Разделы. Радуга

РАЗДЕЛЫ

1. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ РАБОТЫ В ТЕЧЕНИИ ГОДА

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ

  • как обеспечить психологический комфорт в группе

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ:

  • какими мы стали
  • основные психические процессы

3. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА 3 – 4 ЛЕТ:

  • кризис 3 лет "я сам"
  • развитие деятельности
  • ребенок среди сверстников
  • добрые обычаи
  • мы помощники и защитники
  • основные методические подходы в создании мотивации деятельности
  • 1 тип мотивации
  • 2 тип мотивации
  • 3 тип мотивации
  • оценка результата

1. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАЦИИ

4. ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАЦИОННО-РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ:

  • 1-я половина дня
  • 2-я половина дня

5. ПРИМЕРНОЕ ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6. ИТОГИ ГОДА

2. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ

3. ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНЫХ ИГР

3. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ЧТЕНИЮ

1. КРАСОТА ЖИЗНИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

2. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

2. МУЗЫКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ РЕБЕНКА

3. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

4. ПРОГРАММА ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ И РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ:

ТИШИНА И ЗВУК:

  • 1 тема "в гостях у тетушки Тишины"
  • 2 тема "звучащий мир, разноголосица предметов и живых существ"
  • 3 тема "звучащий мир: город, деревня, лес
  • 4 тема "человеческий голос"
  • 5 тема "тишина и звук" (завершающее занятие по теме)
  • 6 тема "путь в королевство музыки"
  • 7 тема "сестрица Мелодия и братец Ритм"
  • 8 тема "волшебная палочка дирижера"
  • 9 тема "тайна старого мастера" (скрипка)
  • 10 тема "о чем рассказала виолончель"
  • 11 тема "Роландов рог (труба)"
  • 12 тема "чей голос самый громкий (барабан)"
  • 13 тема "волшебная дудочка (флейта)"
  • 14 тема "голос с неба (колокол)"
  • 15 тема "легенда об арфе"
  • 16 тема "хрустальные звуки (музыкальный треугольник, колокольчики)"
  • 17 тема "рояль-король инструментов"
  • 18 тема "музыкальный дом (орган)"
  • 19 тема "оркестр"

Программа "Радуга" рекомендована Минобразования РФ, прошла апробацию в различных регионах страны. В настоящее время переработана с учетом предложений педагогов-практиков. Программа направлена на воспитание, образование и развитие детей от 2 до 7 лет. В ней даны возрастные характеристики ребенка, определены задачи работы с детьми и пути их решения, обозначены главные направления взаимодействия ДОУ с родителями.

Программа "Радуга" содержит семь разделов: изобразительная деятельность, математика, развитие речи, конструирование, музыка, движение, окружающий мир.

Структура программы отражает закономерности появления и становления в психике ребенка важнейших психических новообразований: от 2 до 4 лет - целенаправленная деятельность, от 4 до 5 - переход сознания ребенка за пределы окружающей его действительности, от 5 до 7 лет - произвольность психических процессов, развиваются воображение, творчество.

Программа "Радуга" задумана и реализована:

  • как комплексная, т.е. охватывающая все основные стороны развития детей в дошкольном возрасте;
  • массовая, т.е. предназначенная для использования во всех регионах России в городских и сельских детских садах;
  • личностно-ориентированная система воспитания, образования и развития детей, основанная на классических подходах и основных достижениях современной российской педагогической и психологической науки.

Педагогическая работа в рамках программы строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Существенный момент в педагогической работе - создание у детей мотивации. Авторы предлагают использовать три ее типа: игровую, общения и личной заинтересованности.

Авторы назвали программу «Радуга», образно сравнивая с настоящей радугой семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: физическая культура; игра; изобразительная деятельность и ручной труд; конструирование; занятие музыкальным и пластическим искусством; занятие по развитию речи и ознакомление с окружающим миром; математика.

Так, например, разделы «Ребенок и окружающий его мир», «Обучение родному и иностранному языкам» обозначены синим цветом. Их цель - помочь научиться общению со взрослыми и сверстниками, понятно для окружающих выражать свои мысли, уметь слушать и понимать других, вступать в разговор, поддерживать его, высказывать свои суждения, формировать простейшие выводы. С синим цветом ассоциируется все то, что необходимо как воздух и окружает ребенка в быту и природе, что позволяет ему установить связи между живым и неживым, познать самого себя.

Одно из положений, на которых базируется программа, - личность представляет собой систему, основанную на отношении человека к окружающему миру, другим людям, к себе самому. В программе поставлены задачи формирования бережного и уважительного отношения к окружающему миру рукотворных предметов и сфере человеческого труда, экологического отношения к природе, разработаны и предложены эффективные технологии создания в группе спокойных и доброжелательных взаимоотношений.

