Образец. Самоанализ занятия в детском саду

Светлана Кокорнова
Образец анализа НОД

]Образец анализа НОД

Закрепить элементарные трудовые действия

Развивать желание к совместному труду

Воспитывать желание помогать взрослым

Формировать положительное отношение к труду

3. Методы и приёмы соответствуют программным задачам.

Педагог использовал различные методы и приёмы организации совместной образовательной деятельности :

Игровой метод (помощь бабушке Федоре) в сочетании с такими приёмами, как вопросами, указаниями, объяснением, показом способа действий, напоминанием и словестными методами беседы, худ. слова, способствовали созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически комфортного климата, возникновению желания совместно трудиться, помогать взрослым.

Метод демонстрации (показ предметов посуды) способствовал обобщению представлений детей о посуде.

Метод демонстрации способа выполнения трудовых действий и самостоятельное выполнение трудовых действий позволили детям закрепить практические навыки и умения.

4. Освещение, температурный режим, длительность занятия, двигательный режим и нагрузка соответствовали СанПинтребованиям.

5. В результате занятия :

У детей сформированы навыки элементарной трудовой деятельности.

Систематизированные представления о посуде и способе ухода за ней.

В процессе занятия дети были активны, эмоционально отзывчивы, с удовольствием участвовали в трудовой и игровой деятельности.

Воспитанники самостоятельно выполняли практические трудовые действия : мыли, ополаскивали,

протирали, расставляли посуду.

6. Построение образовательной деятельности на основе, известного детям, произведения К. Я. Чуковского «Федорино горе» , введение сказочного персонажа, бабушки Федоры, грамотный подбор методов и приёмов, позволило педагогу создать оригинальное, нестандартное занятие.

7. Материал занятия преподносился детям в доступной для них форме.

Речь педагога эмоциональная, выразительная, точная, без грамматических ошибок. Воспитатель был доброжелателен к детям, умело располагала их к себе, регулировал поведение детей в процессе образовательной деятельности , поддерживал интерес в течение всего занятия, использовал индивидуальную работу с воспитанниками.

В процессе образовательной деятельности педагог стимулировала детей : хвалил, поощрял, по необходимости помогал (указанием, объяснением) .

Воспитатель способствовал возникновению у детей желаний : помочь бабушке Федоре, оказывать посильную помощь младшему воспитателю, взрослым, трудиться вместе; получать удовлетворение от результатов трудовой деятельности.

Публикации по теме:

Для родителей. Образец заявления приема в ДОУ. Директору МБОУ СОШ п. Приузенский Межакову Л. В. от ___ (Ф. И. О. родителя, (законного представителя).

Конспект НОД «Царская семья как образец семейных традиций» Царская семья как образец семейных традиций и ценностей. Программное содержание: - Знакомство детей с членами царской семьи. - Приобщение.

Конспект НОД по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте для детей с ФФН (подготовительная группа) Программное содержание: 1. Обобщить и систематизировать у детей полученные знания о гласных и согласных звуках, слоговом составе слова, буквах.

Конспект по НОД в старшей группе. Освоение звукового анализа слов, уточнение знаний детей об элементах жд транспорта Конспект По непосредственной образовательной деятельности В старшей группе «Гвоздика» На тему: «В гости к дяде Федору» ЦЕЛЬ: Освоение звукового.

Культура речи педагога-образец для подражания. Культура речи педагога – образец для подражания. Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается,.

Образец оформления проекта для воспитателей ДОУ Оформление проекта для воспитателей ДОУ Содержание 1. Введение… 2. Актуальность проекта… 3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты….

КАРТА АНАЛИЗА

НОД В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

Дата проведения: _________2017г.

Непосредственно образовательная деятельность проводилась в ______ группе.

Присутствовало_____________человек.

Тема НОД : " " является составляющей содержания образовательной области "________________".

Интеграция образовательных областей : ___________________________________

Цель:

Исходя из цели НОД, поставила задачи :

В НОД была выбрана следующая структура:

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний – выход на проблему. Мотивация.

3.Постановка проблемы и «открытие» нового знания.

4.Закрепление нового знания, повторение

5.Рефлексия (итог НОД)

6.Продолжение исследования вне НОД

что соответствует модели конструирования НОД в соответствии ФГОС.

Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий демонстрационный материал……………………………………., раздаточный……………………………………………. Он помог мне раскрыть тему ярко, интересно и т.д. ИЛИ почему не сработал?………………………………………………………………………………..

При подготовки к НОД бала проведена предварительная работа:……….

На первом этапе «Организационный момент», я использовала «Социо игру» или игру на сплочение коллектива.

На втором этапе НОД для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на нее я использовала мотивацию, загадку………………… ИЛИ создала проблемную ситуацию……… что соответствует следующей задаче.

На третьем этапе «Постановка проблемы и «открытие» нового знания»……..

Какие использовали приемы.

Что соответствует задаче…..

На четвёртом этапе НОД мы с детьми закрепили новые знания, повторили какими методами, приемами….что соответствует следующей задачей.

На пятом этапе была проведена рефлексия (итог НОД).

Или

Подводя итог занятия я привлекла к этому детей, попросила высказаться на тему…..? Смогла создать ситуацию успеха.

В итоге детям было продолжено исследование на тему………. вне НОД

Применение инновационных технологий: нужное подчеркнуть

Технология информационного обучения - ИКТ (информационно-коммуникативные технологии).

Технология проблемного обучения

Технология проектного обучения

Технология игрового обучения

Личностно – ориентированные технологии

Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач

Технологии исследовательской деятельности

Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья мною были использованы здоровьесберегающие технологии. Перечислить какие. Организована /динамическая пауза? физкультминутка?/, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, постоянно следила за посадкой детей…..

Во время проведения НОД происходила смена видов деятельности, применялся дифференцированный и индивидуальный подход.

Виды детской деятельности Подчеркнуть используемые в занятии:

(двигательная, коммуникативная, игровая, трудовая, познавательно- исследовательская, музыкально – художественная, продуктивная, чтение художественной литературы).

Для реализации поставленных задач я использовала различные принципы: (наглядности, систематичности, доступности, последовательности, индивидуального подхода, развития, голосовой и эмоциональной модуляции, психологического комфорта).

Применялись следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую.

Работа малыми подгруппами …………ГДЕ?

Работа в парах …………ГДЕ?

Работа коллективная …………ГДЕ?

Индивидуальная в …………ГДЕ?

Методы и приёмы. (Подчеркнуть используемые в занятии)

(МЕТОДЫ практические: опыт, упражнение, экспериментирование, моделирование;

Методы наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий;

Методы словесные: рассказ педагога,беседа, чтение художественной литературы;

Методы игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде

В процессе занятия дети были активны … ИЛИ?

Сохранялся интерес…. ИЛИ?

Были внимательны…..ИЛИ?

Длительность НОД ….. мин, что соответствует нормам СанПина.

ВЫВОДЫ: - Заявленная тема полностью соответствовала содержанию занятия ИЛИ тема не соответствует содержанию потому что…

Я считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи… ИЛИ Мне не удалось реализовать задачу……………., потому что………. В инд. и подгруппой работе с детьми запланирую ………

Или

Таким образом, цель и задачи, поставленные в рамках НОД, были реализованы. Образовательная деятельность способствовала повышению игровой мотивации обучения, творческого развития, познавательного интереса. Степень активности детей на достаточном уровне, все дети были охвачены деятельностью, интерес поддерживался на протяжении всей НОД. Все виды заданий, запланированные с детьми, были проведены.

Вашему внимание была представлена непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП, конспект которой составлен в соответствии с ФГОС.

Цель: закреплять счетные умения в пределах 5. Совершенствовать опыт выделения, сравнения свойств предметов по разным признакам.

Задачи:

1)тренировать навык классификации предметов, умение сравнивать предметы по различным признакам (длина, ширина, цвет, форма, размер);

2) актуализировать умение детей соотносить цифру и количество предметов в пределах 5;

3) развивать внимание, память, связную речь, мелкую моторику, формировать опыт самоконтроля и выявления причины ошибки;

4)воспитывать познавательный интерес и самостоятельность, качества товарищества и взаимопомощи.

Задачи и виды детской деятельности поставлены с учетом интеграции образовательных областей и реализовывались в "зоне ближайшего развития" детей, т.е. с моей минимальной помощью.

