Проблемы в школе у ребенка. Проблемы ребенка в школе У ребенка проблемы в школе что делать

Как узнать, что проблемы существуют?

На первый взгляд, это может показаться несложным – ребенок придет домой и сам пожалуется на несправедливость. Однако это не всегда так. Дети часто стараются скрыть от родителей школьные конфликты. И у них для этого есть причины. Во-первых, дети боятся обвинений в несостоятельности. Во-вторых, они не хотят огорчать родителей – например, тем, что «не справились».

Поэтому родителям важно почувствовать те немые сигналы бедствия, которые подает сын или дочь. Первый и самый верный признак того, что что-то происходит – резкая смена поведения. Ребенок вдруг отказывается говорить на школьные темы, стал замкнут и мало улыбается. Если школьник вдруг ни с того ни с сего заболевает, это может свидетельствовать о более серьезных проблемах. Когда уровень стресса становится слишком высоким, детский организм сдает и как верный слуга старается избавить ребенка от лишних визитов в школу.

Причины конфликтных ситуаций

1. Специфика работы учителя.

В психологии это называют профессиональной деформацией личности. Влияние профессии на характер, стиль мышления и эмоциональные реакции испытывают и врачи, и полицейские, и другие специалисты. Педагоги особенно часто подвержены этому влиянию. Дело в том, что учитель – профессия статусная и общественно уважаемая. К сожалению, это практически не отражается на зарплате. Но, тем не менее, мы постоянно слышим об «учительском призвании», о «сеянии разумного, доброго, вечного». Педагог знает, что делает важное и полезное дело, он гордится статусом и не желает спускаться с пьедестала.

Кроме того, школьная система устроена таким образом, что учитель вынужден ежедневно оценивать учащихся. И для этого существует целый арсенал средств, оказывающих влияние на детей и родителей. Отметки, записи в дневнике, публичная оценка в классе, вызовы родителей в школу – все это универсальные инструменты манипулирования. При этом у ребенка нет особого выбора – школьник обязан посещать уроки, даже если конкретный учитель ему не нравится.

2. Семейное воспитание.

Другая область причин школьных конфликтов связана с семьей. Если дома ребенок воспитывался в доверии и раскрепощенной атмосфере, проблемы возникнут почти наверняка. Такому ребенку нетрудно открыто высказывать свое мнение, ему неинтересно механическое повторение материала и тяжело заниматься рутинной работой. Он не видит смысла «делать, как все». Поэтому в школьной системе, привыкшей причесывать всех под одну гребенку, такую семью будут ждать столкновения. Педагоги часто воспринимают такого ребенка как недостаточно воспитанного, а в его свободомыслии видят неуважение и угрозу для собственного авторитета.

3. Требования школы.

В самом начале обучения в школе нередки проблемы, возникающие в результате требований педагога к внешнему виду, к правилам ведения тетрадей и дневника. Приучение к принятому в учебном заведении порядку – процесс непростой. К моменту поступления в школу большая часть детей еще не готова следовать школьным стандартам аккуратности. Однако такие проблемы редко длятся долго и младшим возрастом, как правило, и исчерпываются.

Ситуация. Учитель не любит моего ребенка.

Причина. Глубинная причина подобных проблем лежит, как правило, не в учителе, а в семье. В норме ребенок не должен очень волноваться и требовать от педагога особого отношения к себе. Если ребенок жалуется на «нелюбовь» и сравнивает отношение учителя к себе и к одноклассникам, он переживает неудовлетворение от того, что его, как ему кажется, недооценили.

Совет. Родителям нужно дать почувствовать ребенку, что он любим близкими людьми и защищен в семейных отношениях. Школьнику нужно обеспечить недостающее чувство уверенности в своих силах и помочь повысить самооценку. Возможно, имеет смысл перевернуть конфликтную ситуацию. Поговорите с ребенком, а может ли он сам больше любить учителя? Может быть, стать внимательнее и стараться выполнять его требования к внешнему виду, оформлению работ и чистоте тетрадей?

4. Особенности ребенка.

Другая группа школьных конфликтов гораздо более устойчива. Постоянные проблемы с учителями бывают у детей с гипер- и гиподинамическим синдромом, дисграфией, нарушением концентрации внимания и другими особенностями, при которых нет противопоказаний для получения образования в обычных классах. Такие излишне подвижные или наоборот, излишне неторопливые дети мешают учителю. Ученик отвлекает других детей или отвлекается сам, не успевает за другими, медленно соображает. И учитель старается от него тем или иным способом избавиться.

Ситуация. Ребенок с избыточным весом испытывает эмоциональный срыв (почти перестал общаться в семье, не хочет ходить в школу) после оскорблений учителя физкультуры.

Причина. Чувство унижения, особенно в подростковом возрасте, возрастает в несколько раз, если фразу, которую ребенок считает для себя оскорбительной, взрослые произнесли в присутствии его ровесников. Скорее всего, конфликт возник не из-за одной конкретной ситуации, а стал результатом копившихся проблем.

Совет. Ребенка нужно научить воспринимать вещи под другим углом зрения, помочь повысить его самооценку. Кроме того, у ребенка должно быть достаточно надежных друзей в классе, которые могли бы его поддержать.

Ошибки родителей

1. Беспечность.

Проблемная ситуация между педагогом и ребенком может возникнуть на любом этапе школьной жизни – в начальной, средней или старшей школе. Напряженные отношения с учителем сильно травмируют ребенка, поэтому не стоит считать, что он справится самостоятельно. Дети еще не окрепли психологически настолько, чтобы в одиночестве выдержать такую интенсивную нагрузку. А сильный стресс в юном возрасте приводит к непредсказуемой реакции – от апатии к учебе до хронических болезней. Да, жизнь – отличный учитель. Однако у ребенка еще будет масса возможностей в этом убедиться. Сейчас же ему нужно просто помочь.

2. Излишние ожидания от учителя.

