвенции?»

«ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О КОНВЕНЦИИ?» *

1. Когда была принята Конвенция о правах ребенка:

а) в 1924 году;

б) в 1957 году;

в) в 1989 году.

2. Когда был принят закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» :

а) в 1990 году;

б) в 1998 году;

в) в 2000 году.

3. Ребенком является каждое человеческое существо:

а) до достижения 16-летнего возраста;

б) до достижения 18-летнего возраста;

в) до достижения 21-летнего возраста.

4. С рождения ребенок имеет право:

а) на гражданство;

б) на равенство;

в) на свободу.

5. С шестилетнего возраста ребенок вправе:

а) самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки;

б) изменить имя или фамилию;

в) выражать свое мнение при решении вопроса, затрагивающего его интересы.

6. Ребенок имеет право посещать образовательные учреждения:

а) с 1,5 лет;

б) с 3 лет;

в) с 6 лет.

7. Ребенок имеет право поступить на работу:

а) с 14 лет;

б) с 15 лет;

в) с 16 лет.

8. Молодой человек может быть привлечен к участию в военных действиях:

а) с 15 лет;

б) с 16 лет;

в) с 18 лет.

9. Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей включают в себя гарантированное, общедоступное, бесплатное:

а) начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование;

б) среднее профессиональное, высшее профессиональное образование;

в) воспитание в образовательных учреждениях.

а) с 6 лет;

б) с 8 лет;

в) с 14 лет.

6. ДЕЛОВАЯ ИГРА «МЫ ЗНАЕМ ПРАВА РЕБЕНКА»

Цель: сформировать систему знаний по защите прав детства.

Задачи:

  • выявить творческий потенциал педагогов
  • научить профессионально оценивать педагогические ситуации по защите прав ребенка

Дать возможность, работая группой, объединить ее общей инициативной идеей.

Создание и принятие Конвенции ООН о правах ребёнка

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «Мировой Конституции прав ребёнка» . А 26 января 1990 г. Конвенция о правах Ребёнка была подписана 61 страной.

Верховный Совет ССР ратифицировал Конвенцию о правах ребёнка 13. 06. 1990 г., а 14. 07. 1990 года она вступила в силу для Российской Федерации.

Спустя 6 лет она была принята почти всеми государствами мира, за исключением двух – Сомали и США.

Документ содержит 4 основных требования, которые должны обеспечить права детей:

  • Выживание
  • Развитие
  • Защита
  • Обеспечение активного участия в жизни общества

В нём заложены два основополагающих принципа:

  1. ребёнок – самостоятельный субъект права, т.е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.
  2. Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.

Значение Конвенции состоит и в том, что в её статьях впервые собраны воедино 38 прав ребёнка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям прав.

Права, провозглашённые в Конвенции ООН о правах ребёнка

В соответствии с обсуждаемым документом ребёнок имеет следующие права:

  1. Право ребёнка на жизнь (ст. 6, п.1) .
  2. Право ребёнка знать своих родителей (ст. 7, п.1)
  3. Право ребёнка на заботу родителей (ст. 7. п.1)
  4. Право ребёнка на имя (ст. 7. п.1; ст. 8, п.1)
  5. Право ребёнка на гражданство (ст. 7. п.1; ст. 8, п.1)
  6. Право ребёнка на сохранение своей индивидуальности (ст. 8, п.1)
  7. Право ребёнка на семейные связи (ст. 8, п.1)
  8. Право ребёнка, разлучённого с родителями, поддерживать личные отношения и прямые контакты с родителями (ст. 9, п.3)
  9. Право ребёнка, родители которого проживают в различных государствах, поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими родителями (ст. 10, п.2)
  10. 10. Право ребёнка покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (с целью неразлучения с родителями) (ст. 10, п.2)
  11. Право ребёнка свободно выражать свои взгляды (ст. 12, п.1)
  12. Право ребёнка свободно выражать своё мнение; это право включает свободу искать, передавать и получать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребёнка (ст. 13, п.1. 2)
  13. Право ребёнка на свободу мысли. Совести и религии (ст. 14, п.1, 2)
  14. Право ребёнка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний (ст. 15, п.1. 2)
  15. Право ребёнка на личную жизнь (ст. 16. п.1)
  16. Право ребёнка на неприкосновенность жилища (ст. 16, п.1)
  17. Право ребёнка на семейную жизнь (ст. 16, п.1)
  18. Право ребёнка на тайну корреспонденции (ст. 16, п.1)
  19. Право ребёнка на защиту закона от незаконного вмешательства и посягательства на его честь и репутацию (ст. 16, п.1. 2)
  20. Право ребёнка на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников (ст. 17, п.1)
  21. Право ребёнка, родители которого работают, пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми (ст. 18, п. 3)
  22. Право ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления (ст. 19, п.1)
  23. Право ребёнка, лишённого семейного окружения, на особую защиту и помощь (ст. 20, п.1)
  24. Право неполноценного в умственном и физическом отношении ребёнка на особую заботу (ст. 23. п.2)
  25. Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24, п.1, 2, 4)
  26. Право ребёнка, помещённого компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического или психического лечения, на периодическую оценку лечения и всех других условий, связанных с его попечением (ст. 25)
  27. Право ребёнка пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст. 26, п. 1)
  28. Право ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27, п.1, 3)
  29. Прав ребёнка на образование (ст. 28, п.29)
  30. Право ребёнка, принадлежащего к этническому, религиозному или языковому меньшинству или коренному населению, пользоваться родным языком, своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять её обряды (ст. 30)
  31. Право ребёнка на отдых и досуг (ст. 31, п.1. 2)
  32. Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством (ст. 31, п.1)
  33. Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32, п.1)
  34. Право ребёнка на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 33)
  35. Право ребёнка на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, от других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребёнка (ст. 34; ст. 36)
  36. Право ребёнка, лишённого свободы, на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи (ст. 37)
  37. Право ребёнка, лишённого свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие им решения в отношении любого такого процессуального действия (ст. 37)
  38. Право ребёнка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признаётся виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребёнка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нём уважение к правам человека (ст. 40, п.1)