Форма проведения и содержание деятельности соответствует воспитательным и развивающим целям и задачам, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ; уровню развития воспитанников, их возрастным и индивидуальным особенностям.

Мною использовались следующие формы организации детей:

*групповая- д/игра "Разложи одежду", "Расставь машинки по порядку и разложи геометрические фигуры", пальчиковая гимнастика "Открываем магазин", динамическая пауза "Автобус".

*подгруппа детей- упражнение "Пройди по большим и маленьким фигурам".

*индивидуальная- игра "Найди своё место в автобусе", д/игра "Разложи ленточки по длине", "Собери чайную пару".

Структура и содержание деятельности состоит из 3х взаимосвязанных частей.

Первая часть направлена на мотивацию детей, побуждение их к деятельности. В этом случае мотивом для детей послужило общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам.

Вторая часть строилась на использовании следующих методов: игровой, словесный, наглядный, практический, ИКТ.

Дети, в результате сравнения, анализа самостоятельно обобщали результат. Я, используя принцип минимакса, старалась незаметно подводит детей к этому результату; учитывать индивидуальный темп каждого ребенка, стимулируя, тем самым, их воображение, память, мышление и речь. Так исключается перегрузка, но результативность не снижается.

В игровой деятельности особенно заметны различия мальчиков и девочек, поэтому при выполнении упражнения "Пройди по большим и маленьким фигурам" учла гендерный подход в воспитании дошкольников.

Особое внимание я уделила развивающей предметно- пространственной среде, её разнообразию и вариативности, т.к. она должна максимально обеспечить возможность и совместного общения с детьми, и их самостоятельной деятельности. Я воспользовалась преимуществом интерактивной доски. Она позволила сделать выполнение заданий более привлекательным и захватывающим, усилила мотивацию детей. Оптимизация двигательной активности позволила снять психоэмоциональное напряжение.

Третья часть- заключительная. В ней был подведен итог, как обобщающая беседа. Наводящими вопросами я стремилась не только закрепить знания детей о признаках предметов, но и продолжать развивать их коммуникативные навыки, желание вступать во взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Считаю, что мне удалось реализовать поставленные задачи. Дети с удовольствием выполняли предложенные им задания, были внимательны и инициативны. Такой подход к проведению образовательной деятельности положительно влияет на познавательное, речевое развитие моих воспитанников.

Транскрипт

1 Анализ в соответствии с ФГОС ДО Консультация для педагогов ДОУ Заведующая ДОУ Маслова Т.М. Февраль 2016года

2 Структура Организационный момент Пробуждение интереса детей; привлечение внимания за счет использования сюрпризных моментов Мотивационно-ориентировочный этап Принятие детьми «проблемной ситуации», формулировка и постановка цели и задач Поисковый этап Организация совместной деятельности (беседа, эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов; активизация мышления; монологическая и диалогическая формы общения Практический этап Непосредственная продуктивная самостоятельная деятельность детей Рефлексивно-оценочный этап Ситуация самоанализа и самооценка деятельности детей на занятии для достижения поставленной цели, или решения проблемной ситуации.

3 Оргмомент Анализ Приемы организации работы детей на занятии Суть используемых приемов (какие приемы использовались: «включение» долговременных учебных мотивов; пробуждение интереса детей; привлечение внимания за счет использования сюрпризных моментов; использование «дисциплинарных» методов). Оценка выбранных педагогом приемов (соответствие возрасту детей; эффективность; соответствие сюжету, цели работы детей на занятии, программным задачам). Педагог опиралась на личностные мотивы детей, такие как: стремление к общению, самореализации. Стимулирование познавательной деятельности детей (посещение музея детского сада, который они создавали сами и знакомство и новыми экспозициями). Цель соответствует возрастным особенностям детей, их интересам и потребностям, программным задачам воспитания, обучения, развития. Цель четко сформулирована (посещение музея «Транспорта»).

4 Мотивационно-ориентировочный этап Что явилось основой для формулировки цели (проблемная ситуация; учебная задача; практическое (творческое) задание или др.) Формулировка цели детьми (четкость формулировки; степень осознания и принятия детьми поставленной цели; степень участия детей в рассмотрении проблемы (учебной задачи), формулировке цели предстоящей работы). Цель работы детей на занятии Для формулировки цели педагог использовал учебную задачу: обобщить и уточнить имеющиеся знания и овладеть новыми. Детьми цель была осознана и принята. Они согласились стать экскурсоводами и познакомиться с новыми экспозициями. Объективность предлагаемой педагогом целевой установки (соответствие цели возрастным и индивидуальным особенностям детей, их интересам и потребностям, программным задачам воспитания, обучения, развития). Целевая установка (экскурсия в музей «Транспорта») соответствовала возрастным и индивидуальным (стать экскурсоводами) потребностям детей. Дети проявили интерес к предстоящей работе.

5 Мотивационно-ориентировочный этап Мотивационные основы деятельности детей на занятии: Ориентированность педагога на создание мотивационной основы (добивается понимания и принятия детьми целей и задач, формулирует критерии достижения целей, умеет вызвать интерес к различным видам деятельности, к передаваемой информации). Педагогом была создана мотивационная основа, у детей был вызван интерес к передаваемой информации (знакомство с новыми экспозициями) Опора на личностные мотивы (стремление к общению, самореализации, самоутверждению), познавательный интерес, эмоциональную сферу детей (стремление проявить участие в судьбе персонажа, помочь товарищам, порадовать своей работой близких и др.), умение строить задание так, чтобы дети почувствовали свой успех. Формирование основ мотивации учения (демонстрация и организация практического применения ЗУН, компетенций; показ роли учения в жизни человека; знакомство с примерами учения в жизни значимых для ребенка людей; демонстрация достижений ребенка в учении, творческой и практической деятельности). Педагог опиралась на личностные мотивы детей, их стремлению к общению, самореализации, самоутверждению. У детей был вызван познавательный интерес. Дети смогли почувствовать свой успех (экскурсия в музей, который они создавали сами). Педагог создал мотивацию учения путем демонстрации роли учения в жизни человека. Презентация ребенка.

6 Поисковый этап Организация педагогом совместной деятельности по выявлению путей достижения цели работы детей на занятии: Формы и методы организации совместной деятельности (беседа, эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов; приемы активизации мышления; соотношение монологических и диалогических форм общения). Степень участия детей в составлении плана работы, самостоятельность в выборе форм работы, материалов В ходе использованы наглядные (демонстрация презентаций, показ тематических картинок, действия детей по схемам (проложить маршрут полета к планетам)), словесные (рассказ, объяснение, элементы беседы) и практические методы и приемы (упражнения с дидактическим материалом (расположить транспорт на макете по видам; упражнение «Чего не хватает» - ремонтная мастерская; «Помоги сказочному герою найти свой транспорт»), показ способа действия (работа на макете), игра). В ходе дети проявляли самостоятельность в выборе материалов и форм работы (изображали виды транспорта, работали в ремонтной мастерской, прокладывали маршруты к планетам).

7 Практический этап Формы организации детской деятельности: Рациональность выбора методов (соответствие используемых методов и организационных форм работы целям, задачам, и содержанию образовательного взаимодействия, интересам и потребностям, индивидуальным особенностям и возможностям детей; обоснованное чередование видов детской деятельности, активности, соотношение коллективных, групповых, подгрупповых и индивидуальных форм работы). Соотношение репродуктивных (рассказ, показ, объяснение) и продуктивных (педагогические ситуации, эвристическая беседа, проблемный вопрос, экспериментирование, моделирование, конкурсы, проекты, постановка и решение познавательных, творческих, практических и игровых задач, задания на развитие психических процессов) методов, приемов активизации творческих способностей детей, любознательности. Методы были выбраны рационально. С помощью наглядного метода воспитатель направлял восприятие ребенка на выделение в предметах основных, существенных признаков, формировал знания о свойствах и качествах предметов («Мастерская»). Словесные методы были доступности для детского понимания (презентации, рассказ воспитателя, рассказ детей). На занятии применялись методы контроля: самоконтроль (работа на «Ленте времени» - соотнесение цвета своей картинки с цветом на «Ленте времени»), взаимоконтроль (проверка выполнения задания «Проложи маршрут»). Соотношение репродуктивных и продуктивных методов на занятии было целесообразно (Объяснительноиллюстративный метод - презентации, продуктивный - создание транспорта будущего). Созданы условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

8 Практический этап Содержание работы на занятии: Воспитательные возможности содержания (решение задач нравственного, эстетического, личностного развития). На занятии решались задачи воспитательного характера: навыки взаимодействия, чувство товарищества, самостоятельность, умение понимать учебную задачу. Осуществление интеграции (интеграция различных видов деятельности, форм работы с детьми, содержания образовательных областей). Интеграция различных видов деятельности и форм работы с детьми позволила решить важную практическую задачу: рационально организовать образовательный процесс.