Многие педагоги придерживаются мнения, что их основная профессиональная задача – учить, а не воспитывать и любить. Такого учителя интересуют результаты обучения и возможность перейти к следующему разделу программы. Так что индивидуальную работу с учениками педагоги могут воспринимать как исключение и дополнительные обязательства, заявляя, что в их функциональные обязанности не входит любовь к каждому ученику класса.

Ребенок, проведший дошкольное детство в любящей семье, может удивляться тому, что его в школе не любят. Для детского мышления это нормально. Однако взрослые понимают, что у любого педагога, даже самого опытного, наступает предел, когда количество гиперактивных и «тормозов» во время урока переходит определенную грань. Кто-то может выдержать одного-двух детей, выбивающихся из общего уровня класса, кто-то – трех-четырех, но больше – вряд ли.

Ситуация. Учитель кричит на детей в классе.

Причина. Их может быть, но все они чаще всего происходят из-за того, что педагог устал, а дети не слушаются.

Совет. Поговорите с другими родителями – не жалуются ли их дети на подобную проблему. Если вы получаете подтверждение, что учитель грубо и на повышенных тонах разговаривает с детьми, то отправляйтесь в школу и поговорите с ним. Многие педагоги корректируют свое поведение, когда понимают, что родители в курсе всего происходящего на уроках. Для детей постарше эта ситуация может послужить в качестве учебного пособия – как выстраивать отношения с другими людьми, в том числе с теми, кто старше. Подросткам можно рассказать о приемах более спокойного отношения к холерикам и истеричным людям. Такие умения пригодятся во взрослой жизни.

Как решать проблемы в школе

Шаг 1. Дать ребенку чувство защищенности. Для начала обязательно всеми возможными способами поддержите и успокойте ребенка. Даже если вы подозреваете, что, возможно, не прав именно он. Досконально разобраться в ситуации у родителя еще будет время. А пока необходимо снять первый, самый болезненный приступ детского стресса.

Шаг 2. Добиться единства требований в семье. Договоритесь между всеми взрослыми в семье, что и родители, и бабушки-дедушки будут решать возникшую проблему сообща. Единство требований – половина успеха. И если у кого-то появляются собственные амбиции («а мне еще на сентябрьской линейке не понравился этот завуч»), их лучше усмирить для достижения блага во имя интересов ребенка.

Шаг 3. Поговорить с учителем. Даже если вы изначально настроены категорично, нужно пойти в школу и разобраться. Не стоит идти к директору без общения с конкретным педагогом. «Через голову» проблема не решается, а лишь усугубляется.

По пути в школу подумайте, что для вас поход к педагогу – попытка военных действий или предотвращение этой войны? Если второе, то идите с максимальным настроем на позитивный диалог. Задавайте учителю больше вопросов о ребенке, расспрашивайте его обо всех нюансах. Скорее всего, чужое мнение о характере, привычках и манере поведения ребенка вам не понравится. Но попробуйте проанализировать честно высказанную учителем позицию. Возможно, для этого придется психологически отстраниться, как будто речь идет о соседском ребенке, например. Попросите у учителя совета, как вам поступить. Спросите, чем, на его взгляд, могут помочь ребенку в семье.

Шаг 4. Последовать совету учителя. Если советы педагога покажутся вам справедливыми и ценными – делайте. А через 2-3 недели снова зайдите в школу. Спросите педагога, если ли позитивные сдвиги, расскажите, что сделали. И вновь попросите совета.

В чем логика такого поведения? Когда учитель видит, что родители готовы стать его союзниками, это подталкивает педагога к изменению отношения к ученику. Он инстинктивно начинает уделять ребенку больше внимания. Терпеливее ждет ответа от медлительного, чаще поощряет гиперактивного. Ребенок такое отношение педагога сразу считывает и начинает стараться все больше. Как результат - механизм «разоружения» запущен. А отсюда шаг до школьных успехов.

Шаг 5. Сходить к директору школы. Если на уровне педагога проблемы все-таки не решить, сходите на разговор к директору или заместителю директора по начальной (средней) школе. Возможно, ребенка удастся перевести в другой класс. Впрочем, надо быть готовыми к тому, что в условиях одной школы за ребенком и его семьей закрепится слава конфликтных и неуживчивых. А ей всегда сопутствует предвзятое отношение.

Шаг 6. Сменить школу. Переводить ребенка в другую школу – болезненно. Но иногда – просто необходимо. Учителя, которые готовы будут принять вашу семью такой, какая она есть, и помочь ребенку получить образование без травмирующих стрессовых ситуаций – есть. И помните, что школа рано или поздно закончится. А по жизни вы и ваш ребенок должны идти единомышленниками, прощать, любить, поддерживать друг друга и помогать в разрешении возникающих проблем.

Почти все родители рано или поздно сталкиваются с тем, что у их ребёнка появляются . Безусловно, это связано с индивидуальными особенностями каждого ученика, но огромную роль в этом играет и родительское воспитание. По статистике, в начальной школе намного меньше учеников, отстающих в обучении, чем в средней и старшей.

Связано это с тем, что, во-первых, учебный материал в 1-4 классах относительно простой для усвоения, во-вторых, в таком возрасте ведущая деятельность детей – именно обучение. В это время формируются основные качества школьников, развиваются определённые психические процессы.

Именно в младшем школьном возрасте учебная деятельность школьников характеризуется высоким уровнем результативности, т.к. ученики осознают свой долг перед обществом – а именно перед учителями и родителями, которые ставят перед ними определённые требования – выполнять те или иные задания, в общем – учиться.

Основной стимул к обучению для учеников в таком возрасте – хорошие оценки и поощрения со стороны родителей и учителей. То, что знания им пригодятся на протяжении всей жизни, ученики полностью осознают лишь в подростковом и старшем школьном возрасте.

