Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ребенок не хочет идти в школу Ребенок 9 лет отказывается идти в школу.

На сегодняшний день в сфере воспитания довольно распространена проблема, когда ребёнок не хочет ходить в школу. С таким явлением могут столкнуться родители как учеников младшей школы, так и подростков. Что делать в этом случае взрослым? В первую очередь следует отбросить мысли о том, что у вас плохой сын или дочь, или что вы виноваты в создавшейся ситуации. А после необходимо разобраться в причине, по которой ваш ребёнок произносит: «Не хочу идти в школу». Что делать, чтобы он ходил на учёбу с удовольствием? по разрешению такого вопроса даны в этой статье.

Выявление причины нежелания учиться

Когда родители чувствуют, что ребёнок с приближением осени становится всё грустнее, им обязательно следует выяснить причину такого состояния.

Если речь идёт об ученике младшей школы, следует особое внимание обратить на его рисунки. Ведь нередко малыши отображают свои страхи на бумаге. Возможно, основной темой рисунка будет злой учитель или дети, которые дерутся. Также хорошим вариантом выявления причины нежелания ходить в школу может стать игра. К примеру, любимый мишка плачет, когда настаёт первое сентября. Или зайка отказывается идти в школу. Пусть малыш объяснит причину такого поведения игрушек.

В случае когда слова «не хочу ходить в школу» звучат из уст старшеклассника, выявить корень проблемы можно только путём доверительного разговора со своим ребёнком.

Период адаптации к школе

На протяжении сентября-октября происходит адаптация сына или дочери к школе. У некоторых детей период привыкания может продлиться даже до Нового года. В это время родителям, которые слышат: «Не хочу в школу», рекомендуется следующее:

  • уделять ребёнку больше внимания, чем обычно;
  • наблюдать за тем, что рисует сын или дочь, какие игры предпочитает и что его/её волнует;
  • всячески поддерживать малыша;
  • стараться чаще общаться с его учителями и одноклассниками.

Также следует ответственно отнестись к соблюдению режима дня. Причём это касается как учеников младшей школы, так и старшеклассников. Обязательным условием является фиксированное время отхода ко сну. Также следует заводить будильник с таким расчётом, чтобы утреннее пробуждение происходило не в последний момент, когда уже настало время выходить из дома, а была возможность спокойно проснуться, потянуться, сделать зарядку, позавтракать и отправиться в школу. Нервозности и опозданиям - категорическое «нет»!

Если ребёнок не хочет идти в школу, причины этому могут быть разными. Следует остановиться подробно на каждой из них. Сначала рассмотрим проблемы, которые могут возникнуть у детей младшего школьного возраста.

Причина первая. Страх первоклассника перед новым и неизведанным

Почему в школе? Первой причиной этого является боязнь чего-то нового и неизвестного, которую чаще всего испытывают домашние, «несадиковские» малыши. Их пугает масса факторов. К примеру, что мама не сможет постоянно быть рядом, что нужно будет общаться с людьми, которые ранее были не знакомы, что одноклассники окажутся недружелюбными. Порой дети, не приученные к самостоятельности, даже боятся ходить в туалет, так как им кажется, что они могут заблудиться в коридорах.

Если ребёнок именно по причине боязни нового говорит: «Не хочу в школу», что делать родителям в такой ситуации? Следует в последние дни августа провести ребёнку экскурсию по школе, чтобы он познакомился с кабинетами, коридорами и туалетами. И тогда первого сентября все эти места будут уже знакомы малышу, и ему не будет так страшно. Если вам посчастливится встретить других, более взрослых учеников, рекомендуется пообщаться с ними на глазах у ребёнка, а может быть, даже познакомить их со своим малышом. Пусть ребята постарше расскажут будущему первоклашке, как им нравится учиться, какие хорошие преподаватели работают в школе, как много новых друзей здесь можно обрести.

Также родители могут рассказать свои жизненные истории о том, как они боялись идти в первый класс, что именно их тогда пугало. У таких рассказов обязательно должен быть счастливый конец. Тогда малыш осознает, что ничего страшного нет, и всё обязательно будет хорошо.

Причина вторая. Наличие негативного опыта у ученика младших классов

Порой случается так, что ребёнок, который говорит: «Не хочу в школу», уже имел возможность ранее прочувствовать учебный процесс. Может быть, он уже окончил первый класс. Или малыш посещал занятия по дошкольной подготовке. И в результате полученный опыт имел негативный характер. Причин этому может быть много. К примеру, ребёнка дразнили другие дети. Или ему было тяжело усваивать новую информацию. А может быть, случались конфликтные ситуации с преподавателем. После таких неприятных моментов ребёнок боится их повторения и, соответственно, произносит: «Не хочу в школу».