9 Практический этап Содержание работы на занятии: Соблюдение дидактических принципов (системность изложения материала, соответствие возрасту, программе, объективность, доступность, наглядность, актуальность, новизна, проблемность, оптимальность объема материала). Единство структуры (выдержанность сюжетной линии на протяжении всего, наличие логической связи между формами работы, фрагментами, сохранение целевых установок, мотивации, интереса и осмысленного отношения к работе). Предлагаемый материал был доступен, подкреплен наглядностью. При проведении большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход, принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития). Структура отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Сюжетная линия была выдержана на протяжении всего, сохранена мотивация и интерес к работе. Фрагменты логически связаны между собой. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности. Все этапы были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчи нены заданной теме и целям.

10 Практический этап Методическая, дидактическая и техническая оснащенность: рациональность выбора материалов (соответствие возрасту, интересам детей, эстетическим и санитарным требованиям, удобство размещения, разнообразие материалов, обеспечивающее индивидуализацию работы, комплексный подход к рассмотрению объекта или явления, обоснованное использование современных информационнокоммуникативных технологий, ТСО, наглядности). Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал, и ИКТ. Наглядный материал соответствовал теме и целям. использование на занятии авторских дидактических и методических разработок. На занятии использованы авторские дидактические пособия: макет классификации «Виды транспорта», «Волшебный транспорт», адаптированный Монтессориматериал «Лента времени». С помощью этих дидактических пособий можно обучать детей новому материалу в увлекательной форме, а так же закреплять полученные знания.

11 Практический этап Соблюдение санитарно-гигиенических требований: Соответствие длительности мероприятия возрастным нормам (соблюдение временных рамок, рациональность и эффективность использования времени, оптимальность темпа). Стиль общения педагога с детьми как один из факторов психологического комфорта детей (авторитарный, демократический, попустительский). Чередование видов деятельности в ходе (соответствие требованиям к объему двигательной активности, интеллектуальной нагрузке, нагрузке на органы зрения и слуха; наличие заданий, обеспечивающих релаксацию, способность педагога корректировать формы и объем работы в соответствии с самочувствием детей). Успешному проведению способствовали оптимальные санитарно-гигиенические условия. Временные рамки были соблюдены, соответственно возрасту детей. темп был оптимален. На занятии была создана атмосфера доброжелательности, взаимопонимания. Стиль общения педагога обеспечивал ребенку чувство психологической защищенности, доверия. В данном случае и взрослый, и ребенок в равной мере являлись субъектами взаимодействия. Смена видов деятельности на каждом этапе позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами. В занятие была также включена физкульт минутка «Прокатись на транспорте», которая отражала лексическую тематику. Педагог следила за соблюдением детьми правильной рабочей позы, соответствием мебели росту ребенка. Объем работы был скорректирован в соответствии с физиологическими особенностями детей. Целесообразное ослабление напряженности в конце.

12 Рефлексивно-оценочный этап Содержание оценочной деятельности (педагог предлагает детям назвать результаты деятельности и способы их достижения; соотносит оценку итогов с выделенными в ходе мотивационноориентировочного этапа целями и планом работы на занятии; аргументирует оценки, показывает детям их достижения и недоработки). Качество организации оценочной деятельности (педагог знакомит детей с наиболее наглядными параметрами и критериями оценки различных видов деятельности, форм работы; учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей при оценивании; применяет различные методы оценивания; умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки детей, способствует формированию у детей навыков самооценки различных видов деятельности) В конце был подведен итог, проведена рефлексия. Анализируя деятельность детей на занятии, можно отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.

13 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Материал для консультации предоставлен методистом дошкольного образования, ММЦ городского округа Коломна, Штейн С. А.


Программы наблюдения на уроке I Цель: изучить практику управления процессом развития мыслительной деятельности учащихся на уроке и выявить условия ее совершенствования. 1. Какие формы организации мыслительной

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ Любое направление работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении предусматривает как специально организованные форм обучения, то есть занятия, так и организацию деятельности детей

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ З.Т. Галимханова, М.Р. Хайрутдинова Дошкольное детство представляет собой период, в котором происходит

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Тема: «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ» Выполнил старший воспитатель Куляк Л.Н. Форма организации обучения это совместная деятельность

Содержание ООД Шпаргалка для воспитателя Содержание обучения в дошкольном отделении (подготовила ст.воспитатель Чепыжная Н. В) Обучение ведется по разделам программы. Детям сообщаются элементарные, доступные

ПАМЯТКА воспитателю по созданию условий проведения НОД с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ. В соответствии с современными требованиями ФГОС ДО в педагогической науке и практике НОД - непосредственнообразовательная

Схема самоанализа урока по ФГОС Класс Предмет Тема урока (Вывод о степени её соответствия стандарту, учебной программе и учебно-тематическому планированию) Этапы анализа п/п 1. Место данного урока в теме.

Конспект группового занятия в рамках месячника психологического здоровья в подготовительной к школе группе 12 Тема: «Дифференциация звуков [Н], [М]. Обучение звукобуквенному анализу слов». Цель: 1. Познакомить

Самоанализ урока 1 Анализ целей урока. Обоснована постановка целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме. Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока

Анализ ситуации Цели и задачи занятия педагога учащегося Результат МАУДО «ДДТ». Методические рекомендации Учебное занятие в системе дополнительного образования. Анализ учебного занятия Основной формой

Целеполагание Мотивация Технологическая карта анализа урока по ФГОС Класс Дата ФИО учителя Цель посещения Тема урока Цели урока ФИО посетившего урок 1. 2. Параметры Критерии баллы Примечания 1 2 3 Эмоциональная

Самоанализ урока русского языка по теме: «Какие слова отвечают на вопрос: кто?, а какие на вопрос: что?» во 2 классе учителя начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по формированию элементарных математических представлений

«Эффективный урок - основной педагогический инструмент учителя в реализации ФГОС» «Урок это зеркало общей и педагогической культуры учителя» В.А.Сухомлинский Содержание Цели и задачи Методы Урок Средства

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни» (базовый уровень) Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель:

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО Тема урока: Тип урока: Дидактическая задача урока: Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая): Ведущие аспекты анализа урока Ведущие аспекты

Универсальных схем анализа и самоанализа уроков не может быть, т.к. существует множество вариантов организации учебновоспитательного процесса, но обойтись вообще без оценивания урока как учебного процесса

Анализ учебного занятия Каждый пункт состоит из двух утверждений, противоположных по смыслу. Оценка выставляется по 5-бальной шкале, где баллы «5» и «4» относятся к положительному полюсу, баллы «1» и «2»

Матрица педагогического анализа урока Уровень 1. Организация начала урока, постановка учебных задач урока, в т. ч. частных и промежуточных Ситуативный Педагог начинает урок без предварительной организации

Cхема анализа урока 1. Целенаправленность урока Какие практические задачи решались на уроке? Как осуществлялось знакомство учащихся с задачами урока? Каким образом обеспечивалось поступательное развитие

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников как одна из задач современного дошкольного образования Методическое объединение Л Д Р С 4 Л 1 Д 2 Р 3 С 3Л мышь, серая, шустрая, маленькая Л

Частное образовательное учреждение дополнительного образования УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР АВТОГРАФ лицензия 13369 от 16 ноября 2016 года Министерства образования и науки Челябинской области 454080, г. Челябинск, Свердловский

ИЗДАТЕЛЬСТВО «УЧИТЕЛЬ» Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику Лёвина Светлана Александровна, педагог дополнительного образования

Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе «Росток» для детей 4-7 лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида 92» Дополнительная общеразвивающая

Схема комплексного психолого-педагогического анализа урока Представленная в статье комплексная схема урока позволяет проанализировать выполнение учителем различных дидактических принципов, степень учета