Авторы преследуют цель - сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения и др., которые позволяют ребенку, не потеряв интереса к учению, полноценно овладевать знаниями не только в школе, а постоянно. В связи с этим решение воспитательно-образовательных задач в первую очередь направлено на воспитание и общее психическое развитие ребенка. При этом формирование знаний, умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития ребенка.

Перед воспитателями ставятся следующие задачи:

  • создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;
  • обеспечить охрану и укрепление его здоровья (физического и психического);
  • способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;
  • формировать активное и бережное уважительное отношение к окружающему миру;
  • приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).

Раздел программы «Радуга» «Мир природы » является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого они все вместе получают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру. В методическом материале программы предусмотрено значительное количество занятий о растениях, животных, планете Земля и строении Солнечной системы. Детям дают знания из области географии, сведения об экзотических явлениях (о природе Африки, динозаврах и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей создания часов, календарей, глобуса.

Дети учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, но важно и осмысливать увиденное, понимать, что оно означает. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и природе, но они не могут обеспечить детям понимания природы, непосредственно окружающей ребенка, выработать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частое использование словесного метода - рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

В процессе воспитательно-образовательной работы с детьми закладываются основы познавательного, бережного, созидательного отношения к миру, уважительное, заинтересованное отношение к культуре других народов; формируется эмоциональная отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Структурно-содержательная характеристика

Программа «Радуга» предлагает разделить работу по экологическому воспитанию на два раздела: «Живая природа» и «Неживая природа». На занятиях дети получают знания о растениях и животных как о царствах: царство растений и царство животных. Царство растений в свою очередь делится на дикие и культурные растения.

Дикие растения - те, которые живут, растут и развиваются без усилий со стороны человека, а культурные - те, в росте, развитии и жизни которых человек принимает активное участие. Авторы рекомендуют при ознакомлении детей с растениями учитывать специфику края, местности, где живут дети. Например, следует знакомить с морскими растениями тех, кто живет на морском побережье; при классификации комнатных растений следует начать с тех, которые есть в группе, детском саду и т.д. Проводятся занятия для расширения у детей представлений о мире растений через занимательные рассказы (исторические факты, «язык цветов», растения, занесенные к Красную книгу). С детьми рекомендуется проводить систему занятий по ознакомлению с растениями.

Темы занятий: «Царство растений», «Культурные растения», «Дикие растения», «Удивительные и прекрасные».

Царство животных авторы подразделяют не по классам и видам, а по их взаимосвязям с человеком, т.е. на диких и домашних животных. Детям даются знания о том, что к домашним животным относятся виды, живущие рядом с человеком не одну тысячу лет (коровы, овцы, свиньи, козы), а дикие животные - те, которые не могут жить с человеком. Они сами заботятся о себе, живут по своим законам.

Таким образом ребенка подводят к пониманию особой роли и места человека в природе:

  • человек не хозяин природы, а лишь ее часть;
  • обязан считаться со всеми живущими на Земле;
  • должен рационально использовать дары и богатства природы.

Темы занятий: «Царство животных», «Домашние животные», «Дикие животные», «Удивительное о животных».

В старшем дошкольном возрасте дети только накапливают познавательный багаж, содержащий знания и информацию о неживой природе. Авторы предлагают передавать детям на занятиях конкретные факты и сведения через крупные познавательные темы: «Атмосферные явления» - происхождение облаков, туч, дождя, молнии; «Разнообразие природы» - рассказы о разных климатических зонах; «Времена года» - обобщающие беседы о зиме, весне, лете, осени; «Солнечная система» - познавательные рассказы о планетах и других небесных телах, о зависимости наступления дня, ночи, вечера и утра от положения Земли по отношению к Солнцу; «Удивительное в камне» - познавательные рассказы о различных камнях, их происхождении, роли в жизни людей в разные времена.

Программа «Радуга» ориентирует педагогов на осуществление трудовой деятельности, но не на занятиях, а в повседневной жизни. Авторы рекомендуют выращивать в группе культурные растения (из семян и луковиц), даже разрешают детям, которые проявляют явный интерес и любовь к уходу за комнатными растениями, принести в группу свои цветы (при условии, что ухаживать за ними дети будут самостоятельно).

Авторы считают беседы на познавательные темы одной из форм получения информации, они рекомендуют строить их таким образом, чтобы вопросы педагога помогали детям упорядочивать имеющиеся представления, уточнять и расширять их. В итоге бесед ребенок должен осознать, понять различные закономерности нашего мира, получить новую информацию (беседа о фруктах, «Мой любимый день недели, года», «Животные, которых мы знаем» и др.).

«Радуга» предусматривает значительное количество занятий о растениях, животных, строении Солнечной системы. Дошкольники получают много знаний, но недостаточно экологических. Предполагается частое использование словесного метода: рассказ воспитателя, объяснение вместо наблюдения, совсем не присутствует опытническая работа, мало внимания уделено труду в природе. Детям все дается в готовом виде, т.е. всю информацию они черпают из рассказа воспитателя. Эта программа рассчитана в основном на получение готовых знаний, а не на практическую деятельность детей.