Но, несмотря на столь высокий процент успевающих учеников в 1-4 классах, в каждом классе встречаются и неуспевающие. Причины их неуспеваемости могут быть самыми разнообразными – лень, проблемы в семье, нехватка времени (например, если ученик посещает много разнообразных кружков и секций, внешкольных учреждений), плохое влияние учителей.

Именно труд учителя и родительское воспитание в большей мере влияют на успехи ребёнка в школе. Не зря говорят, что учитель – «инженер человеческих душ». Именно он вносит максимальный вклад в умственное, моральное и эстетическое воспитание ребёнка.

Он должен заботиться о том, чтобы в ученика было достаточно мотивов учиться, ведь это его работа. Учитель должен организовывать свои уроки таким образом, чтобы каждый ученик, не отрываясь, слушал его и с нетерпением ждал следующего урока. Отличный инструмент для этого – периодическое проведение нестандартных уроков (уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-фантазии, конкурсы и различные соревнования).

Например, если предупредить за несколько дней учеников о том, что вскоре по определённому предмету состоится конкурс или соревнование – они подготовятся к этому намного лучше, чем к обычному уроку, ведь в этом случае имеет место такое понятие, как конкуренция – она всегда способствует прогрессу. Почти каждый ученик захочет победить в конкурсе, поэтому приложит немало усилий для подготовки.

А если после такого конкурса провести контрольную работу, то её результаты, несомненно, порадуют любого учителя – уровень усвоенных знаний учеников будет достаточно высоким. Поэтому, следует сделать вывод, что использование таких приёмов учителем даст гораздо лучший результат, чем проведение обычных скучных уроков.

Что касается родителей, то им нужно обращать внимание на то, чтобы их ребёнок своевременно и добросовестно выполнял домашние задания. Следует регулировать время, которое он проводит за компьютером, телевизором, с друзьями, ведь именно это часто становится причиной неуспеваемости и потери трудолюбия.

Компьютерные игры – особенно влиятельный фактор. Хорошо, если ученик и в школе справляется со своими обязанностями, и успевает хорошо отдохнуть. Но если он много времени тратит на досуг, а в учёбе появляются проблемы – родителям следует принимать меры.

Нужно установить определённый порядок: за компьютер сядешь лишь тогда, когда выполнишь все домашние задания. Или же, час смотришь телевизор – а потом выполняешь домашние задания.

Понятное дело, что сразу приучить ребёнка к такому порядку не получится – он будет возмущаться, обижаться и демонстративно отказываться выполнять домашние задания. Поэтому надо вводить такой порядок постепенно.

Следует заранее предупреждать ребёнка о том, что, если он получит плохую оценку в школе – два дня не сможет сесть за компьютер или выйти на улицу к друзьям. Постепенно делать такой порядок более строгим. Ребёнок со временем привыкнет к этому и будет знать, что за плохие оценки и невыполнение домашних заданий его будет ждать наказание. Но должна быть и обратная сторона медали – поощрения.

Нужно стимулировать ребёнка к учёбе тем, что, например, если он за месяц не получит ни одной тройки, то родители купят ему велосипед.

Это для некоторых родителей может показаться ненормальным – таким образом стимулировать учеников к обучению, ведь каждый человек с молодости должен развивать в себе трудолюбие и чувство долга. Но это вполне нормально – ведь в таком возрасте дети ещё не способны заниматься самовоспитанием так, как следует, поэтому для как говорится, «все средства хороши».

Как сформировать у ребенка правильное восприятие процесса обучения? Помогать ли и как готовить домашние задания? Как проблемы с уроками могут повредить отношениям между ребенком и родителями? Все эти вопросы очень часто на консультациях слышит .

От несделанных уроков к конфликтам в семье

Приготовление домашних заданий

Базовая практика во времена нашего взросления была одна: «Ты сам сделаешь уроки, а если у тебя будут сложности – ты меня попросишь, и я тебе помогу». Сейчас вся система обучения в начальной школе рассчитана на то, что родители должны делать уроки вместе с ребенком.

И тут существует определенная дилемма: как сделать так, чтобы ребенок успешно осваивал школьную программу, при том, что:

  • Очень сильно изменились программы – даже по русскому, математике и чтению.
  • Очень сильно изменился исходный уровень знаний детей-первоклассников – многие школы ждут детей, уже умеющих читать.
  • Преподавание иностранного языка начинается с 1-2 класса, программы рассчитаны на то, что осваивать их ребенку будет помогать взрослый, но большинство из нас начинали изучение языка с 4-5 класса.
  • В России резко увеличилось количество неработающих мам, которые готовы все свое время посвятить ребенку, который стал школьником, в результате чего снизился уровень самостоятельности детей. Никто не ходит с ключом на шее и не разогревает сам себе обед.

На мой взгляд, эти изменения:

  • неудобны для родителей, так как делают их напрямую ответственными за успешность детей в обучении.
  • В долгосрочной перспективе очень неблагоприятно влияют на отношения между детьми и родителями.
  • Уменьшение самостоятельности в учебе в начальной школе замедляет волевое созревание детей, снижает мотивацию к обучению вплоть до полного нежелания учиться и невозможности это делать самостоятельно – без родительских понуканий и сидения мамы рядом.

Сейчас на первых родительских собраниях в первом классе учителя напрямую предупреждают родителей, что теперь им придется учиться вместе с детьми .

Учителя, по умолчанию, предполагают, что вы всю начальную школу будете отвечать за качество и количество приготовления домашних заданий. Если раньше задача учителя была – научить, то сейчас задача учителя – дать задание, а задача родителей (предположительно) – эти задания выполнить.

По иностранному языку программы вообще составлены так, что ребенок их в принципе не может сделать без взрослого. Грубо: «Не понял – сам дурак. Я объясняю материал, а если ребенок не понял – то либо идите на дополнительные занятия, либо объяснят родители». К такой ситуации нужно быть готовыми .