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бородинская основная школа Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»

Аннотация к рабочей программе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад 462» г.о. Самара на 2017-2018 уч. год В муниципальном бюджетном

Формы организации обучения в ДОУ Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Формы отличаются: по количественному составу участников,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад «Колокольчик» п.шумячи КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ДОУ» Составитель:

Карта-матрица воспитателя для самоанализа и анализа образовательной в форме занятий для групп детей младшего и среднего дошкольного возраста (3 5 лет) 1 1. Организация начала ОД, постановка образовательных

Памятка для преподавателей и мастеров производственного обучения по составлению поурочного плана I. Типология уроков. II. Цели уроков. III. Этапы планирования урока и подготовки к нему. IV. Схема поурочного

Самоанализ занятия кружка «Юный биолог» Учреждение: казенное общеобразовательное учреждение Ханты- Мансийского автономного округа-югры «Березовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями

Анализ и самоанализ учебного (лекция) План 1. Понятие об анализе учебного, виды анализа 2. Особенности анализа учебного в соответствии с требованиями ФГОС 3. Самоанализ учебного 4. Критерии оценивания

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новоаннинский детский сад 2 Новоаннинского муниципального района Волгоградской области (МКДОУ Новоаннинский д/с 2) 403958, Россия, Волгоградская

Обучающий семинар: «Структура уроков производственного обучения» Урок производственного обучения в соответствии с темой и целями имеет свою последовательность и делится на различные структурные этапы (части),

2-БЛОК: Педагогика, методика обучения Задания с выбором одного правильного ответа 1. Учета индивидуальных особенностей воспитанников требует принцип A) личностного подхода B) связи воспитания с жизнью

АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ физики и математики, информатики, химии Дата проведения: 10 14 апреля 2017 г. Цель: повышение методического уровня педагогов посредством обмена опытом подготовки и

Психолого-педагогический анализ непрерывно образовательной деятельности (НОД) в соответствии ФГОС ДО Психолого-педагогический анализ НОД Общие сведения: группа (возрастная, название), дата проведения

LOGO ФГОС Современный урок С Е М И Н А Р У Р О К 1 «Урок это основной участок учебновоспитательного процесса, на котором учитель ежедневно осуществляет образование, воспитание и всестороннее развитие учащихся

Нижегородский Индустриальный Колледж Семинар-практикум «Самоанализ урока: - теоретического обучения, - учебной практики» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР февраль 2017 Цели и формы проведения семинара-практикума

Помыткина Надежда Александровна, заведующий методическим отделом МБУДО «ЦДТ «Ровесник» г.чусовой Технология организации, проведения и анализа современного занятия в образовательном пространстве УДО. Каждый

Требования к проведению учебного занятия в системе дополнительного образования детей Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует

Воспитатель ДОУ 1.Кому принадлежит ведущая роль в воспитании детей? 1) семье; 2) детскому саду; 3) школе; 4) детской площадке; 5) родственникам. 2. Исследованиями ученых доказано, что ведущими факторами

«Урок это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомлинский Подготовила: Гуляева Т.В., учитель математики и информатики

Аналитическая справка по итогам тематического контроля по образовательной области «Познавательное развитие» по всему дошкольному отделению ГБОУ Романовская школа Тема: «Эффективность проводимой в дошкольном

Анализ урока 1. Цель урока. Прослеживается ли реализация поставленных целей урока? 2. Организация урока: тип урока, структура урока, этапы и их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие

РАССМОТРЕНО на педагогическом совете МБОУ ДО ЦДО «Алые паруса» пр. 1 от «28» августа 2013 года УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО ЦДО «Алые паруса» Д.В. Черных «28» «августа» 2013 года Положение о проведении открытых

Технологическая карта урока 16.02.2017 г. учитель Мищенко Н.В. Предмет: Технология Класс:7 Тема урока: Сервировка чайного стола для праздника 8 Марта. Количество учебных часов:1 Цель урока: создание условий

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ п/п Наименование раздела программы Страница I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Направленность программы 3 1.2. Актуальность программы 3 1.3. Отличительные особенности программы 4 1.4. Адресат

Самоанализ и анализ урока в контексте ФГОС Аристова Е.А., заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ 456, Круподерова Л.А., учитель биологии ГБОУ СОШ 456 Колпинского района Аннотация: авторы представляют опыт

Самоанализ урока. Урок проходил в 4 классе, предмет математика, в классе 6 человек, на уроке присутствовало 6 человек. Тема урока: «Нахождение нескольких долей целого», это первый урок в теме, где предусматривается

Требования к дидактическим средствам обучения слепых и слабовидящих детей Дидактические средства: это материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса Классификация

по организации образовательной работы

с дошкольниками

Сборник предназначен для воспитателей ДОУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современной дошкольной педагогике проблема организации образовательной работы в дошкольных учреждениях занимает особое место. Это связано с тем, что сегодня со всей остротой встает вопрос о необходимости конструирования воспитательно-образовательной работы, ориентированной на принципы гуманности, ненасилия, субъектности, целостности и интегративности. Именно гуманное отношение к ребенку как субъекту воспитательно-образовательного процесса и необходимость развивать его внутренний потенциал с целью более успешного и менее болезненного прохождения активной социализации рассматриваются в качестве ведущих тенденций на современном этапе развития дошкольного воспитания и образования. Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный процесс, необходимо представить ребенку все разнообразие присущих ему видов деятельности, педагогически грамотно согласовывая и интегрируя их между собой.

Воспитатель, работающий по выбранным программам, должен осуществлять полидисциплинарную деятельность с использованием многофокусного анализа. Это означает, что педагог на занятии должен выступать в нескольких позициях: психолога, педагога, игротехника. Кроме позиционных "портретов" детей у него должен быть сформирован и интегрированный "личностно-деятельностный" портрет ребенка. Педагог должен реализовать основную цель применяемых программ: с помощью развития творческих способностей создать условия для общего психического развития дошкольника, в частности условия формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению, развивать умения и способности к самостоятельному решению педагогических проблем в процессе реализации ФГОС на основе базовых теоретических подходов

В данном пособии представлены методические материалы, переработанные с учетом реализации целей, задач, принципов развивающего обучения в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов, позволяющие педагогам проектировать и анализировать НОД.

Методика проведения педагогического анализа.

Педагогический анализ - целенаправленное изучение занятия в целом, его объективная оценка, выявление причин, определивших его уровень, результат и последующая выработка на этой основе рекомендации по совершенствованию работы педагога.

Исходя из данного определения следует, что методика его проведения, с одной стороны, должна способствовать раскрытию сущности занятий как особой формы обучения в детском саду, а с другой стороны, должна позволять осуществлять анализ на теоретическом уровне, характеризующемся выделением функциональных связей структурных элементов занятия.

Педагогический анализ проводится с целью определения эффективности образовательного процесса. Установление причин и факторов, определяющих качество педагогической деятельности, возможно лишь на основе системного подхода.

Системный подход к педагогическому анализу заключается в том, что объект изучается через призму функциональных связей структурных элементов занятия, которые обуславливают целостность объекта, его развивающую направленность.

Под структурными элементами понимается:

характеристика занятия - включает в себя раздел образовательной программы, вид занятия, тему занятия, форму проведения занятия, части занятия, временные рамки, конспект, модель или план проведения;

цель, задачи занятия - элементы, объединяющие в единое, целостное образование деятельность педагога, деятельность детей, условия, так как нельзя оценить деятельность воспитателя и детей вне тех целей, задач, ради которых оно совершается;

условия (материальные, санитарно-гигиенические, организационно-педагогические), обеспечивающие возможность успешной деятельности как воспитателя, так и детей;

деятельность педагога, направленная на организацию познавательной деятельности детей, обеспечивающая с помощью разнообразных методов, средств достижение цели занятия;

деятельность детей, направленная на овладение знаниями, умениями, навыками или способами открытия новых знаний.

Выделенные элементы между собой образуют три вида связи (порождения, развития, изменения) и характеризуют занятие как педагогическую систему.

Связь порождения возникает между программными задачами, деятельностью педагога и условиями проведения занятия.

Цель и задачи занятия порождают организационно–педагогические условия и деятельность педагога, наличие приемов и пособий, направленных на решение каждой задачи занятия, умение педагога творчески использовать конспект, модель занятия, рационально размещать оборудование.