Что делать в этом случае родителям? Главный совет, как и во всех других случаях, - разговаривать с ребёнком. Если виной всему стал конфликт с учителем, не нужно говорить, что преподаватель плохой. Ведь для первоклассника он является чуть ли не первым незнакомым представителем мира взрослых. Общаясь с ним, ребёнок учится налаживать отношения со старшими. Родителям следует постараться непредвзято посмотреть на ситуацию и понять, кто прав, кто виноват. Если малыш сделал что-то не так, нужно указать ему на совершённую ошибку. Если же виноват преподаватель, то не следует говорить об этом ребёнку. Просто запишите его, к примеру, в параллельный класс, чтобы свести к минимуму их общение с этим педагогом.

Если имел место конфликт с одноклассниками, следует разобрать эту ситуацию, дать правильные советы и научить ребёнка самому решать проблемы такого характера. Малышу следует донести, что вы всегда его поддержите, что вы на его стороне и что он всегда может на вас рассчитывать, но разбираться со сверстниками он должен сам. Основная задача родителей - объяснить, как следует выходить из подобных ситуаций, чтобы все стороны конфликта остались довольны.

Причина третья. Страх первоклассника, что он чего-то не сможет

С раннего детства родители, сами того не подозревая, взращивали подобный страх в своём ребёнке. Когда он говорил, что хочет сделать что-то самостоятельно, взрослые не давали ему такой возможности и аргументировали это тем, что у малыша не получится. Поэтому сейчас, когда ребёнок не хочет идти в школу, им может владеть страх, что у него не выйдет хорошо учиться или с ним не захотят дружить одноклассники.

Что делать родителям в данной ситуации? Следует как можно чаще вспоминать моменты, когда ребёнок достиг успеха, хвалить его и обязательно подбадривать. Малыш должен знать, что мама и папа им гордятся и верят в его победы. Нужно радоваться вместе с первоклашкой его маленьким достижениям. Также следует поручать ему различные важные задания, чтобы ребёнок понимал, что ему доверяют.

Причина четвёртая. Ученику младших классов кажется, что его не любит педагог

У ученика младших классов может возникнуть проблема, когда ему кажется, что преподаватель его не любит. Зачастую это обусловлено лишь тем, что детей в классе много и учитель просто не имеет возможности лично обратиться к каждому ребёнку, похвалить его. Иногда малышу достаточно сделать всего одно замечание, чтобы ему показалось, что преподаватель относится к нему предвзято. Следствием этого является то, что ребёнок не хочет в школу.

Что делать взрослым, если возникла подобная ситуация? В первую очередь нужно объяснить сыну или дочери, что учитель - это не мама и не папа, не товарищ и не приятель. Преподаватель должен давать знания. Его нужно внимательно слушать и задавать вопросы, когда что-то непонятно. Родителям следует общаться с учителем, советоваться с ним и интересоваться успехами малыша. В случае когда преподаватель действительно невзлюбил вашего ребёнка и вы не можете на это повлиять, следует посоветовать малышу на придирки. Если конфликт действительно серьёзен, нужно рассмотреть вариант перевода ребёнка в параллельный класс.

Теперь настала очередь рассмотреть причины нежелания учиться у подростков.

Причина пятая. Старшеклассник не понимает, зачем ему учиться

Иногда случается так, что ученик старших классов говорит: «Не хочу в школу» по причине того, что он не понимает, зачем ему нужны приобретаемые знания и где он впоследствии сможет их применить.

Что делать в такой ситуации родителям? Нужно постараться привязать предметы, изучаемые в школе, к реальной жизни. Следует научиться находить физику, химию, географию и биологию в окружающем мире. Для формирования интереса к получению знаний рекомендуется вместе с ребёнком посещать музеи, выставки и познавательные экскурсии. При прогулке в парке можно попробовать вместе нарисовать его план. Попросите своего старшеклассника помочь вам в переводе текста с английского языка и после обязательно поблагодарите его. Главной задачей родителей является формирование стойкой заинтересованности ребёнка в получении знаний в школе.

Причина шестая. Плохая успеваемость старшеклассника

Часто причиной нежелания учиться становится банальная плохая успеваемость ученика. Он просто не может понять, о чём говорит преподаватель. Основной эмоцией на уроке становится скука. Чем дольше происходит такое непонимание, тем вероятнее развитие тупиковой ситуации, когда суть предмета окончательно ускользает от ребёнка. А если преподаватель поругал или высмеял ученика перед всем классом за неуспеваемость, то желание учить этот предмет может покинуть старшеклассника навсегда. Неудивительно, что в такой ситуации ребёнок не хочет в школу.

Как помочь подростку в таком случае? Легче всего восполнить его упущенные знания по конкретному предмету, когда обнаруженная проблема возникла относительно недавно. Если один из родителей достаточно осведомлён в нужной отрасли и если он обладает должным терпением, можно заниматься с ребёнком в домашних условиях. Хорошим вариантом является посещение репетитора. Но в первую очередь следует попытаться объяснить старшекласснику, насколько важно знание конкретного предмета. Без осознания этого факта все последующие занятия могут пройти впустую.

Причина седьмая. Старшекласснику неинтересно

Ещё одной причиной, почему ребёнок не хочет учиться в школе, может быть его одарённость. Порой старшекласснику, который схватывает информацию на лету, просто неинтересно посещать уроки. Ведь учебный процесс рассчитан на среднестатистических учеников. А если ребёнку приходится выслушивать ту информацию, которая ему хорошо знакома, его внимание притупляется и появляется чувство скуки.