Значит, родители должны сесть и делать уроки с первоклассником, второклассником, третьеклассником, четвероклассником. Но сейчас созревание наступает довольно рано, и уже в 9-10 лет можно наблюдать всю симптоматику подросткового возраста. К 5-6 классу эта возможность – сидеть и делать уроки вместе с ребенком – у вас пропадет. Эта ситуация станет невозможной, а за четыре года ребенок привыкнет, что за уроки отвечает мама, и сам он эту ответственность взять не может и не умеет .

Вы можете ценой потери отношений продолжать его заставлять лет до 14-15, пока сил хватит. Конфликт будет отложен на несколько лет, а ребенок будет по-прежнему не в состоянии отвечать за свои задания. В 14-15 лет протест будет уже очень яркий – и с разрывом отношений.

Есть такие показатели, что дети, которые были чуть ли не отличниками в начальной школе, потому что за них все делали мама и папа, в средней школе резко снижают учебу, потому что помощь принимать уже не готовы, а умения и навыков учиться – нет.

Эта система, навязываемая многими педагогами начальной школы, – чтобы ребенок все делал дома идеально, то есть с помощью родителей.

Если ребенок отстает, то педагог может предъявить родителям претензию: недосматриваете! Только старые опытные педагоги придерживаются классической системы – чтобы ребенок все делал сам, пусть и с ошибками, и сами готовы научить и исправить.

«Как у нас дела?»

Формирование правильного учебного стереотипа

Нужно понять, с каким педагогом вам предстоит иметь дело, какая у него позиция. И, в зависимости от жесткости этой позиции, гнуть линию самостоятельности.

Самое важное, чему можно научить ребенка в начальной школе, – это ответственности, умению работать и возможности воспринимать задание, как свое .

Сначала, если вы движетесь в русле формирования самостоятельности учебной, у вас показатели успеваемости будут ниже. Особенно остро формируется несамостоятельность у единственных в семье детей, и здесь нужно быть особенно внимательными.

Ребенок пишет свои первые крючки – и сразу подвергается давлению родителей: «Не туда повел ручку! Ты над нами издеваешься! Ты будешь дворником!». Уровень мотивации у ребенка низкий – уровень мотивации у родителей зашкаливает.

А в школе педагог говорит: «Почему у ребенка не выходит соединение букв?». Не вы приходите к учителю, а он вас заставляет учиться вместе с ребенком. Объяснив материал в школе, он предполагает, что вы регулярно будете заниматься и советоваться, что и как делать. И формируется устойчивая лексическая связка «Как у нас дела?», говорящая о продолжающемся симбиозе матери и ребенка. Потом, классе в 9, ребенок говорит: «А я не знаю, кем я хочу быть», – у него не сложилось ощущение себя в учебе.

Если ребенка все время страховать, он вообще не научится делать что-либо самостоятельно, он знает, что «мама что-нибудь придумает», что в любой ситуации родители найдут выход.

Но у родителей часто существует страх: «Не выльется ли приучение к самостоятельности в конфронтацию ребенка с учителем, с системой?»

Сначала могут быть отставания, но потом ребенок достигает успехов. Идет первоначальная потеря, но нет этой потери в 4-5 классе. Если в этом периоде успеваемость искусственных отличников резко падает, то успеваемость таких детей резко возрастает.

Есть дети, которым все-таки нужно помогать . Это дети хронически рассеянные, ребенок «не здесь», в своих мыслях (хотя и в рамках нормы).

Таким детям нужно помогать чуть больше. Если у ребенка в принципе есть способности к самоорганизации, их нужно включить. Вопрос с уроками очень простой: либо он возьмет за них ответственность, либо не возьмет.

Картина складывается довольно рано, еще с «подготовки». Лучше создать условия для возникновения самостоятельности, и нужно формировать правильный учебный стереотип, связанный с уроками.

Школьные персонажи

Если педагогов много

Ребенку проще привыкнуть к одному педагогу, который ведет несколько предметов. Если преподаватели разные, нужно помочь ребенку сориентироваться, “как зовут какую тетю”. Тети разные, у них есть отчества, а первоклашки с отчеством разбираются с трудом – его сложно запомнить, нелегко произнести.

Тут может быть нужен своего рода домашний тренинг: вырезаем фигурку тети такой-то – она ведет математику, зовут ее так-то.

Стоит также помочь ребенку выучить имена и фамилии одноклассников. Пока ребенок не знает, как зовут одноклассников и педагогов, он чувствует себя некомфортно.

Ориентируясь на способности ребенка, помочь запомнить “школьных персонажей” – детей и взрослых, – это важная родительская задача.

Ежедневные заботы

Школьнику нужно помочь организовать процесс обучения

Если у вас в семье существуют детские домашние обязанности, если у вас есть хотя бы какое-то подобие режима или ритма жизни, есть какая-то ежедневная цепочка событий, которая повторяется (примерно в одно время встаем, в одно время ложимся) – ребенку будет проще привыкнуть к школьному ритму.

Домашние обязанности приучают брать на себя ежедневную ответственность. И тут очень хороши цветы и домашние животные, вынос мусора – то, что необходимо делать регулярно. Цветы видимым образом засыхают, коты мяукают и просят пить, а мусорным ведром нельзя пользоваться. Взрослым надо не “спасать” ребенка и не выполнять обязанности вместо него.

К моменту попадания в школу у ребенка должны быть регулярные обязанности, то, что он делает ежедневно: чистит зубы, заправляет кровать, складывает одежду. На этом фоне к домашним обязанностям прибавляются другие ежедневные обязанности – школьные.

Школьнику полезно :

1. Самому уметь собрать вещи для занятий в секциях и сложить портфель . Это нужно начинать делать за год до школы – минимум. У мальчиков это в целом получается хуже, чем у девочек.

Сначала ребенок будет делать это с вашей помощью, с подсказкой последовательности. Пока ребенок не читает, можно повесить на стенку нарисованный список того, что должно быть в портфеле. Если ребенок забыл что-то, не нужно обязательно его поправлять: пусть он один раз окажется с недостающим предметом, зато сможет это запомнить.