Педагоги делятся на 2 команды.

Разбейте права, которые провозглашены в Конвенции на группы:

Для 1 команды:

  • Права, обеспечивающие выживание
  • Права, обеспечивающие развитие

Для 2 команды:

  • Права, обеспечивающие защиту
  • Права, обеспечивающие активное участие в жизни общества

Подумайте и ответьте (кто быстрее) :

  • В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? Докажите, что выбранное литературное произведение подобрано верно. («Красная шапочка» , «Серая шейка» , «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и др.)
  • Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка» , «Заюшкина избушка» и др.)
  • В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? («Двенадцать месяцев» )
  • В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? («Золушка» )
  • Какое право нарушила ведьма в сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"? (Право на жизнь)
  • Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина "Лягушка-путешественница"? (Право на свободное передвижение)
  • Какие права нарушили братья в сказке "Иван Царевич и Серый Волк"? (Право на жизнь и личную неприкосновенность)
  • Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке "Царевна Лягушка"? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)
  • Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А.Толстого "Золотой Ключик"? (Правом на бесплатное образование)
  • Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную Неприкосновенность)

«Волшебный сундучок» (для 2-х команд, поочереди)

Из сундука по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека.

  • Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя) .
  • Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь) .
  • Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество) .
  • Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать) .
  • Букварь - О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование) .
  • Игрушечные зайчиха и зайчик - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой) .

Решите проблемные ситуации.

Для 1 команды:

Ситуация 1

Мальчик 4 лет, сидя за столом, во время обеда разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новые игрушки, купленные ему родителями. За другим столом дети уже поели и стали заниматься подготовкой ко сну. Воспитатель постоянно делает замечания, пытаясь заставить детей есть молча.

Вопросы:

Нарушает ли воспитатель права ребенка?

Что делаете вы в подобной ситуации?

Ситуация 2

Воспитатель предлагает детям заняться рисованием. Тема свободная. Одна девочка идет за куклой и начинает ее укачивать. Мальчики катают машинки между кубиками.

Другие дети рисуют.

Вопрос:

Какое право реализует ребенок в данной деятельности?

Для 2 команды:

Ситуация 3

Идет занятие по ознакомлению с окружающим миром. Рассказ о разных профессиях. Ребенок говорит о профессии учителя (или врача) , что это «профессия нищих» . Вопрос:

Как реагировать на такое мнение ребенка?

Ситуация 4

Ребенок, придя в группу, говорит воспитателю: «Мама сегодня нарушила мои права, она меня отшлепала» .

Задание: опишите порядок действий по защите прав ребенка в данной ситуации.

Ситуация 5

Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя второй смены, поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.

Вопросы:

Как считаете Вы?

Было ли в данном случае нарушено право ребенка? Какое?

Покажите последовательность этапов вашей беседы с отцом мальчика. Подтвердите свои аргументы статьями из Конвенции о защите прав ребенка.

Старший воспитатель подводит итог деловой игры, рефлексия.

На примере этих игр мы убедились в том, как личность взрослого воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка и приобрели навыки конструктивного взаимодействия в учебном процессе.