Связь развития возникает внутри двух групп структурных элементов занятия: «программные задачи – деятельность детей»; «деятельность педагога – деятельность детей». Постановка определенных целей и задач должна приводить к дальнейшему продвижению ребенка в развитии. Работа педагога на занятии развивает детей, определяет и регулирует их поведение. Деятельность же детей на занятии меняет качественные характеристики работы педагога. Умение корректировать ход занятия с учетом «обратной» связи: сменить форму организации детей, использовать отдых в зависимости от степени утомляемости детей, сменить прием, характер педагогического воздействия.

Связь изменения возникает внутри двух групп структурных элементов занятия: «условия – деятельность педагога»; «условия – деятельность детей».

НОД - непосредственно образовательная деятельность

ТИПЫ

    Ролевые игры

    Исполнение сказочного сюжета

    Занятие фантазирования

    Деловая игра

    Круглый стол

    Занятие открытых мыслей

    Занятие-соревнование

    Занятие-КВН

    Викторина

    Следствие ведут знатоки

    Аукцион знаний

    Волшебный конверт

    Занятие- конкурс

    Занятие творчества

    Математический хоккей

    Занятие-спектакль

    Смотр знаний

    Занятие-игра

    Занятие-зачет

    Занятие-путешествие

    Занятие-состязание

    Мозговая атака

Основные требования к организации НОД

1.Соответствие содержания принципам обучения и воспитания.

2.Воспитательная направленность.

3.Сочетание принципа доступности с достаточно интенсивным трудом детей.

4.Научность.

5.На уровне достижений педагогики, психологии и передового опыта.

6.Наличие приемов, развивающих умственную деятельность детей.

7.Целевая установка занятия, его структурных частей.

8.Логичность, оправданный набор приемов.

9.Однообразие и разнообразие приемов и методов.

10.Наличие межпредметных связей.

11.Связь изучаемого материала с предыдущим и последующим материалом.

12.Наличие закрепления, повторения и обобщения материала.

13.Сочетание коллективных, индивидуальных и групповых форм обучения.

14.Уровень совершенствования знаний: уточнение, расширение, систематизация, соединение знаний и умений с развитием личности.

15.Качество знаний детей (осознанность, прочность, системность, объемность, мобильность).

16.Количество детей.

17.Законченность занятия.

18. Психологическая готовность педагога вести занятие.

Гигиенические требования

СанПиН 2.4.1.2660 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

1.Температурный режим.

2.Проветривание.

3.Освещение.

4.Предупреждение утомления и переутомления.

5.Чередование видов деятельности.

6.Своевременное и качественное проведение физкультминуток.

7.Соблюдение правильной позы детьми.

8.Соответствие росту детей мебели.

Требования к технике проведения НОД

    НОД должна быть эмоциональной, вызывать интерес к обучению и воспитывать потребность в знаниях.

    Темп и ритм НОД должны быть оптимальными, действия педагога и ребенка завершенными.

    Необходим полный контакт во взаимодействии педагога и ребенка, должен соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм.

    Доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.

    Педагог должен обеспечить активное обучение каждого ребенка.

    По возможности следует менять виды деятельности, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.

Педагогические умения воспитателя, работающего по развивающим программам.

Гностические умения: (от греческого гносис-знание)

Диагностировать развитие личностной и интеллектуальной сферы отдельного ребенка

Определять психологический климат в группе, анализировать психическое и физическое здоровье ребенка

Анализировать опыт других, свою педагогическую деятельность, профессиональное общение -самостоятельно работать с литературой

Проективные и конструктивные умения:

Осуществлять текущее и перспективное планирование

Осуществлять динамическое проектирование развития группы и отдельных детей

Анализировать проблемные педагогические ситуации, предвидеть возможные трудности в работе и намечать пути их ликвидации

Определять конкретные образовательно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста

Методически грамотно строить педагогический процесс, используя разнообразные фор­мы, методы, средства, приемы воспитания и развития в соответствии с поставленными конкретными задачами

Избирать наиболее адекватные целям и задачам формы и методы взаимодействия с ро­дителями

Планировать ситуацию успеха для каждого ребенка (особенно неуверенных в себе, застенчивых).

Согласовывать свои педагогические воздействия на детей с коллегами, помощником воспитателя, родителями.

Коммуникативные умения:

Легко и быстро устанавливать контакт с детьми, коллегами, родителями, проявлять гиб­кость и терпимость в общении

Создавать в процессе общения атмосферу доброжелательности, сотрудничества -владеть вербальными и невербальными средствами общения

Использовать юмор, шутку в общении регулировать межличностные отношения в детском коллективе.

ПОСТАН ОВКА ЦЕЛЕЙ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Постановка цели НОД – это не элементарное определение замыслов, а логическое определение направления и результатов движения (точки постепенного движения к цели по определенному маршруту).

Цель педагогической деятельности – мысленное предвосхищение результатов процесса. В своих формулировках педагогическая цель должна отражать те качества, на развитие которых направлен педпроцесс.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

1. Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к изучаемому материалу и процессу собственной познавательной деятельности: актуальность и личностный смысл изучаемой темы для детей, помощь детям в осознании социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

2. Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений детей к окружающей действительности: содействовать осознанию детьми ценностей изучаемого материала, помочь детям осознать ценность совместной деятельности.

3. Цели, направленные на развитие у детей интеллектуальной культуры: вооружить (т.е. создать организационные и содержательные условия для развития у детей умений) способами (приемами) мыслительной деятельности: учить детей анализировать познавательный объект, развивать умение сравнивать, обобщать, классифицировать, соотносить, видеть закономерности, находить противоречие и т.д.

4. Цели, ориентированные на развитие исследовательской культуры (исследовательских умений): содействовать развитию у детей умению использовать различные методы познания: наблюдение, выдвижение гипотезы, умение анализировать объект, выделять его существенные признаки, сопоставлять различные факты, делать выводы.

5. Цели, ориентированные на развитие у детей организации деятельной культуры: развитие у детей умений ставить цель, планировать свою деятельность (осуществлять контроль, самооценку и самокоррекцию своей деятельности).

6. Цели, ориентированные на развитие коммуникативных умений (культуры) детей: содействовать развитию у детей умению общаться, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.

7. Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры детей: создать условия для развития у детей умений приостановить свою деятельность, выделять узловые моменты своей или чужой деятельности, обеспечить развитие умений объектировать деятельность.

Современные формулировки задач программного содержания:

Цели

Примеры

1.образовательные

2. воспитательные

3. развивающие

Обеспечить усвоение знаний о…

Способствовать формированию знаний о…

Научить…

Доказать…

Формировать понятие…

Способствовать формированию или продолжить формирование умений …

Обеспечить повторение, обобщение, систематизацию знаний

Закрепить знания, умения…

Обобщить, систематизировать знания о…

Устранить пробелы в знаниях…

Отработать навыки…

Совершенствовать умение…

Расширить, углубить…и т.д.

Содействовать нравственному воспитанию дошкольников;

Обеспечить воспитание контактности детей;

Содействовать эстетическому воспитанию;

Обеспечить воспитание усидчивости, инициативности,

Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, воспитание толерантности.

Развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, классифицировать; наблюдать;

Развивать умение выделять главное, устанавливать единые общие признаки и свойства целого, делать обобщающие выводы;

Развивать умение частично-поисковой познавательной деятельности;

Развивать умение выдвигать гипотезы, решать проблемы;

Развивать умение планировать и оценивать результаты выполненных действий;

Развивать эмоции детей;

Развивать умение действовать самостоятельно;

Развивать умение творчески подходить к решению самых разнообразных задач;

Развивать умение применять знания на практике;

Развивать память, речь, логическое мышление

Схема анализа и оценка эффективности НОД

    Профессиональные качества воспитателя:

    знание предмета и общая эрудиция;

    уровень педагогического и методического мастерства;

    культура речи (грамотность, темп, дикция, образность, эмоциональность и т. д.);

    степень тактичности и демократичности взаимоотношений с детьми;

    внешний вид, мимика, позы и жесты.

    Оценка деятельности воспитанников в НОД:

    степень познавательной активности, проявления творчества и самостоятельности;

    наличие и эффективность групповой и индивидуальных форм работы (взаимоотношения детей на занятии; сотрудничество и сотворчество);

    организованность и заинтересованность детей материалом занятия.