Что делать родителям Если в школе имеется класс для таких учеников, то рекомендуется перевести своего сына или дочь туда. Если нет, то нужно помочь ребёнку удовлетворять свою любознательность путём самостоятельных занятий.

В случае когда отсутствие интереса к учёбе обусловлено не особой одарённостью, а банальным отсутствием мотивации, нужно попробовать заинтересовать ребёнка. Необходимо выявить несколько основных направлений, которые его привлекают, и помочь ему развиваться в этом русле. Например, если сыну или дочери интересен компьютер, пусть он/она помогает вам выполнять несложные задания для вашей работы. За это следует ребёнка благодарить, а может, даже выделять символическую заработную плату. Это и будет мотивацией, которая в данном случае необходима.

Причина восьмая. Неразделённая любовь старшеклассника

У подростков проблема безответной любви может встать очень остро в силу их возраста, темперамента и гормонального фона. Ребёнок произносит слова «не хочу в школу» по причине нежелания видеть объект своих чувств.

В такой ситуации родителям категорически запрещено осыпать сына или дочь насмешками, поскольку случай действительно серьёзный. Их задача - быть рядом, поддерживать и подбадривать своего ребёнка и вести разговоры по душам в случае, когда подросток к этому готов. Если он попросит перевести его в другую школу, родителям не следует соглашаться и идти на поводу у эмоций старшеклассника. Следует объяснить, что возникающие проблемы нужно решать, а не убегать от них. Убедите ребёнка, что с течением времени всё наладится и впереди его обязательно ждёт новое счастье.

Причина девятая. Конфликт подростка с одноклассниками

Поводы для конфликтов ребёнка с одноклассниками могут быть разнообразными. Без спорных ситуаций и столкновений интересов обойтись трудно. Но если отношения с другими подростками постоянно накалены, ученик начинает чувствовать себя изгоем и, конечно, мама слышит: «Не хочу учиться в школе». Ребёнок постоянно находится в состоянии стресса, школа становится тем местом, даже мысли о котором вызывают у старшеклассника неприятные ощущения. Совокупность этих факторов разрушает его самооценку и негативно влияет на мироощущение ребёнка.

Главное, чего не должны делать родители в таком случае, - это пускать ситуацию на самотёк. Следует постараться вызвать сына или дочь на доверительный разговор. После этого нужно рассказать своё видение решения возникшей проблемы, дать несколько советов. Например, чтобы ученик на переменах держался недалеко от преподавателя или другого взрослого. В случае насмешек и агрессии со стороны одноклассников следует молча, избегая визуального контакта и не отвечая на провокации, уйти. Ребёнок должен чувствовать себя уверенным и не практиковать поведение жертвы. Об этом будет говорить его осанка, высоко поднятая голова, уверенный взгляд. Старшеклассник не должен бояться говорить «нет».

В случае усугубления ситуации для решения проблемы необходимо задействовать педагогов и школьного психолога, если такой имеется в учебном заведении, которое посещает ваш ребёнок.

Почему дети не хотят учиться в школе? Главная задача каждых родителей - найти ответ на этот вопрос по отношению к своему ребёнку. Если причину удалось выявить, то решить проблему уже не так сложно. Если не удалось справиться собственными силами, следует обратиться за помощью к педагогам или школьному психологу. Родители ни в коем случае не должны решать проблему с помощью силовых методов либо путём давления на сына или дочь. Ребёнок должен чувствовать, что мама и папа всегда на его стороне и в любой момент готовы оказать ему поддержку.

Хорошо, если ребёнок ждёт начала учебных занятий. Да, и такое бывает. У меня старшая дочка до шестого класса с нетерпением ждала начала занятий. А что делать, если Ваш ребёнок не хочет идти в школу? И не просто не хочет, а уже готов демонстрировать родителям по утрам симптомы всех известных ему болезней, только бы не идти в школу. Какие есть варианты у родителей?

Разрешайте ребёнку не ходить в школу, если он грустный, заболевает, выражает явное нежелание. Никакого давления "Как же ты пропустишь уроки?! Ты отстанешь от одноклассников! Как же ты догонишь?" Мои дочки изначально знали, что возможность пропустить занятия есть. Конечно, спокойно поговорить с ребёнком и выяснить причину нежелания - обязательно. Ведь это может быть непонимание материала, просто ссора с другом, а может и затянувшийся конфликт с учительницей. Постарайтесь разобраться с причиной отказа посещения школы. В труднопонятных случаях обратитесь к психологу.

Если ребёнок будет уверен, что вы представляете его интересы, то тогда у него не будет необходимости вызывать болезни или их симптомы для оправданного пропуска уроков.

Можно взять в детской поликлинике справку о щадящем режиме. Такая справка даёт право официально пропускать один учебный день в неделю. Справка может содержать любой диагноз. Тут можно просто договориться с врачом. Например, я своей младшей дочке брала такую справку с конца второго класса с диагнозом "нарушение осанки".