В программе «Радуга» в арсенал педагогического руководства познавательной активностью детей входят разбор, обсуждение проблемных ситуаций, но конкретно опытническая работа отсутствует.

Предметно-развивающая среда

Учебно-методическое обеспечение

Программа имеет комплект методического обеспечения по каждой возрастной группе для педагогов, детей, родителей. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. - М.: Сфера, 2009.

Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Якобсон С.Г., Гризик Т.И., Доронова Т.Н. и др.

М.: 201 4 - 232 с.

«Радуга» – примерная основная образовательная программа дошкольного образования, предназначенная для работы с детьми от 2 месяцев до 8 лет. Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и направлена на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих позитивную социализацию детей, сохранение и укрепление их здоровья. Программа реализует принципы полноценного проживания ребёнком дошкольного периода детства, индивидуализации образовательного процесса, поддержки детской инициативы в различных видах деятельности и поможет педагогам организовать работу по реализации всех образовательных областей, заявленных в Стандарте дошкольного образования. Программа адресована педагогам дошкольного и дополнительного образования.

Формат: pdf

Размер: 4,7 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка 4
Общая характеристика Программы «Радуга» 4
Цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы «Радуга» 10
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста 17
Планируемые результаты освоения Программы «Радуга» 42
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание образовательной деятельности 46
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 46
Образовательная область «Познавательное развитие» 70
Образовательная область «Речевое развитие» 86
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 98
Образовательная область «Физическое развитие» 105
Технологии реализации содержания Программы «Радуга» в соответствии с образовательными областями 113
Социально-коммуникативное развитие 113
Познавательное развитие 117
Речевое развитие 124
Художественно-эстетическое развитие 129
Физическое развитие 132
Технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства 136
Поддержка детской инициативы 138
Взаимодействие с семьёй 142
Цели, задачи и формы взаимодействия с семьёй 142
Информационная политика образовательной организации, работающей по Программе «Радуга» 146
Творческое сотрудничество с семьёй 148
Педагогическая диагностика 149
Подходы к педагогической диагностике 149
Коррекционная работа 157
Организация коррекционной/инклюзивной работы 157
Содержание коррекционной работы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» 160
Содержание коррекционной работы в образовательной области «Познавательное развитие» 172
Содержание коррекционной работы в образовательной области «Речевое развитие» 192
Содержание коррекционной работы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» 199
Содержание коррекционной работы в образовательной области «Физическое развитие» 200
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Распорядок дня 202
Основные режимные моменты 206
Организация жизни группы 207
Формы реализации Программы «Радуга» 207
Нормы жизни группы 207
Традиции жизни группы и праздники 207
Традиции-ритуалы 208
Стил ь жизн и груп п ы 209
Интерьер группы 210
Формы реализации дошкольного образования 211
Группы кратковременного пребывания 211
Малокомплектный детский сад. Разновозрастные группы 212
Дополнительные платные образовательные услуги 213
Методическое обеспечение Программы «Радуга» 215
Кадровая политика образовательной организации, реализующей Программу «Радуга» 216
Коммуникативная компетенция 216
Представление о свободе 216
Представление о творчестве 217
Представление об ответственности и взрослой позиции 217
Учебно-вспомогательный и технический персонал 218
Сотрудничество и коллегиальность 218
Критерии отбора кадров 218
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда 220
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста 221
Стиль «радужной» группы 227
Примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации Программы «Радуга» 228

"Радуга" - комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работают детские сады России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.

Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей.

Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.

Основные цели программы:

  • обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;
  • обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);
  • всестороннее и своевременное психическое развитие;
  • формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;
  • приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

красный цвет - физическая культура : на занятиях формируются привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности, аккуратности, порядку, культурно - гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений, вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, и предупреждения их;

оранжевый цвет - игра: игра считается ведущей деятельностью работы, она позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла. защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре;

желтый цвет - изобразительная деятельность и ручной труд: - обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой;

зеленый цвет - конструирование: дает возможность развить воображение, фантазию и умственно воспитать малыша; дети учатся строить из строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к процессу творчества в конструировании;

голубой цвет - занятия музыкальным и пластическим искусством: позволяют развивать эстетические переживания, формируют интерес к музыке, развивать музыкально - сенсорные способности ребенка, способность двигаться в такт, пространственную координацию;

синий цвет - занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим: обучение родному и иностранному языкам происходят через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой;

фиолетовый цвет - математика: обучение математике происходит в атмосфере доброжелательности, поддержки ребенка, даже если он совершил ошибку, поощряется стремление высказать свое мнение; дети не только познают математику, но осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результаты.