    Оценка содержания НОД:

    целесообразность отбора содержания занятия педагогом;

    дидактические принципы и их реализация (научность, доступность, актуальность знаний и связь с жизнью);

    оптимальность объема материала.

    Оценка эффективности НОД:

    рациональность использования времени (оптимальный темп, смена видов деятельности);

    степень целесообразности и эффективность использования наглядного материала (демонстрационного и раздаточного) и ТСО;

    эффективность использования методов и организационных форм занятия;

    уровень обратной связи в ходе занятия;

    оценка и контроль воспитателя за детьми;

    степень эстетического воздействия на детей;

    оценка соблюдения норм гигиены и техники безопасности.

    Оценка достижения цели и результативность НОД:

    степень конкретности цели и задач (их формулировка для детей);

    реальность, целесообразность и достижимость цели;

    степень взаимодействия с детьми (воспитательная и обучающая составляющая: чему и в какой степени научились, что способствовало воспитанию);

    степень влияния содержания занятия на развитие детей (что способствовало их развитию и в какой степени).

Схема анализа всегда будет варьироваться в зависимости от типа занятия.

Анализ НОД

    Подготовка педагога к НОД (роль НОД в личностном развитии детей; диагностика личностного развития детей: обученности, воспитанности; планирование индивидуальной работы).

    Организация НОД (мотивация детей и пробуждение интереса; структура занятия; изменение видов деятельности на отдельных этапах занятия; решение познавательных и личностных задач на этапах занятия).

    Содержание НОД (воспитательная ценность; развитие гуманной позиции детей; вариативность НОД; ситуации выбора для детей; творческий поиск; решение проблем; способы личностного развития детей: умение общаться и сотрудничать; проявление саморегуляции, самодисциплины, самопознания и рефлексии в НОД).

4.Общая оценка НОД как элемента системы личностно - ориентированного обучения (занятие подготовлено для решения задач личностного развития детей; занятие отвечает принципам природосообразности, культуросообразности и индивидуального подхода; дети - соавторы занятия: активны, умеют делать выбор, участвуют в диалоге, отстаивают свои позиции, открыты, уважают чужую точку зрения, стремятся к взаимопониманию; педагог реализует стратегию сотрудничества; умело сочетает индивидуальную и групповую работу детей; поощряет их индивидуальные и творческие достижения; общая атмосфера занятия способствует самовыражению и самоопределению детей; развивается чувственный опыт, стимулируются личностные смыслы познавательной деятельности).

Анализ комбинированной НОД

В комбинированном НОД происходит совмещение дидактических задач на обучение, повторение и закрепление знаний.

Очень важное значение в структуре комбинированной НОД приобретает соподчиненность и взаимосвязь ее составных частей, так как только успешное решение педагогических задач предыдущей части НОД позволяет переходить, к после­дующей, а итоговый эффект занятия достигается при реализации целей, поставленных к каждой части занятия.

    Обоснованность структуры НОД.

    Какие методы и приемы использовались для мотивации детей на предстоящую деятельность?

    Формы организации актуализации знаний и использование их как основы для дальнейшей познавательной деятельности.

    Характер заданий при изучении нового материала.

    Разнообразие форм организации систематизации и закрепления знаний или видов деятельности детей.

    Эффективность используемых дидактических средств на каждом этапе занятия.

Анализ комплексной НОД

На комплексном занятии решаются задачи двух и более видов деятельности. Важно отметить, что при этом необходимо сохранять единую сюжетную линию НОД и не допускать набора упражнений на разные виды деятельности без какой-либо логики

    Обоснованность выбора типа НОД.

    Виды деятельности, задачи которых решались на данном занятии.

    Аргументированность выбора содержательной линии.

    Методы и приемы решения задач каждого из видов деятельности и их эффективность.

    Формы организации разных видов деятельности (их эффективность и целесообразность использования).

    Обоснование развивающего характера данного занятия.

Примерная памятка для самоанализа НОД

    Как воспитатель выполнил поставленные задачи?

    Подготовка (в том числе гигиенические условия). Материалы и оборудование.

    Какой характер имеет НОД: развивающий или обучающий, соответствует ли поставленным целям?

    Способствует ли НОД развитию психических, физических и нравственных качеств? Познавательных интересов?

    Какой психологический микроклимат в группе?

    Как воспитатель осуществляла оптимальный отбор методов, средств и форм обучения?

    Формы работы (традиционные, нетрадиционные, с подгруппами, индивидуально, драматизация, КВН, викторина и др.).

    Средства обучения и воспитания (наглядность, диафильмы, грамзапись, видео, картинки, опорные таблицы и т.д.).

    Приемы обучения и воспитания (игровой, художественное слово и др.), оценка деятельности детей, приемы поощрения, вспомогательные вопросы, результат работы с детьми.

    Создание условий для творческих возможностей детей (развивающая среда).

    Владеет способом организации и проведения опытно-экспериментальных, исследовательских действий.

    Какие анализаторы детей были задействованы, каким образом?

    Владеет ли воспитатель методикой проведения НОД?

    Интегрированность НОД, связь с другими занятиями. (Возможно, это комплексное занятие).

    На формирование каких психических процессов направлена НОД (внимание, мышление, речь, воображение, воля, эмоциональное, нравственное воспитание).

    Комфортно ли детям на данной НОД, каково психологическое состояние воспитателя?

Схема самоанализа НОД и самооценки

    Реализация основной дидактической цели НОД

Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в НОД? Насколько активны были дети пи ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Обладал ли педагог достаточными знаниями? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков детей (каким был охват детей)? Имел ли место дифференцированный подход к детям? Каким образом?

    Осуществление развития детей в процессе обучения.

Имело ли место вовлечение детей в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация?) Было ли организовано преодоление посильных трудностей? Появились ли мотивы интеллектуального побуждения? Как и чем было обеспечено развитие - познавательной самостоятельности детей? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления (элементы проблемности, задания, носящие творческий характер)? Имело ли место эстетическое развитие детей? Какие средства были для этого использованы?

    Воспитание в процессе НОД

Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания материала? Что содействовало воспитанию добропорядочности, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к труду и его результатам, к учению? Каково было воспитательное воздействие личности самого педагога?

    Соблюдение основных принципов дидактики

Как использовалась самостоятельная работа, не слишком ли она трудна? Каков ее объем? Была ли она в достаточной степени индивидуализирована и др.

    Выбор методов

Правильно ли был выбран метод для ознакомления с новым материалом, для закрепления? Привлекались ли необходимые ТСО? Достигли ли демонстрации целей? Все ли возможное взято педагогом из демонстраций? Достаточно ли разнообразными были методы и приемы применения знаний для выработки умений и навыков? Соблюдались ли общие требования к выбору методов?

    Работа педагога в НОД

Все ли необходимое было подготовлено к началу НОД? Правильно ли педагог пользовался конспектом? Каково было соотношение организующей деятельности педагога, познавательной деятельности детей? Какие виды деятельности имели место в НОДи в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, помощь в их самостоятельной деятельности) Какие приемы организации детей на работу были использованы? Был ли достигнут контакт с детьми? Каков был внешний вид педагога? (не могло ли что-то привлекать внимание или отвлекать детей)?

    Pa ботa детей в НОД

Была ли проверена готовность детей к занятию? Какой была активность детей на разных этапах занятия? От чего зависели ее колебания? Какими были виды деятельности детей на занятии (речевая деятельность, слушание, записывание с доски, самостоятельная деятельность. Каково отношение детей к занятию?

    Гигиенические условия проведения НОД

Освещенность, посадка, маркировка, физминутка, не были ли задержаны дети после окончания занятия по времени. Соблюдение САНПиН.

Психологический анализ НОД.

Проводится с психологом или при наличии соответствующего образования.

Психологический анализ НОД

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

Другое

1.

Психологический анализ учебной деятельности детей:
Активная позиция детей в НОД
Позитивное отношение детей к воспитателю
Преобладающее в НОД самочувствие детей

2.

Психологическая оценка НОД:
Уровень организации занятия (психологический настрой, использование игровых организационных моментов)
Соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем в НОД (преобладание речи воспитателя;
преобладание речи детей;
равное соотношение)
Соответствие форм и методов НОД возрастным психофизиологическим особенностям детей (учитывает ли воспитатель индивидуальные и психологические особенности детей при проведении занятия)

3.