2. Если вы знаете, что ребенок будет все равно забывать что-то дома, можно с ним проверять портфель. «Давай проверим, все ли ты собрал. Покажи мне, все ли есть в портфеле».

3. Знать, где лежит одежда и обувь для школы. Он должен оценить, чистая это одежда или грязная, грязную убрать в грязное белье. Тут тоже формируется ответственность: нет ничего сложного, посмотреть свою одежду на предмет пятен.

4. «Детский тайм-менеджмент»: не только собрать портфель, но еще собраться вовремя на занятия. Это базовый навык, без которого начало обучения в школе очень сложно. Формировать этот навык, который станет ступенечкой к следующему, также нужно не в 1 классе, а за год перед ним, когда занятия довольно расслабленные и не с самого утра.

5. Знать, в какие дни происходит какая подготовка. Для этого хорошо пользоваться календарями. Можно под днями написать, какие именно в этот день занятия, раскрасив их разными цветами, чтобы ребенок знал, что именно нужно собрать.

Если вы не успели дать своему ребенку все эти навыки до школы, делайте то же самое в 1 классе .

Как делать уроки

Школьный

Для того чтобы делать уроки, должно быть определенное время . Нужно дневное расписание: встаем, умываемся, одеваемся – канва дня, и выделенное время – делаем домашнее задание. Ребенку проще, когда все ритмично . Возникает динамический стереотип (по Павлову) – система реакции на время: ребенок заранее готовится перейти к следующему действию.

Такая система проще примерно для 85% детей, которые относятся к категории «ритмичных». Есть 15% безритмовых, с хаотическим временным устроением. Их видно с младенчества, они такими остаются и к школе.

После школы должен быть час покоя (это правило следует соблюдать), а дальше может наступать время уроков.

Ребенку можно показать расписание папы, мамы в еженедельнике , ежедневнике, и потом написать его расписание , объясняя, что такое у людей бывает, и это – атрибут взрослости. Все, что атрибут взрослости, – все предпочтительно.

Одна из болезней современности – уроки, растянутые на непомерное количество времени. Это значит, что люди не сделали простых действий, помогающих и ребенку и себе.

1.Надо знать, что ребенок не чувствует времени. 6-7 летний ребенок время так, как взрослые, не чувствует, он не знает, сколько прошло.

2.Чем дольше ребенок сидит за уроками, тем ниже у него КПД.

Норма делания уроков для первоклассника:

40 минут – 1 час.

2 класс – 1 час – 1,5 часа

3-4 класс – 1,5 – 2 часа (не 5 часов)

к 5-6 классу эта норма переходит к 2-3 часам,

но больше 3,5 часов не должно быть потрачено на уроки.

Если ребенок делает уроки дольше, то его не научили работать, либо он – хронический «тормоз», а их особенно хорошо нужно учить работать. Ребенок не чувствует время, и родители должны помочь ему время почувствовать.

Адекватный период делания уроков для первоклассника – 20-25 минут, для подготовишки еще меньше – минут 15, для детей истощаемых – может быть еще меньше.

Но если вы ребенка усаживаете на время большее, чем нужно, вы просто теряете время – и свое, и его. С уроками можно не помогать, но вот с «тайм-менеджментом» все-таки стоит.

Для того чтобы почувствовать время, есть разные способы помощи ребенку . Например, разного рода таймеры:

– могут быть песочные часы (не подходят для мечтателей – мечтатели будут смотреть, как сыпется песок);

– могут быть электронные устройства, которые будут пищать через определенное время;

– спортивные часы, в которых имеется секундомер, таймер, запрограммированные сигналы;

– кухонные таймеры;

– записанный на телефон звук школьного звонка.

При подготовке домашнего задания нужно составить план его выполнения . Обычно начинают с того урока, который дается довольно легко. Сначала делаются письменные задания, а потом устные. Начинаете с того, что полегче; ребенок вырабатывается – перерыв.

Чтобы ребенок активно работал, нужна смена видов деятельности, переменка: прибежал на кухню, выжал с вами сок и его выпил; намазал себе бутерброд; пять раз обежал вокруг стола; сделал несколько упражнений, – переключился.

Но рабочее место ребенка – не на кухне. У него должно быть определенное место, а на кухню можно прийти на «переменке». Нужно учить школьника содержать рабочее место в порядке. Хорошая экология учебного места – очень важное дело. Должно оставаться место для игрушек, место для сна, а для занятий место можно организовать даже с 4 лет.

Вы заранее договариваетесь, что если ребенок сделает уроки за отведенный час, то вы потом успеете много всего: почитаете книжку, поиграете в настольную игру, порисуете, что-то смастерите, посмотрите любимый фильм, погуляете, – все, что вам нравится. Ребенку должно быть интересно и выгодно сделать уроки за это время.

Время делания уроков – предпочтительнее, пока не стемнело . После школы, отдыха. Не оставлять уроки на после кружков, пока вы не сформируете навык. Чтобы успевать на дополнительные занятия (бассейн, танцы), нужно научиться делать уроки быстро и качественно. Если вы так сделаете, то не будет растягивания на весь остаток дня.

Если вечер безграничен, и уроки можно делать до отбоя, то возникает ситуация «ослика»: он встал, уперся, ничего хорошего не ждет, не ругают сильно – можно и не делать. Обычно дети соображают, что можно не весь день потратить на эту скучную миссию, а есть еще что-то в жизни. Важно, чтобы жизнь не кончалась походом в школу: первая часть дня – занятия, а вторая – уроки до ночи, и ребенок привык, что это все размазано, как манная каша по тарелке, и ничего другого придумать не может. Обычно временные границы и хорошие последствия работают великолепно.

Финальные последствия необходимо менять периодически: настольные игры заменить слушанием сказки или еще чем-то приятным. В графике дня идут сначала уроки, а потом – свободное время, т.е. начинается своя жизнь, и ее с уроками смешивать не надо.