Таким образом, на занятиях и в повседневной жизни необходимо разыгрывать ситуации, в которых дети принимали бы самостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковые права.

Проект решения педагогического совета

  1. Совершенствовать использование знаний по защите прав детства в повседневной работе с детьми и родителями при создании в ДОУ предметно-развивающей среды в играх и образовательной деятельности детей.
  2. Разработать тематику деловых игр, практикумов, тренингов с целью решения сложных педагогических ситуаций, возникающих в повседневной жизни.
  3. Координировать взаимодействие всех специалистов ДОУ -психолога, медицинского работника, музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию - в реализации прав ребенка в детском саду.
  4. Организовать работу дискуссионных клубов для педагогов и родителей по защите прав детей в разных возрастных группах по теме «Права ребенка в нашем детском саду» .
  5. Собрать с помощью родителей и воспитателей видеотеку и библиотеку для знакомства детей с Декларацией прав ребенка, с Конвенцией ООН о правах ребенка и т. д.

Анна Хандожко
Педсовет «Правовое воспитание в ДОУ»

Тема нашего педсовета - «Правовое образование в ДОУ » .

Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна не только нам, но и вы станете активными участниками обсуждения. О том, как проводится работа по правовому воспитанию в нашем ДОУ , какие ее формы используются, вы сможете узнать в ходе педсовета .

С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал : «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» .

С наступлением XXI в. во всем мире эта проблема стала особенно острой : социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Понимая, что дети -самое дорогое, что есть в любом обществе, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы : как защитить права ребенка , сохранив тем самым генофонд нации. В России на начало 2006 г. проживало 33,1 млн детей, что составляло почти четверть населения страны. Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание , образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. Для нашего общества существуют не День и не Год защиты детей, а Время работы над воспитанием поколения , которое должно нас сменить. Ребенок верит в любовь, силу, доброту взрослых. К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка . А происходило это так.

В 1923 г. в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка . Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей . В Декларации впервые подчеркивалось, что все человечество должно забо-титься о защите прав детей . Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка сложилась гораздо позже.

Декларация прав ребенка , принятая в 1959 г., стала первым документом по признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой нового важнейшего международного документа - Конвенции о правах ребенка . Вот как происходило ее принятие.

В июне 1989 г. от побережья Бретани (Франция) курсом Дакар - Форде-Франс - Нью-Йорк отошло трехмачтовое судно «Посланец города Нанта» . На борту его находилось около десятка молодых людей разных национальностей в возрасте от 12 до 16 лет. На острове Горе близ Дакара к ним присоединились еще 15 юношей и девушек, а на островах Вест-Индии корабль принял на борт еще одну группу молодежи.

Юноши и девушки представляли пять континентов. Они отправлялись в путешествие с двумя символическими целями : пройти маршрутами работорговли из Африки в Америку и общими усилиями поразмышлять над основными статьями проекта Конвенции о правах ребенка . В конце пути молодые люди посетили штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, где вручили ее генеральному секретарю Хавьеру Пересу де Куэльяру петицию с требованием ратифицировать, наконец, Конвенцию, обсуждение которой началось еще в 1959 г.

С этого исторического момента о «мировой конституции прав ребенка » , как ее называют публицисты, узнало все прогрессивное человечество.

Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к воспитанию детей . Мы должны воспитывать активного гражданина, а таким человек является, когда у него сформированы чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, когда он умеет отстаивать свои права . Именно в дошкольном возрасте закладываются отношения ребенка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов. И здесь проводниками для него выступают

взрослые.

Уважаемые коллеги! Обучая других, учитесь и сами. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель , должен знать свои права , соблюдать и защищать их. В противном случае мы не научим других, не обладая знаниями сами.

Итак, вы знакомы с Конвенцией о правах ребенка и Декларацией прав человека . Предлагаем небольшую разминку, в ходе которой необходимо ответить на вопросы. К каждому из них предложено четыре варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять карточку с выбранной буквой (а, б, в, г) .

РАЗМИНКА

1. Сколько статей в Конвенции о правах ребенка ?

2. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать

государства-участники Конвенции ООН о правах ребенка ?

а)Право на жизнь , гражданство, образование;

б)право на жизнь , семейные связи, образование;

в) право на жизнь , на свободное выражение своих мыслей, отдых и досуг;

г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав .

3. Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?

а) Органы управления РФ ;

б) органы местного самоуправления ;

в) образовательное учреждение;

г) родители и другие лица, воспитывающие ребенка .

4. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка?

а) Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь

детей, их развитие и защиту;

б) ребенок и родители или другие лица, замещающие родителей;

в) родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;

г) родители и органы местного самоуправления .

5. Имеет ли ребенок право на полученные им доходы?

а) Да, если они получены с согласия родителей;

б) да, если они получены не в результате правонарушения ;

в) нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители;

г) нет, ребенок не должен работать.

6. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?

а) Учредитель;

б) органы управления образовательным учреждением;

в) должностные лица образовательного учреждения;

г) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.

7. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдет до судебного разбирательства?

а) Заведующий как представитель образовательного учреждения;

б) заведующий как должностное лицо этого учреждения;

в) работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;

г) учредитель образовательного учреждения.

8. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников ?

а) Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;

б) в ОУ необходим правильно организованный режим питания, занятий воспитанников ;

в) необходимо обеспечить направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;

г) необходимо создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников .

Каждый ребенок должен знать свои права , быть юридически грамотным. Воспитатели , весь педагогический коллектив - основные участники правового воспитания детей . В нашем ДОУ ведется работа с детьми и родителями по правовому

К мероприятиям относятся :

Заключение договоров с родителями;

Проведение цикла бесед, занятий, досугов для детей и взрослых по данной теме;

Создание банка данных о семьях воспитанников ДОУ , социального паспорта ДОУ;

Оформление наглядно-информационных стендов в группах; анкетирование родителей; проведение консультаций и педсоветов по данной теме ; выставки семейных и детских работ. Основной является совместная деятельность взрослого и ребенка.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах , чувства уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Мы выбираем основные для дошкольников виды деятельности : игровую и художественно-продуктивную. В ДОУ проводятся ролевые, театрализованные и дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков, психологические тренинги. Воспитателями

организуется проблемно-поисковая деятельность детей (работа в группе по разрешению проблемных ситуаций, разработка совместных с воспитателями проектов , создаются условия для про-дуктивной деятельности (изготавливаются эмблемы, плакаты, проводится их презентация) .

В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право детей , правовое понятие , используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок проводим осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок , к осуждению положительных героев и оправданию злодеев .

Предлагаем вам викторину.

ВИКТОРИНА «ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ »

1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая Шейка» , «Красная Шапочка» , «Дюймовочка» , «Сказка о рыбаке и рыбке» .)

2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Поросята из сказки «Три поросенка» , зайчик из сказки «Ледяная избушка» .)

3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница» .)

4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка» .)

5. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов, персонажи из басни «Квартет» .)

6. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение ? («Мороз Иванович» , «Госпожа Метелица» , «Сказка о попе и о его работнике Балде» .)

Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдет отклика в семье. Именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают. Врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие жестокое обращение, хронический недостаток любви в детстве.

Жестокое обращение с детыми : что это такое?

«Проблемные родители» - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, которыми взрослые калечат ребенка физически, это еще и унижения, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимой пищей, одеждой, гигиеническим уходом, лишают сна. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение в детстве делает людей социально де-задаптированными, не умеющими создать семью, быть хорошими родителями. Опасное социальное последствие насилия -дальнейшее воспроизводство жестокости . Жестокое обращение с детьми могут допускать не только родители, но и другие члены семьи, опекуны, попечители, воспитатели и т . д.

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

1. Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений.

Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия этого.

3. Психическое (эмоциональное) насилие – периодически длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие его личности и формирующее патоло

гические черты характера.

К психическим формам насилия относятся :

Открытое неприятие и постоянная критика;

Угрозы в адрес ребенка в словесной форме;

Замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

Преднамеренная физическая или социальная изоляция;

Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

Однократное грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму.

4. Пренебрежение нуждами ребенка - отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и жизни или его развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся :

Отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинского ухода;

Должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

По данным европейских и американских исследований, в последние годы число проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения к их нуждам неуклонно растет.

Существуют факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье :

Неполные или многодетные семьи, семьи с приемными родителями, наличие отчимов или мачех;

Наличие в семье больных алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;

Безработица, постоянные финансовые трудности;

Конфликты между родителями;

Статус беженцев, вынужденных переселенцев;

Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

Нежеланный ребенок;

Умственные или физические недостатки ребенка;

Трудный ребенок.

Решение ситуаций.

Ситуация 1

Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать, и. горшок с цветком оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлепала девочку.

Какие права ребенка были нарушены?

Ситуация 2

Таня любила убирать у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала ее и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась по ковру. Девочка в растерянности смотрела на лужицу. К ней подошла мама.

Опишите ситуацию с разных позиций.