Отдаете учителю, объясняете ей смысл этой справки, выбираете день, когда ребёнка не будет в школе. Слова говорите правильные: "В этот день ребёнок занимается дома, посещает врача, делает какие-то специальные процедуры (гимнастика, массаж и т.д.)" И ребёнок будет знать, что в этот день он не просто "ничегонеделает", а учится дома, учится учиться.

Это были советы по профилактике различных болезней ребёнка, в основе которых может лежать стресс от посещения школы. Теперь предположим, что ваш ребенок категорически отказывается идти в школу. Что делать в этом случае?

Вы можете перевести его на семейное обучение. То есть учить ребёнка дома самостоятельно. Как это организовать? Вы пишите в своей школе заявление на имя директора. Причин отказать вам — нет. А есть документы, регламентирующие все моменты семейного обучения.

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 1994 года №225.
"В целях реализации Закона Российской Федерации "Об образовании", предусматривающего необходимость расширения прав и возможностей граждан на получение общего образования и предоставляющего возможность обучающимся достичь необходимого образовательного уровня в избранной ими форме обучения, приказываю:
1.Утвердить:
1.2.Примерное положение о получении образования в семье (приложение 2)"

Моя вторая дочка на семейном обучении была в четвертом классе. Весь учебный год. Она захотела сама учиться дома, так как видела старшей сестры.

Я читала, что все родители, которые хотят перевести своих детей на семейную форму обучения сталкиваются с огромным сопротивлением со стороны школьных структур. Аргумент один — "Вы не профессионалы, вам не обойтись без учителей". Но это не обязательно. В нашем случае директор совершенно спокойно отнеслась к нашему решению, а вот учительница не могла понять "почему?" мы так сделали. И некоторые вопросы наших взаимоотношений мы выяснили до нового года.

Как проходило обучение чисто организационно? Мы по всем предметам занимались дома самостоятельно. С учительницей договорились, что будем приходить на контрольные работы, диктанты. Чтение отвечала на уроках. Предметы "Музыка", "Окружающий мир" дочка сдавала рефератами. Ей очень нравилось искать материал для них. Она научилась пользоваться интернетом, энциклопедиями. Мы с ней ходили в музеи по определенной тематике. Потом с интересом рассказывала на уроках своим одноклассникам.

Я общалась с одной мамой мальчика, находящего на семейном обучении и вот, как у них было всё организовано. Она написала заявление, всё оформила официально, и ей ещё государство выплачивало деньги. В разделе 4. Приложения 2. "Финансовое обеспечение семейного образования" говорится о том, что "родителям, осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребёнка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребёнка на соответствующем этапе образования в государственном, муниципальном образовательном учреждение, определяемых федеральными нормативами".

Сдавали они только контрольные по предметам "Математика", "Русский язык", "Чтение". Остальное изучали самостоятельно, без промежуточных и итоговых аттестаций.

Если Вы не очень представляете, как будете доказывать директору, учителям необходимость семейного обучения, а ребёнка из школы забрать нужно, то у вас есть возможность "домашнего обучения" Такая форма обучения возможна для детей, представивших медицинскую справку, подписанную тремя врачами, заверенную главврачом детской поликлиники. При такой форме обучения учителя приходят заниматься домой к учащемуся. Им, кстати, за это доплачивают. Поэтому и требуется медицинское обоснование таких расходов на зарплату.

Как было в моей семье? У старшей дочки резко упало зрение к восьмому классу. Я взяла справку о домашнем обучении. Обошла всех учителей и переговорила с каждым. Отношение к моей дочке было хорошим всегда. Учителя с пониманием отнеслись к ситуации. Дочка выбрала уроки, на которые ходила в школу с классом: русский язык, алгебра, химия, физика. По остальным предметам занималась самостоятельно и посещала консультации учителей-предметников. Сдавала сочинения, рефераты, и всё, что положено. Физкультура и основы безопасности жизнедеятельности при домашнем обучении не сдаются. Такая форма обучения подготовила её к экстернату в старших классах.

Обсуждение

По мне так самое лучшее решение-поговорить с преподавателем и посоветовать игровую форму обучения...Больше вы ничего сделать не сможете, потому что все равно основные знания он получает именно в школе. С вашей стороны может быть подпитка только интеллектуальными играми, витаминами(мы витамишки даем, для умственного развития) и активный отдых...Во всяком случае мы именно так и справились с проблемой))