Уроки с энтузиазмом?

Что же такое – домашнее задание? Продолжение того, что было в школе или отдельное дело дома?

Психологически – это тренировка навыка: в классе объяснили, а дома сами отработали. Если нет сильной неуспешности, то лучше отнестись к этому как к чему-то, после чего начинается жизнь. Ждать энтузиазма от ребенка не нужно (хотя есть отдельные дети – потенциальные отличники). Надо научить относиться к урокам, как к промежуточному этапу, даже весело – потрудился, а потом будет радость. Если не сформировался другой стереотип (уроки до самого поздна со слезами и руганью), то этого бывает достаточно.

Задания дублировать нельзя (добавлять сверх заданного) – они должны быть маленькие, чтобы сохранялось желание учиться, чтобы ребенок не перетрудился. Все «пере-» гораздо более опасные, чем «недо-».

Обычно ребенок в состоянии удержать себя за столом 15-20 минут, и возникает навык делать уроки в темпе. Если ребенок не успевает за отведенное время, а мама сидит над ним, ловит и заставляет продолжать, то школьник получает негативный опыт. Наша задача не помучить ребенка, а дать ему понять, что он что-то упустил.

Если ребенок до школы сталкивался с ограничениями времени – на каких-то занятиях, сам собирался или занимался какой-то конкретной деятельностью в четко отведенных временных рамках, то у него уже сформирован некоторый навык.

Впервые сталкиваться в 1 классе с этими сложными временными навыками может быть большой проблемой. Начинать лучше с «подготовки», а еще лучше лет с 5 – 5,5.

Если задания в школе не задают, то нужно все равно предложить ребенку сделать какой-то объем заданий за определенное время самостоятельно.

Самим родителям тоже не нужно проявлять излишнего энтузиазма и сидеть над душой. Мы все очень переживаем за успехи нашего ребенка, и реакция на ошибки может быть неспокойной – а отношения портятся.

Нужно настроиться, что не все будет идеально, что будут ошибки, но постепенно их будет меньше.

Обнадеживает отсутствие оценок в . Пока формируются навыки делания домашнего задания, ребенок сам подтягивается, во 2 классе включается, а система оценок сразу расставляет все по местам. Надо давать ошибаться. Перфектные ожидания, что сразу все будет на «отлично», нужно сдерживать.

При этом нужно очень хвалить , когда ребенок взял на себя самостоятельность, хвалить за то, что он делал сам, старался. Хвалите не результат, а старание. От любого родителя строгость к школьным успехам воспринимается как удар по самолюбию. В средней школе ребенок понимает уже, что если родитель ругает, то он хочет добра. Младший школьник воспринимает критику, как удар: «Я стараюсь, а ты тут что-то говоришь против…». Ориентируйте на старание.

Хорошо, если учитель тоже склонен оценивать старание, а не успех. Но, к сожалению, многие учителя считают, что порицание – это лучший способ продвинуть человека к большим успехам.

Особые ситуации

1. Особая сложность, если у ребенка в 1 классе сразу начинается английский .

Если вы выбрали такую школу, то лучше начинать английский за год до школы. Это очень большая нагрузка – осваивается сразу две письменности и две грамматики одновременно. С приготовлением домашнего задания по английскому языку помогать нужно обязательно . Желательно, чтобы был репетитор, педагог. Если родителю хочется самому обучать ребенка, то надо стараться сохранять благодушное настроение, не сердиться, и если это не в ущерб семье в целом. Но лучше учителя собой не подменять.

2. Если в школе задают много, и ребенку непонятно, что делать? Помогать ли ему?

Желательно избегать такой ситуации. С ребенком уроки лучше не делать, но все-таки за происходящим следить: «Расскажи, что было в школе, что вы учили? Как ты решаешь задачи?». Такая ситуация возможна, если вы пошли в школу более сильную, чем вам показано. Обычно нормальный ребенок без особенностей в школе своего уровня все понимает, хотя может прослушать, заболтаться. Пользуйтесь помощью учительницы, прибегайте к дополнительным занятиям в школе. Настраивайте ребенка на то, что знания дает учитель, и, что не понял, нужно спросить у него. В ситуации непонимания нужно разбираться конкретно: говорить с ребенком, с учителем. Обычно, после дошкольной подготовки ребенок уже сформировал умение слышать и воспринимать в коллективе.

3. В 1 классе ребенок еще плохо умеет прочитать задание .

Определитесь, что сначала задание все равно читает он, потом читаете вы. Во 2 классе так не будет. В 1 классе объясните, что пока задание записываете вы, потому что он плохо умеет писать, а позже этого делать не будете. Ставьте временные ограничения, сколько будет длиться эта ситуация.

4. Ребенок много ошибается, делая уроки, а учителя требуют отличных чистовиков.

Проверка домашнего задания пока необходима, но если сдавать идеально выполненные вами задания, учителя не поймут, что ребенок в чем-то недотягивает.

Ваша позиция зависит от вменяемости учителя. Если учитель вменяем, то вы можете объяснить ему, что вы за самостоятельность, за возможность ошибаться. Этот вопрос можно поставить прямо на родительском собрании.

Если при проверке вы видите, что все сделано не так, то в следующий раз делайте карандашом, находите самую красивую букву и на нее ориентируйтесь. Задачи пусть ребенок делает сам на черновике и приносит вам проверить, если хочет. Если отказывается, тогда это будет его ошибка. Насколько может делать сам, пусть делает, пускай ошибается.

Если можно и учителю принести с ошибкой – радуйтесь. Но против системы образования не попрешь. Если наблюдается по всем предметам неуспешность, то лучше нанимать педагога, чем портить с учителем отношения.

Роль мамы – поддержка, забота, принятие. Роль учителя – контроль, строгость, взыскание. От мамы все учительские качества ребенок воспринимает, как оскорбительные, особенно в первых двух классах, пока позиция школьника формируется. Он не воспринимает исправление как исправление, а думает, что вы его ругаете.