Задание 2. «Достойный ответ» .

Цель- найти выход из конфликтной ситуации.

Инструкция. Участники делятся на две команды - «Педагоги» и «Родители» . Каждая команда получает карточку, на которой содержится какое-либо высказывание. Поочередно, меняясь ролями, представитель от каждой команды зачитывает фразу -«выпад» . Задача соперников - достойно на него ответить.

Карточка № 1. Вы слишком высокого мнения о себе.

Карточка № 2. Почему Вы на всех смотрите волком?

Карточка № 3. У Вас такой страшный взгляд!

Карточка № 4. Вы всегда на всех кричите.

Подведение итогов.

Легко ли было выполнять задание?

Принимали ли Вы близко к сердцу нелестное замечание в адрес своей команды?

Деловая игра

«Знаем ли мы права детей

Каждой команде по очереди в течение 30 с будут заданы вопросы. От-вечать надо четко, быстро, громко. Вопросы, оставшиеся без правильного ответа , будут предложены другой команде.

Вопросы для первой команды

1. Как называется основной документ по правам ребенка , принятый 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребенка .)

3. Сколько статей включает Конвенция о правах ребенка ? (54.)

4. В каком году Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка ? (В 1990 г.)

5. Сколько стран ратифицировали Конвенцию о правах ребенка ? (191 страна.)

6. Какая высокоразвитая страна мира пока еще не подписать под Конвенцией? (США.)

7. В каком году принята всеобщая Декларация прав человека ? (В 1948 г.)

8. В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (0-18 лет.)

9. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка ? (На родителей.)

10. Какие права были нарушены в ситуации, когда в больнице ребенку перелили зараженную кровь? (Право на жизнь .)

11. Какие права были нарушены в ситуации, когда 15-летнему подростку запретили посещать церковь? (Уважение свободы совести.)

12. Какие права были нарушены в ситуации, когда 17-летную девушку не допустили к экзаменам в военное училище? (Равные права всех детей независимо от пола.)

13. Какие права были нарушены в ситуации, когда 14-летнему подростку разрешили участвовать в боях? (До 15 лет не принимать участие в военных действиях.)

Дополнительный вопрос (на обсуждение 30 с)

правах ребенка .

У детей есть только одно право : делать то, что велят им родители и воспитатели . Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделя-ет человека полной правовой ответственностью . (Согласно ст. 2 все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимает необходи-мые меры по защите его прав .)

Вопросы для второй команды

1. Назовите имя польского писателя, который в 1929 г. выпустил книгу «Право ребенка на уважение » . (Я. Корча к.)

2. Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? правом , и обязанностью.)

3. С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельные решения. (С 3 лет.)

4. Какой стиль воспитания несовместим с правами ребенка ? (Авторитарный.)

5. Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей? (Оба родителя.)

6. Кто должен делать все возможное для осуществления прав , содержащихся в Конвенции? (Государство.)

7. На какие виды делятся права ребенка ? (Защита от всех форм жестокого обращения, права на охрану здоровья , на образование, на игру, на сохранение своей индивидуальности.)

8. Какие права были нарушены в ситуации, когда учительница прочитала записку, адресованную школьнику? (Право на тайну переписки .)

9. Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» ? (Право на жизнь .)

10. Почему обитатели двора в сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий Утенок» обижали гадкого утенка? Какое право они нарушили ? (Он не был похож на других. Нарушено право на сохранение индивидуальности.)

11. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка» ? (Право на неприкосновенность жилища.)

Дополнительный вопрос (на обсуждение 30 с)

Попытайтесь опровергнуть следующее высказывание, используя статьи Конвенции о правах ребенка .

Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его интересам. (Согласно ст. 9 ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок имеет право сохранить связь с обо-ими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.)

Дополнительные вопросы

1. Кто нарушил право и кто помог восстановить его в сказке «Заюшкина избушка» ? (Лиса, петух.)

2. Какое право нарушил Иван-царевич в сказке «Иван-царевич и Серый Волк» ? (Право на владение личным имуществом.)

3. Какое право нарушили братья в сказке «Иван-царевич и Серый Волк» ? (Право на жизнь и личную неприкосновенность.)

Каким правом пользовалась лягушка в сказке В. Гаршин «Лягушка-путешественница» ? (Правом на свободное передвижение.)

4. Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на передвижение ? (Без ограничений.)

5. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке? (Похищение детей.)

Все люди, маленькие и взрослые, имеют права и никто не может их на-рушать

В жизни можно по-разному жить :

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так : На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям.