Здравствуйте!
Мне пришлось уехать из дома на неделю!
Пока я ехала,связи не было,на звонки не отвечала,а оказалось,что мне дочка звонила 58 раз...
Потому,что я не отвечала,ребёнок не спал всю ночь,была истерика.
Заоню утром,говорю,что надо идти в школу.Каникулы через 3 дня.
Дочь мне отвечает"я не пойду,я не выспалась,из-за тебя" Понятное дело-я в это не верю,не думаю,что из-за не отвечаания на звонки...можно сходить с ума,рыдать(даже если звонков 58)Дочь говорит,что в школу все эти 3 дня ходить не будет,потому,что там одна девочка прогуливает школу,девочка говорит,что у неё проблемы с желудком,но сама гуляет,Фотографии в интернет выставляет.
Ещё дочь утверждает,что я ей вчера,перед отъездом разрешила не ходить,однако...я такого не помню! Может она что-то не поняла?Весь день она меня спрашивала"Ходить в школу или нет"
Я отвечала"Да,конечно!"
Позже,перед самым отъездом,она ещё раз меня спросила,на этот раз я уже не ответила,когда соседка спрашивала про школу,дочь сказала,что нет,я не буду ходить.В этот момент я молчала.Я думаю она(дочь) меня просто не поняла.
Что делать?Ходить ли ей в школу?Ей 14 лет,дома одна,соседки сказали,что проведывать не не будут,у них времени нет...Что делать?Ходит или нет?

Очень понравилось. Есть о чем задуматься. Все же я с осторожностью отношусь к не запланированным каникулам

Эх, эту бы статью да в моем бы недавнем детстве:) я так не любила ходить в школу! И поэтому в институте пропускаю занятия, когда именно чувствую, что "пора отдохнуть". Действительно, никакой трагедии: догоняю. Может быть, просто каждый живет " в своем ритме" - в этом все дело...

24.09.2007 21:02:37, Галя

Спасибо, Елена! Очень кстати оказалась ваша статья - еще в прошлом году зимой возникли проблемы со здоровьем у дочки - и сразу пошли проблемы в школе. Я просто лично с учительницей договаривалась о "дополнительных каникулах" с домашним обучением. Вы расписали простые схемы дейсвий и вселили уверенность в правильности такого подхода.

Комментировать статью "Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу?"

Оно началось... Рановато, но таковы реалии. Почти 5 лет назад мы приняли в семью троих сирот, мальчиков, братьев-дошкольников. Старшему было 5, младшему полтора года. Через короткое время выяснилось, что дети очень плохо адаптируются в обществе. Не могут соблюдать установленные правила, выполнять указания взрослых, работать на занятиях, адекватно реагировать на замечания. Тот визуальный эффект, что дети внешне очень красивые, ухоженные, холёные, развитые и неглупые - вызывает у окружающих...

У каждого школьника рано или поздно появляются проблемы с теми или иными предметами в школе. И совершенно не важно, сколько ребенку лет. Что делать родителям в такой ситуации – пытаться помочь или позволить ребенку самому решить, нужно ли ему знать данный предмет на высоком уровне? Многие, конечно, сразу скажут, что думать тут не о чем и нужно обязательно помочь. Но! Вы задумывались о желаниях Вашего ребенка? Ведь проблемы на пустом месте не возникают, не правда ли? Возможно, что Ваш малыш...

В этом году ярко проявилась проблема, которую я назвала "2 класс". Никогда раньше не приходилось сталкиваться так массово с этой проблемой. Суть ее в том, что дети не хотят учиться, не хотят идти в школу, их невозможно уговорить, заставить, организовать делать уроки. У родителей нет никаких рычагов, они не могут ничем заинтересовать ребенка. В начале года было забавно, когда приходили с таким запросом, но уже к новому году на очередной звонок я могла сама продолжить за родителей - 2 класс, не...

Ребенок не хочет идти в школу. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. А что тут можно сделать? Что делают родители детей, которые не хотят учиться в принципе и не учатся в школе?

Не стоит рассчитывать, что до сентября еще далеко, и вы успеете приобрести школьную форму к первому числу. Если ребенок идет в школу, родители должны позаботиться о выборе школьной формы заранее, чтобы не покупать ее в последний день и снабдить малыша действительно удобной и практичной одеждой. Еще недавно школьники могли позволить себе прийти в школу едва ли не в джинсах, однако уже в предстоящем году ситуация должна измениться. В мае 2014 года был принят закон, теперь школа имеет право...

Что делать, если ребёнок не хочет учиться… «И вообще он ничего не хочет», - жалуются психологам родители. А сами, чаще всего, ничего не пытаются изменить или же наоборот слишком активно пытаются «научить» всему малыша… Психологи уверены, что родители вполне способны привить ребёнку любовь к учебе, тем более что возможность «помогать» малышу учиться сегодня есть во многих семьях. Хорошие оценки равно успех? Многие родители, которые мечтают о счастливом и перспективном будущем для своего...

Здравствуйте! Подскажите, как быть: сыну 7 лет, тут поведал бабушке от том, что ему иногда не хочется жить,меня когда мама обижает (накричу за что-нибудь или шлёпну), я сижу в комнате, а у меня голос в голове "убей себя", можно ведь с крыши спрыгнуть или с лестницы (у нас стенка шведская дома)спрыгнуть на что-то острое...Бабушка говорит ему "Димочка, ты же умрёшь тогда", а он ей отвечает:"Бабушка, но душа то останется"...Я в шоке, как правильно поговорить и избавить сына от этих мыслей...