Начальная школа – учимся учиться

Три фактора успешности в начальной школе

Главная задача ребенка в начальной школе – научиться учиться. Ему необходимо понять, что это его работа, за которую он отвечает.

Хороший первый педагог – выигрышный лотерейный билет. Авторитет первого учителя – очень важный момент. На каком-то этапе учительский авторитет его может быть выше родительского. Он (авторитет) очень сильно помогает ребенку в учебе. Если учитель делает что-то негативное: заводит любимчиков, груб, несправедлив, родителям надо поговорить с ребенком, объяснить так, чтобы школьник не потерял уважения к учителю.

Ключ к воспитанию ребенка – ваши личные воспоминания . Когда ваш ребенок приблизился к школе, надо оживить ваши воспоминания. Они, наверняка, у всех есть, с 5,5-6 лет они у всех хранятся. Полезно поспрашивать своих родителей, отыскать свои тетрадки.

Отправляя ребенка в школу, нужно обязательно сказать ему: «Если в школе с тобой или с кем-то произойдет что-то яркое, интересное необычное, расскажи мне обязательно – мне это очень интересно». Как пример, можно рассказать ему истории из семейного архива – истории бабушек, дедушек, родителей.

Негативные опыты и воспоминания можно и попридержать, не проецировать их на ребенка. Но идеализировать школу тоже не надо, если не запугивать, а объяснять, то можно с пользой делиться своим негативным опытом.

Крайне важны отношения с одноклассниками . Сейчас дети часто учатся далеко от школы, и их после уроков сразу разбирают и увозят. Контакты не заводятся. Родителям нужно завязывать контакты с детьми из класса, гулять вместе, приглашать домой.

Ну что ж, с наступающим Днем Знаний и в добрый путь!

Иногда школу приходится менять по объективным обстоятельствам: например, ребенок собирается более углубленно изучать какие-то предметы. Или вы переехали в другой район.

Но бывает, что сменить школу вы вынуждены не по своей воле, а из-за конфликтов с учителями или одноклассниками. И здесь очень важно понять: действительно ли смена школы - единственный выход? Или проблему можно решить другим путем?

Конфликт с учителем

В седьмом классе у сына сменилась учительница математики, и неожиданно из хорошиста он по этому предмету превратился в двоечника. Учитывая, что мальчик мечтал об инженерных специальностях, такое превращение казалось катастрофой. Учительница была твердо уверена, что, невзирая на успехи в физике, у него отсутствуют математические способности. Хотя репетиторы, протестировав семиклассника, не нашли у него пробелов ни в алгебре, ни в геометрии. А один из них прямо сказал: у вас проблема не с математикой, а с математичкой.

Промучившись года два, мы приняли решение - сменить школу. Многие меня осуждали, считая, что надо учиться преодолевать конфликты, а не бежать от них. Но положа руку на сердце: всегда ли мы готовы развязать войну? Бывают ситуации, когда проще и правильнее просто выйти из конфликта. Так мы поступили и со школой.

Этот переход оправдал себя полностью. И не только потому, что у сына сегодня твердая четверка по математике, иногда «грозящая» перейти даже в пятерку (и это в лицее с математическим уклоном!). Главное - что сын снова верит в себя, хотя эту уверенность предыдущая учительница сильно поколебала.

Если вы видите, что учитель явно недооценивает вашего ребенка, для начала лучше поговорить с ним и прояснить спорные моменты. Конечно, может оказаться, что это вы переоцениваете способности своего чада. Но если ваши мнения с учителем расходятся, попросите проэкзаменовать ребенка сторонних преподавателей. Как раз из этих соображений мы и обращались к репетиторам.

А если все говорит о том, что вашего ребенка притесняют и ему это тяжело и неприятно - не стоит мучиться и надеяться, что конфликт рассосется. Все же в школу ходят за знаниями, и если учитель не может их дать, тем более по важным для вас предметам, - лучше найти другого учителя.

Но самый большой урон такая ситуация наносит психике школьника. Если ему постоянно говорить: ты ничего не знаешь и не понимаешь, он сам в это поверит и перестанет понимать даже то, что раньше знал и умел. И задача родителей - не допустить этого.

Конечно, важно уметь решать конфликты и находить общий язык с другими, но еще важнее - не тратить свои силы и нервы на бесполезную борьбу.

Объект для насмешек

Гораздо сложнее понять, кто виноват, если у ребенка проблемы с одноклассниками. Да, возможно, они жестокие и насмешливые, но родителям важно понять, почему мишенью для насмешек дети избрали именно вашего сына или дочь. Вы можете поменять школу, но ваш ребенок останется таким же, и нет гарантии, что в новом коллективе не возникнут старые проблемы.

По мнению психологов, каждый ребенок выстраивает вокруг себя тот тип межличностных отношений, который ему привычен. И если роль жертвы для него наиболее естественна, то и в другой школе он невольно окажется именно в этой роли. Так же, как если он привык быть лидером, то неизбежно будет главенствовать и в новом классе.

В проблемах ребенка могут быть невольно виноваты и сами родители. Первое, над чем с охотой издеваются школьники всех возрастов, это чрезмерная родительская опека. Подумайте, может, вы заставляете сына носить шапку чуть не до мая, из лучших побуждений, конечно? Может, бабушка до сих пор встречает взрослого внука у ворот школы?

Это не значит, что надо идти на поводу у детей и позволить своему чаду одеваться и вести себя как угодно, но слегка отпустить поводья стоит. А параллельно приучайте ребенка к независимости от чужого мнения.