заведующая

Разделы: Работа с дошкольниками

Повышение и расширение правового сознания педагогов и родителей, повышение сплоченности педагогов и родителей. Защита прав ребенка на всех этапах его развития и проведение профилактики коррекции асоциального поведения родителей, претендентов в группу “риска”.

Форма проведения:

Круглый стол.

Присутствовало:

Педагоги МАДОУ 16 чел.; председатель родительского комитета; члены родительского комитета 7 чел.

Оказание информационно-правовой, методической помощи педагогам, родителям, детям через , тренинги, консультации. Формирование общих подходов к воспитанию, совместному изучению личности ребенка, выработка единых требований, организация помощи в развитии морально нравственных устоев.

Наглядность:

1. Нормативно-правовые документы о защите прав ребенка:

    Конвенция о правах ребенка от 01.01.2001 г. Декларация прав ребенка от 01.01.2001 г. от 01.01.2001 г. № 1- ФКЗ Семейный кодекс РФ на 01.10.2005 г. Областной закон “О защите прав ребенка” от 23.10.95 года Закон “Об образовании” от 01.01.2001 г. Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” от 03.08.98г.

Предварительная работа:

Проведено ряд консультаций по нормативно-правовой базе защиты прав детей.

Открытые мероприятия “Конституция глазами детей” в подготовительной группе воспитатель; “Путешествие в Простоквашино” (по статьям Конвенции о правах ребенка) в подготовительной группе воспитатель; “Веселые приключения Колобка” во II мл. группе (на основе Декларации прав ребенка) воспитатель

Информационный стенд для родителей по правовой тематике;

Повестка:

Актуальность нравственно-правового воспитания семьи дошкольника и педколлектива.

заведующий МАДОУ № 19 «Теремок»

Деловая игра с педагогами на знание Конвенции о правах ребенка и Декларации прав человека

старший воспитатель

Знакомство с положительным опытом в семье Лавровых.

Заведующий МАДОУ № 19 «Теремок» рассказала об актуальности нравственно – правового воспитания семьи дошкольника и педагогического коллектива (Приложение).

Старший воспитатель провела деловую игру “Открой себя” на знание Декларации о правах ребенка. Решение всех проблемных ситуаций необходимо связать с принципами Декларации о правах ребенка, чтобы взрослые их признали и старались соблюдать права ребенка независимо от его возраста. Старший воспитатель зачитывает проблемную ситуацию, педагоги самостоятельно находят правильный ответ, основанный на принципах Декларации. Был подведен итог о знании Декларации прав ребенка участниками игры. (Приложение)

Председатель родительского комитета МАДОУ № 19 «Теремок» познакомила присутствующих с положительным опытом семьи Лавровых имеющих двоих детей, воспитанников МАДОУ « 19 «Теремок». Были представлены: семейные видеосюжеты, альбомы с фотографиями о семье, генеологическое древо семьи и др. Положительный опыт представленной семьи был одобрен и взят как пример для подражания.

В прениях выступили:

Медицинская сестра, старший воспитатель, музыкальный руководитель

Решение педагогического совета:

Продолжать нравственно-правовое воспитание дошкольников МАДОУ № 19 «Теремок» на формирование гуманизма, нравственных качеств и законопослушности путем пропаганды, основ российского и международного законодательства среди педагогов

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 1

Актуальность проблемы прав человека сегодня не вызывает сомнений.

Российское общество переживает важный этап своей истории и ждет серьезных перемен социально-экономической, политической и духовной жизни общества.

Страна находится на пути модернизации социально-экономических и правовых отношений, формирование нового типа правовой системы.

За последние годы в России произошли значительные изменения в оценке роли права в обществе, укрепляется отношение к праву как к механизму бесконфликтной реализации своих интересов в современном обществе, право приобретает конкретные черты и практическое значение для каждого.

Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах – это необходимые условия гармоничного существования, как современного человека, так и общества. Сама постановка вопроса о правах детей и их соблюдения отражает изменения в системе образования и, прежде всего, в сфере отношений между основными участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами.

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и . Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависит от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

Проблема соблюдения прав детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении и семье в нашей стране практически не изучалась, лишь в той или иной мере затрагивались вопросы защиты прав детей, однако в них не отражена специфика дошкольного детства.

В 90-е годы реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие и привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не сумели адаптироваться к новым условиям жизни, сформировать необходимые для своей защиты стратегии и механизмы.

Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными источниками информации – советами друзей, соседей, других родителей.

Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках малыша наше будущее. Поэтому сейчас в трудных социально-экономических условиях, нельзя оставаться равнодушным к бедам маленьких граждан России.