Кое о чём, очень важном, первоклассник может не знать. Или знать, но забыть – от растерянности. И это в школе создаст для него неожиданные неудобства, которые перечеркнуть всю радость и удовольствие от школьного дня.Наше дело (и важное дело) предвидеть непредвиденные ситуации, в которые он может попасть. О ЧЁМ НАПОМНИТЬ РЕБЁНКУ, КОТОРЫЙ В ШКОЛУ ИДЁТ. Думаю, вот об этом: - Где находится туалет (Некоторые детишки терпят по полдня, пока не доберутся до дома.). - Как туда попроситься, если...

Когда я была маленькой, моя мама часто говорила друзьям и знакомым: "Я своей дочери верю, она мне никогда не врет! Если она что-то сказала, значит так и есть!" Не знаю намеренно или случайно, но часто она говорила эту фразу в моем присутствии. И меня переполняло чувство гордости...и ответственности...и я не врала. Просто не могла, ведь мама мне ВЕРИЛА!!! Простой педагогический прием, но он работал! До сих пор не знаю, мама его придумала или где-то вычитала. И я всегда считала, что со своими...

Моя дочь не очень любит писать сочинения. Ну не даются они ей... А мне всегда удавались. И писать я люблю. Вот и получилось, что в текущем девятом классе, мне пришлось ей серьезно в этом деле помогать. И вот с чем мне пришлось столкнуться. За сочинение по произведению "Горе от ума" моя дочь получила 4/5. Перед написанием учительница практически продиктовала им готовое сочинение, но мы написали сами. Дочь снечала сопротивлялась, говорила, что ей поставят плохую оценку, ноя настояла. Попросила...

Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? В некоторых школах уже ввели каникулы каждую пятую неделю.

Конференция с Юлией Борисовной Жихаревой, психологом-дефектологом детского клинико-диагностического центра МЕДСИ II 1. Ребёнку 8 лет. Нет желания учиться. Как это преодолеть? Как правило, у ребёнка нет желания учиться трудно и тяжело. Прежде всего надо постараться решить сложности обучения по тем или иным предметам. Если стойкие сложности с русским языком, обратится к логопеду для тестирования на дисграфию. С другой стороны, надо постараться превратить выполнение уроков в приятное и более...

Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ, подготовка в ВУЗ. Раздел: Проблема (как уйти из школы если мама не хочет забирать меня из этой школы).

Что делать со школой? Что, забить на нее так как заставлять я не могу, а договориться пока Мои дети на третий день в школу пошли, не зная языка. В школу и идут, чтоб язык выучить Надо выяснить почему пацан не хочет идти в школу, в чем именно причина, может его там...

Все пляшут... все дети пишут - мой по сторонам глазеет и не работает он сам почти каждый день говорит что в школу идти не хочет, хотя до этого 2 года на подготовительные курсы ходили, там он тоже не хотел заниматься. Уроки делать всегда надо заствавлять.... на уме...

Раздел: Уроки (дети не хотят делать домашку я схожу с ума). Ребенок (10 лет, 4 класс) совсем не хочет учиться, абсолютно не заинтересован в оценках (что 2, что 5 - может вообще забыть, что поставили).

Конечно, он с вами согласиться, но делать не будет. Полно случаев знаю, когда ребенок согласен, что нужно идти в школу. Многие ведь в школу если не учиться, а хотя бы тусоваться ходят, ну и хотя бы как то учебу тащат. А тут вдруг такое нежелание.

Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Сын в этом году идет в школу, помогать его забирать-отводить-сидеть некому:(Соответственно, на вермя каникул тоже не с кем будет его оставлять.

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями У нас в классе один мальчик также не хотел идти в школу, так учитель отругала родителя, что он ей сразу об этом не сказал. Или хотя бы угол, в котором она может делать, что хочет, вплоть...

Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Главная задача родителей в период адаптации ребенка к школе. Типичные проявления стресса у ребенка. Как реагировать, если ребенок злится на учителя...

Фотобанк Лори

Прежде всего, родителям необходимо успокоиться: их проблема достаточно широко распространена, и имеет несколько решений – в зависимости от той причины, по которой ребенок не хочет идти в школу. Причин может быть несколько, и для каждой возрастной группы – разные.

Для первоклашек наиболее вероятной причиной нежелания идти в школу может быть страх: страх неизвестности, нового коллектива и новой обстановки. Второй наиболее вероятной причиной отказа первоклашки идти в школу может являться отсутствие психологической готовности к школе – ребенок просто не понимает, для чего ему нужно учиться, сидеть неподвижно в течение длительного времени, подчиняться новым правилам, осваивать новые обязанности. Зачастую нежелание идти в школу возникает у первоклашки уже после нескольких недель или месяцев учебы: ребенок не справляется с нагрузкой, школа и уроки начинают вызывать неприятие, а затем и отвращение.

Как ни странно, хорошая подготовка ребенка к школе тоже может явиться причиной его нежелания посещать уроки: чаще всего обучение в 1 классе начинается с самых азов, и хорошо подготовленному ребенку может быстро стать неинтересно на уроках.