Делаем выбор

Прежде чем окончательно решить вопрос со сменой школы, еще раз взвесьте все плюсы и минусы. Потеря старых друзей или приобретение новых…

Необходимость привыкать к требованиям новых учителей. Иной школьный уклад, иное время на дорогу…

Все эти моменты следует хорошенько проговорить с ребенком. Порой после таких разговоров вдруг выясняется, что переход в другую школу - это смена одних проблем на другие. А иногда ребенок вообще может понять, что все эти конфликты были некоторым фоном, который ему не так уж и мешал. Если переход неизбежен, то конец учебного года - лучшее время, чтобы решить этот вопрос. Также вместе со школьником нужно выбирать новую школу, тщательно проанализировав, что вас не устраивало в прежней и что вы хотите найти теперь.

Это почти как выбор нового места работы. Не поддавайтесь на привлекательные, но несущественные для вас моменты. Если вы твердо решили перейти в школу, где математика - только в базовом объеме, не идите в математическую лишь потому, что она рядом с домом и о ней прекрасно отзываются соседи. Иначе вы получите те же проблемы, от которых пытались сбежать.

Мои родители хотели, чтобы я училась непременно в московской школе. И я им благодарна за это. Однако, если ребенок сам хочет сменить школу, стоит прислушаться к его мнению. Ведь причины могут быть разными. Например, я считаю, что именно из-за неправильной педагогической тактики учителя я невзлюбила химию.

Если у вашего ребенка проблемы в школе

Проблемы ребенка в школе, их характеристика. Способы решения имеющихся проблем.

Ваш ребенок уже ходит в школу. За первыми впечатлениями, оценками и радостями, неизменно приходит время первых трудностей. Определенные сложности появляются у детей уже на начальном этапе обучения. В этой статье мы поговорим о проблемах, возникающих у детей в школе, и о методах их решений.

Школьные проблемы у ребенка могут иметь различный характер: трудности в обучении, нежелание посещать школу и пр. Многие родители допускают огромную ошибку, не распознавая эти проблемы в самом начале, из-за собственной занятости или невнимательности. В результате, из «зародыша» проблема перестает в нечто большее.

Проблемы, связанные с регуляцией поведения ребенка
Неусидчивый, излишне активный ребенок, своим поведением мешает не только учителю и одноклассникам, но и самому себе. В силу определенных особенностей, ребенок не может усидеть на месте, он с трудом воспринимает все, что говорит учитель, вскакивает со своего места, перебивает других детей. Ему сложно заниматься однообразной монотонной деятельностью. Конечно, в первое время он будет старательно, как и все дети, выводить в тетради палочки и кружочки, однако, очень быстро ему это занятие надоест, и он потеряет интерес к происходящему на уроке.

Медлительный ребенок не может успеть за темпом учителя и одноклассников. Когда дети уже заканчивают выполнение задания, медлительный ученик к нему только приступает.

В обоих случаях нарушается качество усвоения учебного материала, наносится ущерб ученической трудоспособности.

Проблема социальной адаптации в школе
Ребенок не может влиться в коллектив, не может найти общий язык с одноклассниками, оставаясь всячески отвергнутым. Дома ребенок жалуется на детей, рассказывая о том, что его обижают в школе, смеются над ним и пр. Кроме того, он может жаловаться и на педагога: не поставил отметку, не спросил на уроке. Зачастую такие дети становятся изгоями среди одноклассников. Они не умеют согласовывать свои потребности с потребностями окружающих. Такому ребенку сложно о чем-либо договариваться, он не видит собственные социальные рамки, переступая через границу других, он не может в нужный момент остановиться. Все это, в свою очередь, вызывает насмешки у других учеников. В результате появляются обиды, взаимоотношения в классе нарушаются. Ребенок не реагирует на просьбы, он замыкается на своих эмоциях и мыслях, не концентрируя внимания на обучении и словах учителя, что, несомненно, сказывается на его успеваемости.

Обострение хронических заболеваний как проблема адаптации в школе
Новый ритм жизни и распорядок дня, изменение социального статуса, новый коллектив и обязанности – все это может стать первоисточником стресса для ребенка, который, в свою очередь, ослабляет иммунитет и повышает риск обострений имеющихся заболеваний.

Проблема готовности к школе
Многие мамы и папы спешат побыстрее отдать своего ребенка в школу. Не задумываясь о том, а готов ли он к обучению с психологической точки зрения. К сожалению, не все дети школьного возраста успевают «созреть» к началу обучения.

Что делать, если у вашего ребенка есть проблемы в школе?
Не затягивайте с решением существующих проблем. Не доверяйтесь самообману, полагаясь на то, что пройдет время и ребенок сумеет ко всему привыкнуть, и проблемы пройдут сами собой. Этого не произойдет. Из-за нерешенных проблем, ребенок начнет больше отставать от учебной программы, у него окончательно испортятся взаимоотношения с одноклассниками и учителем.

В первую очередь, обратитесь к педагогу. Спросите, какие, на его взгляд, трудности имеются у вашего ребенка, и как можно выйти из положения.

В основе большинства проблем лежат определенные сложности со здоровьем. В этом случае вам следует обратиться за консультацией к специалисту (педиатр, невролог).

Статья для тех, у кого есть бабушка: и как поздравить.

Беседа с опытным психологом поможет выяснить корень всех имеющихся проблем и подобрать эффективные способы их решения.

Нелишней будет и коррекция рациона питания. Задумайтесь, достаточно ли витаминов и полезных питательных веществ получает ваш ребенок с пищей. Исключите из рациона газировку и фаст-фуд. Для ребенка огромное значение имеют овощные и фруктовые блюда.

И напоследок хочется сказать пару слов. Дорогие родители, не ищите проблем, не имея для этого оснований. Если вас настораживают школьные проблемы вашего ребенка, однако учитель не видит этого, задумайтесь. Может быть, вы передаете своему ребенку личный негативный опыт, связанный со школой? Или, напротив, ждете от него таких же успехов в учебной деятельности, какие были у вас? Ребенку итак нелегко, не нагружайте его собственными проекциями. Со временем он обязательно раскроет свои способности, наберитесь терпения, и, может быть, в ближайшем времени ребенок вас приятно удивит.