Следовательно, дошкольное образовательное учреждение должно встать на защиту прав и достоинств маленького ребенка. Цель данного педсовета – определить как соблюдаются права детей в дошкольном образовательном учреждении и семье, разработать рекомендации для воспитателей и родителей по защите прав и достоинств маленького ребенка.

Приложение

Информационное письмо

Педагогическая технология

«Открой себя»

Декларация о правах ребенка

Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию о правах ребенка с целью обеспечить счастливое детство и пользование на их собственное благо и благо общества правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, чтобы они признали и старались соблюдать эти права…

Принцип №1

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка. Религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающего ребенка или его семьи.

Принцип №2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип №3

Ребенку должно принадлежать с его рождением право на имя и гражданство.

Принцип №4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный и уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовый и послеродовый уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище и медиц. обслуживание.

Принцип №5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого развития.

Принцип №6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям представлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип №7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое соответствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение, эта ответственность лежит прежде всего на родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип №8

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли ни в какой форме.

Принцип №9

Ребенка не должны принимать на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручать или разрешать работу или занятия, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип №10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе , терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Разделы: Работа с дошкольниками

  1. Повышение и расширение правового сознания педагогов и родителей, повышение сплоченности педагогов и родителей.
  2. Защита прав ребенка на всех этапах его развития и проведение профилактики коррекции асоциального поведения родителей, претендентов в группу “риска”.

Форма проведения:

Дискуссионный клуб “Беседы у камина”

Присутствовало:

Педагоги МДОУ 18 чел.; председатель родительского комитета Зайцева О.А.; члены родительского комитета 10 чел.; зав. КПО Центра социальной помощи семье и детям Шишкина Г.Ф.

  1. Оказание информационно-правовой, психолого-педагогической, методической помощи педагогам, родителям, детям, с приглашением специалистов из Центра социальной помощи семье и детям через деловые игры, тренинги, консультации.
  2. Формирование общих подходов к воспитанию, совместному изучению личности ребенка, выработка единых требований, организация помощи в развитии морально нравственных устоев.

Наглядность:

1. Нормативно-правовые документы о защите прав ребенка:

  • Конвенция о правах ребенка от 02.09.1990 г.
  • Декларация прав ребенка от 20.11.1959 г.
  • Конституция РФ от 25.03.2004 г. № 1- ФКЗ
  • Семейный кодекс РФ на 01.10.2005 г.
  • Областной закон № 28-ОЗ “О защите прав ребенка” от 23.10.95 года
  • Закон “Об образовании” от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ
  • Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” от 03.08.98г.

2. Карты семьи, имеющей несовершеннолетних детей, для занесения в банк данных семей г. Краснотурьинска (на каждого воспитанника МДОУ).

Предварительная работа:

Проведено ряд консультаций по нормативно-правовой базе защиты прав детей заведующей консультативно-правового отдела Центра социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска Шишкиной Г.Ф.

Открытые мероприятия “Конституция глазами детей” в подготовительной группе воспитатель Коваль И.А.; “Путешествие в Простоквашино” (по статьям Конвенции о правах ребенка) в подготовительной группе воспитатель Свинцова Н.К.; “Веселые приключения Колобка” во II мл. группе (на основе Декларации прав ребенка) воспитатель Казанцева С.Ю.

Информационный стенд для родителей по нравственно-правовой тематике;

Познавательно-досуговые мероприятия и др.

Повестка:

  1. Роль Центра социальной помощи семье и детям в повышение ответственности семьи за воспитание своего ребенка
  2. зав. КПО Шишкина Г.Ф.

  3. Актуальность нравственно-правового воспитания семьи дошкольника и педколлектива.
  4. заведующая МДОУ № 32 Киселева Л.Г.

  5. Интерактивная деловая игра с педагогами на знание Конвенции о правах ребенка и Декларации прав человека
  6. старший воспитатель Данишкина Н.Н.

  7. Знакомство с положительным опытом в семье Брагиных.

Председатель родит. комитета Зайцева О.А.

Столы расставлены полукругом и ориентированы на главный стол председателя совета. На столах нормативно-правовые документы, анкеты, карточки с описанием проблемных ситуаций. Справа от председателя – столы “Воспитатели”, слева – “Родители”. За столом “Администрация” - заведующая МДОУ, старший воспитатель, представители социальной защиты.