Психологический анализ деятельности воспитателя:
Наличие психологической дистанции между воспитателем и детьми («над», «под», «рядом», «вместе»)
Коммуникабельность (умение устанавливать контакт с группой и каждым ребёнком)
Внешний облик воспитателя (поза, мимика, пантомимика, вкус и стиль в одежде и причёске)


Дата проверки ____________________________________
Группа ___________________________________________
Воспитатель ______________________________________
Кто проверял _____________________________________

Карта отслеживания результативности

организации и проведения НОД

группа № ____

Ф.И.О.воспитателя______________________________________________

«____»_______________________201__г.

Вопросы для изучения

Критерии оценки

Постановка цели НОД

Характеристика программного содержания: соответствие задач программе и уровню развития детей группы; имеются ли в занятии задачи (какие превалируют) оздоровительная , воспитательная, образовательная, развивающая; конкретность формулировок.

0- цель не конкретна

1- цель конкретна, но не проверяется ее достижение

2- цель диагностична и проверяется ее достижение

Деятельность воспитателя:

Формирование мотивации

0- не уделяется внимание

Соответствие содержания учебного материала поставленной цели

0- даётся материал не выше уровня программы
1- материал программ иногда дополняется другими факторами
2- материал программ постоянно дополняется различными факторами

Формы организации познавательной деятельности обеспечили: сотрудничество между детьми, включение каждого ребенка в деятельность по достижению дидактической цели; разнообразие видов деятельности.

0-репродуктивный

1-частично поисковый

2- поисковый, с элементами микроисследований

Организация деятельностного подхода с целью реализации образовательных областей

0-сформировано в минимальной степени или не сформировано вовсе

1-данное качество сформировано в достаточной степени

2-данное качество ярко выражено

Методы обеспечили: мотивацию деятельности, сотрудничество воспитателя и детей.

0- не уделяется внимание

1- использование внешних стимулов

2- с целью усиления мотивации воспитатель в ходе занятия вносит изменения в зависимости от настроения и деятельности детей

Соответствие методов обучения содержанию и цели занятия

0- однообразие методов

1- от сочетания 2-3 методов

2- широкий арсенал, как сочетание методов

Выделение приемов , используемых для решения поставленных задач, правильность и точность их применения; соответствие возрасту и методике.

0- однообразие приемов

1- от сочетания 2-3 приемов

Организация самостоятельной поисково-исследовательской деятельности дошкольников

0- однообразие приемов

1- от сочетания 2-3 приемов

2- широкий арсенал, как сочетание методов и приемов

Научность знаний

0-антинаучность

1-в соответствии с требованиями программы

2- в соответствии с требованиями программы, возрастом и особенностями детского коллектива

Учет индивидуальных особенностей детей

0- нет дифференциации

1- дифференциация без предварительной диагностики

2- дифференциация на основе диагностики

Формирование у детей навыков контроля и самоконтроля

0- сформировано в минимальной степени или не сформировано вовсе

1- данное качество сформировано в достаточной степени

2- данное качество ярко выражено

Уровень достижения цели:

А) образовательный аспект;

Б) развивающий аспект;

В) воспитательный аспект.

0- цель не достигнута
1- частично достигнута.
2- полное достижение цели

Хронометраж занятия:

Организационный момент

Основной этап занятия

Закрепление пройденного

Самостоятельная работа по образцу (ситуации).

Обобщение и систематизация знаний

Контроль знаний

Подведение итогов занятия.

0- не уделяется внимание

Деятельность детей

1-навыки сформированы в достаточной степени

2- навыки ярко выражено в соответствии с возрастом

Учебные навыки детей.

Поведение детей в НОД:

а)Проявляют ли дети познавательную активность, внимание, интерес, отношение к занятию.

б)Использование знаний и умений в достижении цели занятии

в)эмоции детей: восторг, восхищение, изумление, интерес, равнодушие, пассивность.

0- не уделяется внимание

1- использование внешних стимулов

2- с целью усиления мотивации воспитатель в ходе занятия вносит изменения в зависимости от настроения и деятельности детей

Качество знаний : а) полнота, прочность и глубина, осознанность, умение ими оперировать;

б) Усвоение детьми в ходе объяснения воспитателя новых наблюдений, значений, умений, навыков.

в)Умение обобщать, сравнивать и прогнозировать: умеют ли дети увидеть и понять связи и отношения изменения развития; свойства и качества объектов; взаимодействия живой и неживой природы;

г)Умение высказывать оценочные явления, значимость.

0- в минимальной степени

1- соответствует возрасту детей, но не проверяется уровень усвоения программного материала

2- соответствует возрасту детей, проверяется уровень усвоения программного материала

Умение применять знания на практике:

самостоятельность применения знаний; правильность выбора условий деятельность и решения поставленных задач;

0-сформированы в минимальной степени или не сформированы вовсе

1- сформированы (наличие у детей прочных умений и навыков в проявлении инициативы в самостоятельном использовании знаний, умений и навыков в разных видах деятельности)

2-наличие у детей творческих способностей

Психологический анализ деятельности детей:

активная позиция детей; позитивное отношение к воспитателю; соотношение монологического и диалогического общения на занятии;

наличие психологической дистанции между воспитателем и детьми («над», «под», «рядом», «вместе») .

0- не уделяется внимание

1- использование внешних стимулов

2- с целью усиления мотивации воспитатель в ходе занятия вносит изменения в зависимости от настроения и деятельности детей

Характеристика условий проведения НОД: соответствие санитарно-гигиеническим, функционально-педагогическим, материально - техническим условиям.

0- не уделяется внимание

1- в соответствии с методическими требованиями

2- в соответствии с методическими требованиями и СанПиН


Организация и проведение НОД

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

Другое

Характеристика программного содержания:
Соответствие задач программе группы
Соответствие уровню развития детей данной группы
Объём программного содержания
Конкретность формулировок программного содержания

Характеристика деятельности воспитателя:
Выделение приёмов, используемых для решения поставленных задач
Соответствие приёмов возрасту детей, требованиям методики данной программы
Правильность, точность применения этих приёмов

Характеристика деятельности детей:
Освоение детьми программного содержания по задачам
Особенности поведения детей на занятии (активность, внимание, интерес, отношение к занятию)
Учебные навыки детей

Характеристика условий проведения занятия:
Соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий
Соответствие требованиям материально-технических условий
Соответствие требованиям функционально-педагогических условий


Дата проверки ________________________________
Группа _______________________________________
Воспитатель __________________________________
Кто проверял _________________________________

Поведение ребёнка в НОД

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

Другое

Слушает воспитателя внимательно или отвлекается

Выполняет задание рассеяно или сосредоточено

Самостоятелен от начала до конца

Подражает соседу

Работает быстро или медленно

Успевает закончить или оставляет работу незавершённой

Как реагирует на затруднения или неудачи: пытается преодолеть, возобновляет попытки, обращается к воспитателю за помощью

Как оценивает полученный результат: любуется, огорчается, смущается ошибкам, проявляет равнодушие


Дата проверки _______________________________
Ф.И.ребёнка _________________________________
Воспитатель _________________________________

Карточка анализа НОД

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

Другое

Соответствие программного содержания возрасту ребёнка

Наличие нового материала, обеспечивающих некоторые усилия и напряжение мысли.

Выполнение гигиенических требований

Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)

Разнообразие методов и приёмов, их взаимосвязь и обоснованность

Приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются или нет).

Приёмы активизации самостоятельного мышления детей.

Доступность, логичность, эмоциональность и красочность речи воспитателя.

Индивидуальная работа с детьми.

10.

Поведение детей в процессе работы.

11.

Оценка работы воспитателями, детьми.


Дата проверки ______________________________
Группа _____________________________________
Воспитатель ________________________________
Кто проверял ________________________________

Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

Другое

Умение слышать и принимать задание

Умение слушать и слышать объяснение воспитателя

Умение выполнять задания по плану воспитателя или по собственному плану

Реакция на оценку воспитателя по ходу выполнения задания или в конце его

Умение слушать и слышать ответы товарищей

Умение излагать свои мысли понятно для окружающих

Степень осознания ребёнком учебной задачи: что должен был сделать? Чему научился?