В начальной школе нежелание ребенка посещать уроки может быть связано либо с затянувшейся адаптацией, либо с тем, что школьные нагрузки оказались ребенку не по силам. В случае длительной, либо неудачной адаптации к школе ученик начальных классов постепенно начинает отрицательно или индифферентно относиться к учебе. Довольно часто для пропуска занятий ребенок жалуется на нездоровье, причем болезни могут быть и вымышленными, и реальными – так называемая на неприятную для него обстановку.

В средних классах даже дети, которые хорошо учились в начальной школе, могут потерять интерес к учебе. Если учебный материал плохо усваивается, им становится скучно на уроках, они ищут возможность избежать неинтересных для них занятий. Второй наиболее вероятной причиной нежелания посещать уроки в средней школе могут стать конфликты со одноклассниками и учителями.

Старшеклассники могут потерять интерес к получению знаний вследствие появления других интересов: чаще всего это может быть общение со сверстниками вне стен школы, а также в интернете. Кроме того, в старших классах нагрузка на учеников заметно увеличивается в связи с .

Таким образом, причинами нежелания ребенка посещать школьные занятия могут быть следующие факторы:

Страх ребенка перед неизвестным;
отсутствие психологической готовности к школе;
конфликты с одноклассниками или учителями;
серьезное опережение сверстников в знаниях;
неудачная адаптация к школе;
плохая успеваемость;
потеря интереса к учебе, появление других интересов;
увеличение нагрузок.

Что следует предпринять родителям

Если причину нежелания ребенка идти в школу самостоятельно выяснить не удалось, родителям стоит обратиться вместе с ребенком к детскому психологу. Если же причина ясна, следует приложить максимум усилий для ее устранения.

Если ребенок испытывает страх перед школой, следует как можно подробнее рассказать ему о том, что именно его ожидает, а также заранее посетить ту школу, в которую вы собираетесь отвести ребенка 1 сентября. Психологическую готовность ребенка к школе вы можете самостоятельно проверить при помощи специальных тестов, либо обратиться с этой целью к специалисту . В том случае, если причиной является именно неготовность ребенка к школе, возможно, стоит попробовать пойти в школу на следующий год.

Если ребенок опережает сверстников по уровню знаний и ему скучно на уроках, стоит посоветоваться с учителем: возможно, он станет давать ребенку более сложные задания и обращать на него больше внимания во время уроков. Иногда в таких случаях выходом может стать и .

В случае конфликтов ребенка со сверстниками или преподавателями родителям ни в коем случае не стоит оставлять эту проблему без внимания. В зависимости от причины конфликта взрослый сможет подсказать наиболее приемлемое решение для выхода из сложившейся ситуации, которое ребенок может просто не увидеть в силу своего недостаточного жизненного опыта.

В любом случае, если ребенок по какой-либо причине не хочет идти в школу, то в этот момент ему нужна ваша максимальная поддержка и внимание. Обязательно проконсультируйтесь с педагогом, а также со школьным психологом, и совместно вам обязательно удастся выработать наиболее оптимальную линию поведения.

Статья 63 Семейного кодекса.

Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности:

1) административной (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»);

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
2. Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, -

3. Повторное совершение административного правонарушения,

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.
(часть 3 введена Федеральным законом от 04.05.2011 N 98-ФЗ)

2) семейно – правовой (статьи 69 («Лишение родительских прав»),73 («Ограничение родительских прав») Семейного кодекса Российской Федерации);

СТ 69 СК РФ Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций; злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

СТ 73 СК РФ 1. Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав). 2. Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие). Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока. 3. Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами и организациями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 70 настоящего Кодекса), дошкольными образовательными организациями, общеобразовательными организациями и другими организациями, а также прокурором.

3) уголовной (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»))

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, -

наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Школьная тревожность, школьная фобия, отказ от посещения школы, школьный невроз... Названия разные, но проблема одна: ребенок отказывается ходить на занятия. Он воспринимает школу не как место, где он общается с ровесниками и получает знания. Для него она – постоянный источник страхов и стресса. Как быть в этой ситуации?

Сначала родители должны научиться отличать тревогу от тревожности. Эпизодические проявления беспокойства перед, например, важной контрольной или выступлением на празднике – нормальная реакция. Тревожность же – это постоянное беспокойство, перерастающее в нежелание идти на уроки. Ребенок каждое утро чувствует себя подавленным, его не радует предстоящий день, он ищет повод не идти в школу. При этом в выходные или на каникулах ведет себя совершенно нормально.

Большинство детей не могут или не хотят объяснить, в чем дело. Но каждое утро у них «болит живот» или «поднимается температура». И зачастую это не симуляция – при сильной тревожности все симптомы появляются на самом деле. Родителям придется самим определить причину такого состояния.

Почему ребенок отказывается идти в школу

У первоклассников проблема обычно в трудностях с социальной адаптацией. Ребенку просто некомфортно в незнакомой обстановке и хочется домой, где все понятно и знакомо. Особенно часто так бывает в семьях, где родители долгое время ограждали малыша от трудностей и реалий жизни. В итоге ребенок чувствует себя чужим в школе: не может найти общий язык со сверстниками и не знает, как общаться с учителями.