Заведующая консультативно правового отдела Центра помощи семье и детям Шишкина Г.Ф. рассказала о работе Краснотурьинского Центра оказания помощи семье и детям. Было отмечено что разработана программа по сбору данных семей, несовершеннолетних детей, для занесения в банк данных семей г. Краснотурьинска. Это все необходимо для оперативного отслеживания и проведения коррекционной работы с семьями, претендентами в группу “риска”. Были изучены карты семей, воспитанников МДОУ: из 187 семей выявлено 6 претендентов в группу “риска” - 3 семьи опекунов, 2 семьи матери одиночки, 1 семья с неблагополучной семейной атмосферой. Был зачитан план коррекционной работы с семьями, претендентами в группу “риска”. (Приложение № 1)

Заведующая МДОУ № 32 Киселева Л.Г. рассказала об актуальности нравственно – правового воспитания семьи дошкольника и педагогического коллектива (Приложение № 2).

Старший воспитатель Данишкина Н.Н. провела деловую игру “Открой себя” на знание Декларации о правах ребенка. Решение всех проблемных ситуаций необходимо связать с принципами Декларации оправах ребенка, чтобы взрослые их признали и старались соблюдать права ребенка независимо от его возраста. Старший воспитатель зачитывает проблемную ситуацию, педагоги и родители самостоятельно находят правильный ответ, основанный на принципах Декларации. Был подведен итог заведующей МДОУ о знании Декларации прав ребенка участниками игры. (Приложение № 3)

Председатель родительского комитета МДОУ № 32 Зайцева О.А. познакомила присутствующих с положительным опытом семьи Брагиных имеющих двоих детей, воспитанников МДОУ. Были представлены: семейные видеосюжеты, альбомы с фотографиями о семье, генеологическое древо семьи и др. Положительный опыт представленной семьи был одобрен и взят как пример для подражания.

В прениях выступили:

психолог Ильиных Г.В., логопед Смирнова Т.В., медицинская сестра Васюнина О.В., старший воспитатель Данишкина Н.Н., музыкальный руководитель Трушкина М.А., родители: Рейш Е.М., Овсюченко Н.С., Шик С.М., Покало Л.В..

Решение педагогического совета:

1. Продолжать нравственно-правовое воспитание дошкольников МДОУ на формирование гуманизма, нравственных качеств и законопослушности путем пропаганды, основ российского и международного законодательства среди педагогов и родителей через:

  • местное телевидение “Град”;
  • городской газеты “Вечерний Краснотурьинск”, “Заря Урала”;
  • местное радио МДОУ

2. Организовать клуб-коллоквиум “Когда душа с душою говорит” по передаче положительного опыта семей МДОУ.

3. Опыт положительного воспитания ребенка в семье Брагиных вынести на городские педагогические чтения.

Председатель: Зав. МДОУ № 32 Киселева Л.Г.

Секретарь: Трушкина М.А.




Политико-правовой турнир «Человек среди людей» В турнире участвуют две команды:»Идеалисты» и «Фемида» Конкурсы: Политика Устами младенца(понятие государство, право, закон, юридическая ответственность, преступление) Показ мини – презентаций Мини – дебаты «Какая форма правления лучше?» Обсуждение фразы: «Государство-это мы» Практикум - юридическая консультация Государственная символика Право Понятие право Закон и виды законов Работа с текстом Конституции РФ и РТ Практикум по разбору различных ситуаций


Формы работы Формы работы Отряд «Юные друзья милиции» Работа с детьми группы риска Совет профилактики Совместная работа с милицией Работа с родителями Массовая воспитательная работ Осуществление психолого- педагогической помощи Организация выставок книг по правовому воспитанию Оказание методической помощи учителям (семинары, педсоветы) Программы: «Подросток» «Я выбираю жизнь» Проект «Мы в ответе за свою жизнь»






Семейная гостиная «Вся семья вместе и душа на месте» Любят меня без особых причин За то, что я внук, за то, что я сын Формы работы: Кроссворд --Родственные отношения семье Подобрать синонимы к слову –Дом Психологическая игра «Дощечка» Хорошо ли мы знаем свою маму? Хорошо ли мы знаем своего ребёнка? Хобби Семейный альбом Копилка мудрости Мультфильм про мамонтёнка




Психолого – педагогическое сопровождение УВП Направления работы Профилактическая работа Психологическое просвещение учителей, учащихся, родителей Диагностика УВП Психологическое консультирование Психологическое сопровождение детей с девиантным поведением Профориентация








Отряд « Закон и порядок» по профилактике правонарушений Помочь всегда, Помочь везде, Помочь и в радости и в беде Песня отряда Работа наша и опасна,и трудна И на первый взгляд, как будто не видна. Если кто-то кое-где у нас порой Честно жить не хочет. Значит с ними нам вести незримый бой Так назначено судьбой для нас с тобой – Работа дни и ночи.