Датапроверки_______________________________
Ф.И.ребёнка_________________________________
Воспитатель_________________________________
Кто проверял ________________________________

ОПОРНАЯ СХЕМА ДЛЯ АНАЛИЗА И КОНСТРУИРОВАНИЯ НОД

Образовательные задачи

Содержание

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы

1 этап - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Подготовка детей к работе в НОД

Подготовка детей к работе на НОД:

Обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на занятии;

Психологическая подготовка детей к общению в НОД

Доброжелательный настрой воспитателя и детей,

Кратковременность этапа,

Готовность детей к сотрудничеству,

Формулирование целевых установок.

Собранность воспитателя,

Последовательность в предъявлении требований,

Использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание детей к изучаемой теме,

Спокойная уверенная манера держаться,

Отсутствие многословия.

- «Добрый день. Я рада вас видеть и очень хочу работать с вами»

- «Ладошка к ладошке»

Улыбнемся друг другу и т.д.

2 этап - ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ

Обеспечение мотивации, принятие цели детьми,

Актуализация субъектного опыта детей (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, целостных отношений),

Что дети знают, зачем это нужно ребенку

Сообщение темы НОД;

Показ социальной и практической значимости изучаемого;

Постановка перед детьми проблемы;

Актуализация субъектного опыта детей.

Готовность детей к активной учебно-познавательной деятельности;

Формулировка целей вместе с детьми;

Вариативность приемов сообщения цели;

Понимание детьми социальной и практической значимости изучаемого материала;

Сообщение цели, форм организации деятельности.

Предварительное обдумывание воспитателем формулировки цели, задач, социальной и практической значимости изучаемого для детей;

Умение формулировать цели в действиях детей;

Владение воспитателем многообразием приемов актуализации личностного смысла детей, их социально-личностного отношения к объектам окружающей действительности;

Использование воспитателем многообразия приемов актуализации знаний и способов действий;

Отражение в целях занятия не только знаний и умений, которые должны усвоить дети, но и развитие личностно-смысловой сферы, интеллектуальной, исследовательской, коммуникативной культуры и культуры умственного труда.

    сообщение цели с одновременным сообщением темы НОД;

    сообщение цели в виде проблемного задания;

    сообщение цели в виде эвристического вопроса;

    постановка цели через показ конечных результатов;

    постановка привлекательной цели;

    в начале занятия дается загадка, отгадка которой будет открыта при работе над новым материалом;

    дополнение реальной ситуации фантастикой;

постановка целей с опорой на последовательность изучения материала.

3 этап - ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

1. Обеспечение восприятия и первичного запоминания детьми изучаемого материала:

- существенных признаков, понятий, и т.д.

- правил и построенных на их основе алгоритмов.

2. Содействие усвоению детьми способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению).

3. Создание содержательных и организационных условий усвоения детьми методики воспроизведения изучаемого материала.

Организация внимания детей;

Сообщение основной идеи изучаемого (принципы, правила и др.)

Обеспечение осмысления метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;

Дать знания, которые приводят к определенным выводам (с чего и как начинать, из чего исходить, к чему переходить, как аргументировать выводы).

Максимальное использование самостоятельности детей в добывании знаний и способов действий;

Если воспитатель использовал метод рассказа, объяснения, то показателем выполнения задачи может служить качество (правильность, осознанность) ответов детей на последующих этапах;

При использовании эврических методов показателем эффективности усвоения детьми знаний и способов действий является правильность и осознанность ответов в процессе беседы или выполнения задания.

Полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов;

Включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта детей;

Реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового;

Осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых ребенок является субъектом деятельности;

Создание условий для освоения детьми знаний преимущественно в форме деятельности.

    Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символической формах,

    Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки)

    использование обыденных аналогий как способа включения в содержания субъектного опыта детей

    Рассказ (объяснение) воспитателя

    Развивающее обучение

использование проблемных ситуаций

4 этап - ЭТАП ПЕРВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО

1. Установление правильности и осознанности изученного материала.

2. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений детей

3. Проведение коррекции выявленных пробелов в осмыслении детьми изученного материала.

Проверка воспитателем понимания детьми того, что является сущностью

основного содержания;

Проверка полноты и осознанности усвоения детьми новых знаний и способов действий;

Выявление пробелов первичного осмысления детьми изученного материала;

Ликвидация неясностей осмысления детьми изученного материала.

Правильность и осознанность основного содержания изученного материала большинством;

Устранение пробелов в понимании детьми нового материала.

Постановка вопросов репродуктивного характера и вопросов, требующих мыслительной активности.

Использование заданий на узнавание детьми изученных познавательных объектов;

Подготовка своих примеров по новому материалу;

Ассоциативный ряд.

5 этап - ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ

1. Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы при выполнении заданий;

2. Обеспечение в ходе закрепления повышенного уровня осмысленности изученного материала, глубины его понимания.

Организация деятельности по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;

Организация деятельности детей по отработке изученных знаний и способов действий посредствам их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях.

Умение детьми распознавать и воспроизводить изученные объекты;

Прочность знаний детей

Использование системы заданий, в основе которых лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации);

Использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий детей;

Использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной и мыслительной деятельности;

Обеспечение мер помощи детям.

Вопросно-ответная форма общения;

«Что было бы, если …»

«Придумай свое задание»

6 этап - ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

1. Обеспечить усвоение детьми знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях;

2. Обеспечить формирование у детей умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

Организация деятельности детей по применению знаний в измененных и новых ситуациях

Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний детей;

Самостоятельность ребенка при выполнении задания;

Углубление знаний и способов действий.

Использование системы заданий, предусматривающих самостоятельность детей в их выполнении;

Использование разнообразных методов и форм организации деятельности детей по применению знаний в разнообразных ситуациях;

Использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата;

Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ (работы, решения и т.д.);

Использование открытых задач.

    Вопросно-ответное общение

    Работа в микрогруппах

    Разноуровневые самостоятельные работы

    Дидактические игры

    Задания на самостоятельность построения алгоритма решения простых задач;

Задание по кругу и другие.

7 этап – ЭТАП КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий детей в рамках изученной системы

Организация деятельности детей по коррекции выявленных недостатков

Динамика перехода детей с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний.

Организация деятельности:

- минимального и общего уровня усвоения знаний по выявлению ошибок на основе поставленных вопросов, оценки и коррекции.

Задания с пропусками

Использование специально разделенных на мелкие этапы заданий.

8 этап – ЭТАП РЕФЛЕКСИИ

В старшем дошкольном возрасте: Чему я научился? Если ты будешь сейчас помогать другому, то, как ты это сделаешь? Расскажи, как ты это делал, чтобы он смог сделать так же?

Литература:

    Атемаскина Ю. Проектная деятельность педагога: сущность и технология/ Ю Атемаскина//Детский сад от А до Я. – М., 2008. - № 3. – С.15-17.

    Лагода Т. С., Чуйкова М. Б. Методы анализа педагогической деятельности // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, № 5, С. 55 – 60.

    Лукина Л.И. Мотивация профессиональной деятельности работников ДОУ/Л.И. Лукина//Управление дошкольным образовательным дошкольным учреждением. – М., 2007. - № 6. – С.46-57.

    Мещерякова С. Взаимодействие персонала с детьми: несколько советов экспертам и педагогам // Вестник образования. 1996. № 11. с.75 – 78.

    Пути повышения качества дошкольного образования: сб. науч. тр./ Елец. гос. ун-т им. И. А. Бунина. - Елец, 2005. - 187 c.

    Сафронова Т. И. Педагогический анализ – основа творческой работы.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, № 5, С. 61 -68.

    Шаховская Н. Н. Образовательная среда ДОУ: условия повышения качества дошкольного образования//Управление ДОУ. – 2006. – № 2. – С. 8-17.

    Комарова Т.С. Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 128 с.

    Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. – 64 с.

    Спирин Л.Ф. Основы педагогического анализа. Ярославль, 1995.

    Троян А.Н. Роль педагогического анализа в совершенствовании воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении // Условия оптимизации работы в дошкольном образовательном учреждении/ Под ред.Т. С. Комаровой. М., 1985. С. 43 – 49.

    М.И.Махмутов Современный урок М., «Педагогика» 1985.

    Талызина Н.Ф. Общий анализ учебного процесса.//Методика составления обучающих программ.- М.,1980, с.3-16