В этом случае нужно активно заниматься социализацией ребенка, просить его выполнять простые поручения: сходить в ближайший магазин, съездить с кем-то из взрослых – но не с мамой и папой – куда-нибудь на общественном транспорте. Родители должны моделировать ситуации, в которых ребенок может проявить самостоятельность.

Еще ученики младших классов часто боятся не оправдать ожидания родителей и переживают, если у них что-то не получается. Ребенок может расстраиваться даже из-за мелких неудач – забыл тетрадку, не получаются ровные крючки в прописях, родители забрали с уроков позже других.

Период адаптации длится от месяца до полугода, после него уровень тревожности у младших школьников обычно приходит в норму

Важно не предъявлять ему завышенных требований, не ругать за мелкие оплошности и объяснять, что не у всех все получается с первого раза. Рассказывайте о своих трудностях в учебе и о том, как вы с ними справились. Период адаптации длится от месяца до полугода, после него уровень тревожности у младших школьников обычно приходит в норму.

Второй переломный момент случается при переходе в старшие классы. Но тревожность подростка по отношению к школьной жизни может быть и проявлением особенностей характера. Какие ситуации чаще всего становятся поводом для переживаний?

Ребенок боится, что дома его накажут за низкие оценки или плохое поведение.

Он стесняется отвечать у доски, боится публично допустить ошибку, опасается, что все над ним будут смеяться.

Не может найти общий язык с кем-то из учителей, сталкивается с насмешками, упреками, придирками, заниженными оценками и невнимательным отношением.

Чувствует себя слабым и незащищенным, например, боится, что старшеклассники могут отобрать деньги или будут дразнить из-за немодной одежды.

Ощущает себя не таким, как все, не может влиться ни в одну компанию и становится изгоем.

Ребенок заражается тревожностью от близких. Например, мать очень переживает по поводу отметок, постоянно напоминает, что «важно хорошо учиться, иначе не поступишь в университет и станешь дворником».

У него синдром отличника, он старается быть лучшим, постоянно конкурирует с другими учениками и в итоге перегружен заданиями.

Главная ошибка родителей в любой из этих ситуаций – не уделять проблеме внимания или считать, что «само пройдет». Некоторые школьники в состоянии самостоятельно справиться с проблемой, адаптироваться к ситуации, найти себя и свое место в школьной жизни. Они адекватно реагируют на неудачи, не переживают по поводу отметок или замечаний. Но большинству нужна помощь.

Как родитель может помочь?

Для начала очень важно понять и принять тревогу ребенка. Помните: он имеет на нее полное право.

1. Искренне, не ради галочки интересуйтесь жизнью, мыслями, чувствами, страхами ребенка. Научите его рассказывать о них. Узнайте, какие уроки и почему он любит. В этом заслуга учителя или ребенка интересует сам предмет?

Расспрашивайте не только об оценках, но и о том, как и за что их поставили. Какие эмоции вызвала оценка – гордость, разочарование, злость, стыд? Уметь распознавать и описывать свои эмоции – очень важный навык, который пригодится не только в школьной жизни.

2. Объясните сыну или дочери, что нормально не знать чего-то или не успевать. Тут нечего стыдиться. Пусть ребенок не стесняется говорить, если устал или физически не успевает выполнить задание. К сожалению, современные школьники зачастую перегружены.

3. Даже если детские проблемы не кажутся серьезными, важно признать право ребенка на них. Не обесценивайте проблему: «Подумаешь, забыл выучить стихотворение». Но и не раздувайте из мухи слона: «Как ты мог не выучить стих? Почему ты все время все забываешь? В кого ты такой безответственный?»

Всегда думайте о последствиях такого вмешательства. Порой оно может усугубить ситуацию

4. Не спешите звонить директору школы или родителям одноклассника, который дразнит вашего ребенка. Не вмешивайтесь в ситуацию без явной необходимости. В крайнем случае сделайте так, чтобы сын или дочь об этом не узнали.

Всегда думайте о последствиях такого вмешательства. Порой оно может усугубить ситуацию. К тому же так вы не научите ребенка самостоятельности.

5. Учите ребенка делать выводы из неприятных ситуаций – плохой оценки, ссоры с одноклассником, перебранки с учителем. Приобретенный опыт поможет избежать еще больших неприятностей.

6. Будьте для ребенка примером. Делитесь с ним своими тревогами, переживаниями, трудностями на работе и рассказывайте, как вы их преодолеваете. Учите ребенка – и учитесь сами! – расслабляться и адекватно выражать негативные эмоции. Запомните: у спокойных счастливых родителей – уравновешенные дети.

7. В отдельных случаях, если родители не могут помочь или грамотно разобраться в ситуации, лучше не затягивать и обратиться к психологу.

Об эксперте

(Béatrice Copper-Royer) – клинический психолог, специалист по детскому и подростковому поведению, автор книги «Боюсь волка, боюсь всего».